Существует некоторая путаница в том, какова роль статистики в построении плана эксперимента, а именно, план часто рассматривается как следование по любому пути, разрешенному статистикой. Многие планы, — особенно ориентированные на дисперсионный анализ, — популярны именно потому, что их связь со стат. всесторонне изучена, и для них разработаны средства борьбы с неопределенностью и отклонениями от требований нормальности распределения переменных. В большинстве исслед. статистика, помимо описания данных, выполняет прежде всего функцию выделения из всех альтернативных объяснений эксперим. эффекта одного единственного — «статистически достоверного» — объяснения. В тех случаях, когда этот эффект очевиден, методы статистического вывода теряют свое значение. Но очень немногие психол. явления вызывают столь явный эффект. Поэтому, если все же потребуется прибегнуть к статистическому выводу, то с самого начала необходимо установить работающую связь между Э. п. и стат., поскольку творческий поиск исследователя вполне может привести к планам, для к-рых плохо подходят известные статистические модели. Однако именно требования проблемы должны быть определяющим фактором при выборе плана. Только в том случае, когда для разработанного плана не подходит ни одна статистическая модель, следует проанализировать компромиссные варианты для выяснения того, насколько придется изменить определение проблемы, чтобы приспособить план к одной из существующих статистических моделей. При применении в некоторых исслед. сложных планов стат. позволяет измерить и исключить влияние одной или более смешиваемых переменных, к-рые в противном случае могли бы обусловить альтернативные объяснения эффекта. Но о каких бы планах ни шла речь, основная защита от всего спектра возможных альтернативных объяснений должна обеспечиваться самими планами, а не статистикой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Место статистики в планировании эксперимента» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»