В большинстве культур муж и жена разделяют функции в семье. Выше уже говорилось, что Т. Парсонс и Р. Бейлз назвали их роли инструментальной и экспрессивной соответственно (муж — добытчик, жена создает хорошую психологическую атмосферу в семье). Когда появляются дети, супруги продолжают такое разделение. Муж заботится о финансовой стороне воспитания, он должен заработать деньги, чтобы дети могли быть накормлены, одеты, получили образование и т. п. Жена выполняет домашнюю работу и воспитывает детей. Попытки изменить этот традиционный стереотип ни к чему не привели. По данным Рассела, некоторые мужчины при рождении детей оставались дома и занимались домашней работой, но долго это не продолжалось. Кросс-культурные исследования в 15 странах, которые провел Стоун, продемонстрировали следующее: хотя работающие матери проводят с детьми меньше времени, чем домохозяйки, это все же большее время, чем у работающих отцов. Матери часто остаются наедине с ребенком, в то время как отцы занимаются с ребенком в основном в присутствии матери. Также обнаружилось, что когда оба родителя находятся дома с ребенком, основное психологическое внимание ему уделяет мать: она стимулирует его активность, выражает свое эмоциональное отношение, при необходимости утешает, в то время как отец читает или смотрит телевизор. Когда дети вырастают и идут в школу, большая часть ответственности за их повседневную жизнь все равно остается на плечах матери (Расселл и коллеги). В США неоднократно раздавались призывы изменить ситуацию, от компаний и организаций требовали, чтобы они предоставили мужчинам возможность заниматься воспитанием детей. Появилось понятие «новое отцовство»: молодые отцы, приходя с работы, активно вовлекаются в заботу о детях — пеленают ребенка, кормят и купают его. Организации освобождают таких отцов от командировок, чтобы они могли проводить время с семьей, а жены получают возможность совмещать заботу о детях с учебой или карьерой. Однако в целом это не меняет ситуацию. Когда жены пошли работать, мужья стали проводить времени с детьми всего на 45 минут в неделю больше, чем раньше (Бернетт и коллеги). Существуют и другие семьи, где один супруг идет на работу, а другой остается с ребенком, и работа позволяет им делать это но очереди. Замечена и еще одна тенденция — «бегство отцов из семьи» (Грисвольд). Эта тенденция усиливается тем обстоятельством, что даже отец, занимающийся ре-
320 Глава 9. Гендерные отношения бенком и проводящий с ним много времени, не освобождается от основной своей ответственности — обеспечивать семью материально (Маккоби и коллеги), поэтому, несмотря на благие намерения, объективные требования жизни (поддержанные субъективными переживаниями по поводу своего отцовства и материнства) приводят к тому, что мужчины и женщины в разной степени вовлечены в воспитание детей. Лэмб и коллеги выделили 3 вида родительского вовлечения в воспитание детей: 1) взаимодействие — прямые контакты с ребенком, ежедневные действия по заботе о нем и управление его активностью; 2) присутствие — наблюдение за ребенком без контактов и взаимодействия с ним; 3) ответственность — родитель вселяет уверенность в ребенка, мобилизует его внутренние ресурсы., заботится о его здоровье. Оказалось, что соотношение вовлечения матерей и отцов по указанным видам следующее: по присутствию — 2:1, по взаимодействию — 3:1, а по ответственности — 10:1. Эти результаты демонстрируют значительно большее участие американских матерей в воспитании детей по сравнению с отцами. В нашей культуре также принято возлагать ответственность за воспитание детей на мать, причем даже при условии, что она работает. В этом плане наши женщины-матери значительно более перегружены — не только по сравнению со своими мужьями, но и по сравнению со своими зарубежными коллегами, и психологически наше общество не готово сочувствовать трудностям матери, которая «сидит дома и ничего не делает». Нужны специальные исследования того, как такая ситуация сказывается на отношении матери к ребенку и на ее взаимоотношениях с супругом, а пока очевидно, что вовлечение матери во взаимодействие с ребенком значительно больше, чем у отца. и это обстоятельство нельзя считать позитивным фактором воспитания детей. Следующий фактор, влияющий на гендерные отношения, — стиль поведения родителей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Разделение видов ответственности за детей» з дисципліни «Гендерна психологія»