Для того, чтобы манипулировать, надо знать, чем и с кем манипулировать. Видеть структуру и элементы манипуляционного материала можно только благодаря знанию о ролевых структурах и играх своих подчиненных. Что отличает лидера от своих подчиненных - то, что у лидера есть информация о том, что будет предпринято в будущем. Он может манипулировать не только потому, что у него власть, но и потому, что он обладает большой информацией, которая идет от него самого, от неофициальных взаимодействий с другими политическими лидерами. (например, государств). Практика показывает, что существует большая разница между официальной ролевой структурой группы подчиненных и истинной психологической картиной в политической группе. В настоящее время, на взгляд автора, существует восемь психологических ролей, которые могут быть в политической группе: 1. Роль "козла отпущения". 2. Роль организатора или руководителя исполнения. 3. Роль демократа и политического добродетеля. 4. Роль помощника руководителя. 5. Роль покорного политика. 6. Роль свободного политика, которому разрешается "все". 7. Роль объединяющего политика. 8. Роль проверяющего политика или обеспечивающего личную и государственную безопасность. 9. Скрытый лидер. Эти роли, конечно, ничего общего с постами в правительстве не имеют. Эти скрытые роли, о которых знает только лидер. Именно за этой информацией охотятся политические противники с целью ведения эффективной политической борьбы. Иными словами, все то, о чем говорилось выше это неофициальные ролевые структуры политической организации. Искусство политических манипуляций во многом зависит от знания и умения владеть именно этой информацией о своих подчиненных. Приведем пример. Часто лидеры с целью отвлекающих маневров перед обществом пользуются подчиненными, на которых выпадает роль "козлов отпущения". Именно на них разряжаются политические силы противников, именно с ними оказывается связано все зло и все причины наших бед. Хотя в действительности дело не так. Этот политический спектакль разыгран с целью снятия напряжения, отвлечения масс от истинных причин и дальнейшим продолжением старой политики. Через некоторое время "козел отпущения" снимается с поста, а назначается другой. Очевидно, что подчиненный, выполнивший роль "козла отпущения", не понижается в своей должности. Аналогичные манипуляционные процедуры проводятся и с другими ролевыми элементами политической группы подчиненных. В каждом случае имеет место своя специфика. Девятая роль в группе подчиненных - это роль скрытого лидера, который готовится к приходу власти. Талант официального лидера - обнаружить его и изолировать, а затем взять в помощники. Нужно различать вариант, когда политик знает, какую роль он выполняет в своей политической организации, и убежден, что именно эта роль возложена на него со стороны лидера, от варианта, когда политик заблуждается, и существует разница между представлениями его самого и лидера. Лидер во втором случае искусственно вводит в заблуждение своего подчиненного. Поэтому можно быть "козлом отпущения" истинным, т.е. действительно пострадать, приняв удар как со стороны руководителя, так и со стороны общества. А можно сыграть роль "козла отпущения" по договоренности с лидером. В этом случае для политика это может быть просто одним из этапов политической карьеры. Распространим вышеприведенные два варианта на другие роли политической группы. Роль организатора или руководителя исполнения меньше всего подвержена блефу, который идет со стороны лидера. Так как блефовать с подчиненными, благодаря которым реализуется политика лидера, равносильно тому, что пилить ветку дерева6 на которой сидит лидер. История показывает, что в этом случае чаще всего начинают блефовать сами подчиненные, например, с целью свержения лидера. Поэтому опытный лидер должен вовремя пресечь такое развитие. Роль демократа и политического добродетеля, который находится в команде политического лидера, имеет большие возможности для организации блефа. Так например, это может быть роль великого народного мученика, для которого политический лидер нашел место в своей команде. Однако, история показывает, что политики, имеющие имидж великого мученика, не покупаются на "подачки" со стороны официально политических лидеров, а сами приходят к власти. Лидеры с целью политической стабильности часто стремятся иметь в своей команде политиков, пользующихся большим уважением среди народа. Роль помощника руководителя. Практика показывает, что помощников руководителя бывает несколько и между ними существует элемент соревновательности. Поэтому ожидать от помощников каких-либо блеф-сюрпризов лидеру не приходится. Лидер всегда может перепроверить точку зрения помощника или взять альтернативную. Роль покорного политика. Лидер - диктатор всегда стремится, чтобы таких политиков в его команде было как можно больше. И все-таки многие лидеры на всякий случай раздувают штаты из покорных политиков с целью политической страховки. История показывает, что именно покорные политики чаще всего вводили в заблуждение своих руководителей и в конце концов предавали их. Роль свободного политика. Она проверяется политиками, обеспечивающими личную и государственную безопасность. Свободные политики нужны команде, как производству нужны рационализаторы и избиратели. Поэтому чистой роли свободного политика в команде лидера не существует. Роль объединяющего политика. Лидер контролирует его, чтобы объединение, которое организуется, было удовлетворительным и не имело последствий. (Например, объединение против лидера). Роль проверяющего политика. "Доверяй, но проверяй". В данном случае правильнее было сказать: "Доверяй, но проверяй проверяющего". Это самая опасная и ответственная роль. Именно в этом случае политик должен быть наиболее близким и доверенным лицом лидера. В идеальном случае это должно быть вторым "я" лидера или в худшем случае его тенью. К сожалению, такого не бывает, а сам лидер не может лично заниматься своей личной безопасностью. Иначе он перестанет быть лидером. Роль проверяющего опасна тем, что его самого могут проверить. В конце концов может оказаться так, что не смотря на то, что он был главным проверяющим, его тоже кто-то проверял. Такую проверку над проверкой может организовать только опытный и талантливый политический лидер. Для этого он организует несколько независимых проверяющих политиков, которые никогда не узнают друг о друге благодаря умелому блефованию лидера. В этом случае идет сложная "шахматная игра" на нескольких досках", лучшей из которых отдается предпочтение лидера.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МАНИПУЛЯЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА» з дисципліни «Енциклопедія блефу»