Признаком разрешения конфликта является изменение поведения собаки на любые неконфликтные формы
Подчинение собаки старшему члену стаи, признание его доминирования и отказ от претензий не обязательно выражается в умиротворяющем или детском поведении. В ходе социализации отказ от конфликта чаще выглядит как выполнение требований старшего. Поэтому в большинстве случаев не следует добиваться от собаки ярко выраженного умиротворяющего или детского поведения. Для прекращения конфликта вполне достаточно выполнения одной-двух нейтральных команд (желательно тормозящих, то есть "Сидеть", а еще лучше – "Лежать"), за которое собаку необходимо похвалить (вкусопоощрительный метод здесь совершенно неприменим). Похвала закрепляет подчинение собаки и доминирование хозяина. Для практики воспитания на этом этапе очень важно соблюдать минимальную эмоциональность в управлении поведением молодой собаки, отдавая команды низким, чуть глуховатым, размеренным тоном, без крика и резких перепадов интонации. В противном случае собака имеет основания считать, будто хозяин не уверен ни в правильности своих решений, ни в необходимости их выполнения. Заметим, что если собака в этом возрасте попадает в руки недостаточно опытного дрессировщика, неверно понимающего суть так называемого "командного голоса" и отдающего команды резким, высоким, крикливым тоном, то это осложняет не только дрессировку и обучение собаки, но и может послужить основой для перманентного непослушания в дальнейшем. Возраст созревания и окончательной социализации связан с окончательным формированием СИМ и, следовательно, с выработкой всех аспектов поведения. Поэтому особое значение для формирования желательного инициативного поведения собаки целесообразно ввести новый этап – ситуативное обучение. Методы формирования желательного поведения описаны в главе 7. Значение этапа ситуативного обучения (то есть, формирования смысла реакций собаки на все значимые события) состоит в том, что при реформировании СИМ у молодой собаки в нее должны быть наиболее естественным образом включены все критерии поведения, желательные для человека. Это достигается отработкой поведения в большинстве ситуаций, которые может предвидеть хозяин (при необходимости – с возвратом к стопроцентному управлению поведением). Формируются сложные динамические стереотипы для наиболее ответственных ситуаций, одновременно определяется норма конфликтных реакций в экстремальной ситуации (нападение, защита себя и человека, охрана собственности и т.п.) и устанавливаются "пределы необходимой обороны". Основы ситуативного обучения закладываются в предыдущем периоде, при формировании адекватных критериев поведения, но в возрасте шести-семи месяцев этот тип обучения еще нельзя считать обязательным (хотя это дает определенные преимущества с точки зрения "программы опережающего развития", обеспечивающей максимальное раскрытие интеллектуальных способностей собаки и расширения ее поведенческих возможностей). В возрасте окончательной социализации ситуативное обучение соответствует возрастным процессам формирования сложного поведения и способствует скорейшему определению взрослого социального ранга собаки путем выработки адекватной самооценки. Социальный уровень СИМ (нормы видовой и межвидовой социализации) регулируется в процессе ситуативного обучения за счет регламентации права на принятие решений в том или другом круге ситуаций (соответственно социальным стереотипам собак). Определение окончательных отношений с хозяином использует нормальные процессы видовой социализации. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в период окончательной социализации молодая собака никоим образом не протестует против требований человека, а всего лишь выявляет свой стайный ранг с тем, чтобы точнее определить будущий круг прав и ответственности, а также сферы принятия решений. Поэтому особо важны те воспитательные мероприятия, которые базируются именно на определении сферы принимаемых решений. Так, например, оптимальным рангом для молодого кобеля (а возможно, и для суки) крупной породы следует считать ранг Воина. Поэтому целесообразно предоставлять ему право принятия решений в более или менее стандартных ситуациях, связанных с обороной более слабых членов стаи. При воспитании, например, мелкой собаки-компаньона, более естественно предназначить ей ранг Сигнальщика и, соответственно, поощрять скорее это поведение, чем принятие самостоятельных стратегических решений. Очень важно также отрегулировать самооценку молодой собаки в соответствии с предлагаемым ей рангом. Агрессия в пределах семьи-стаи безусловно запрещается, вне зависимости от ранга собаки. По отношению к посторонним можно считать наиболее уместным безразличие, при необходимости – угрожающее поведение и только в случаях явной опасности (нападения) допустимо поведение, направленное на изгнание чужого (агрессия конкуренции). Агрессия самозащиты допускается лишь в случаях несомненной опасности, которую невозможно устранить другими способами. В этом состоит, в частности, ключ к обучению охранной собаки. При условии успешного прохождения ситуативного обучения можно считать, что поведение взрослой собаки полностью соответствует требованиям, предъявляемым к нему человеком-хозяином. Итак, важнейшими онтогенетическими факторами, препятствующими полноценному развитию психики собаки, следует считать следующие ошибки хозяина: · информационная и сенсорная депривация в первом-третьем месяцах жизни; · существенные ограничения в стереотипном поведении в третьем-четвертом месяцах жизни; · эмоциональная недостаточность или перегрузка в четвертом-пятом месяцах жизни; · социальная депривация в возрасте 3-4 месяцев, а затем в возрасте 6-7 и 9-12 месяцев; · критериальная недостаточность в возрасте 6-8 месяцев; · эмоциональные перегрузки в возрасте 6-8 месяцев; · конфликтные и насильственные методы управления поведением в возрасте 9-15 месяцев; · недостаточное внимание к ситуативному обучению в возрасте 9-15 месяцев; · недостаточное использование игры как обучающего механизма; · недостаток двигательной активности и тренинга; · общий дисбаланс эгоистических и альтруистических мотиваций; · депривация на любом уровне (независимо от возраста). В дополнение к характеристике воспитания собаки заметим, что описанные этапы формирования отношений с хозяином в целом характерны не только для развития и воспитания щенка, но и для тех случаев, когда взрослая собака подобрана на улице или передается из одних рук в другие. Естественно, что адаптация психики и поведения и формирование контакта протекает в другие сроки, однако стадийность адаптации по уровням сохраняется. На этом строится программа "ускоренного установления контакта" для случаев попадания собаки в новые руки. В этом случае адаптация каждого из уровней занимает в среднем около 7-10 дней. Это означает, что в первую неделю пребывания собаки в новых руках наиболее активен фактографический уровень; вторая неделя представляет собой период адаптации стереотипных форм поведения; третья отводится главным образом на выработку новых критериев поведения. Крайне существенно с практической точки зрения то, что социальная адаптация, т.е. выработка оптимальных (для собаки) отношений с новым хозяином наступает в среднем через три-четыре недели после попадания собаки в новые руки. В это время возможны те формы поведения, которые характерны и для "возрастного бунта" (от провокационного поведения с целью выяснения реакций человека до открытого доминирования и конфликта). Обычно новые хозяева, не зная этих закономерностей, резко отрицательно воспринимают "неблагодарность" и "коварство" собаки, которую они "облагодетельствовали". В тех случаях, когда зоопсихолог руководит адаптацией собаки в новых руках, прежде всего необходимо предупредить новых хозяев о сроках адаптации, а кроме того – построить программу установления контакта с соблюдением указанных закономерностей. Сложность адаптации зависит от отличий новой информации по каждому из уровней СИМ от прежнего жизненного опыта собаки. В периоды адаптации по наиболее различающимся уровням вероятность усиленных эмоциональных реакций и стрессов максимальна. Если прошлое собаки известно, то эти различия необходимо учесть при построении программы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Признаком разрешения конфликта является изменение поведения собаки на любые неконфликтные формы» з дисципліни «Прикладна психологія собаки»