При изучении механики поражает то, что во многих весьма простых случаях наука эта резко расходится с обыдёнными представлениями. Вот показательный пример. Как должно двигаться тело, на которое неизменно Рис. 12. При равномерном движении поезда сила тяги преодолевает сопротивления движению. действует одна и та же сила? «Здравый смысл» подсказывает, что такое тело должно двигаться всё время с одинаковой скоростью, т. е. равномерно. И наоборот, если тело движется равномерно, то это в обиходе считается признаком того, что на тело действует всё время одинаковая сила. Движение телеги, паровоза и т. п, как будто подтверждает это. Механика говорит, однако, совершенно другое. Она учит, что постоянная сила порождает движение не равномерное, а ускоренное, так как к скорости, ранее накопленной, сила непрерывно добавляет новую скорость. При равномерном же движении тело вовсе не находится под действием силы, иначе оно двигалось бы неравномерно (см. стр. 22). Неужели же обыдённые наблюдения так грубо ошибочны? Нет, они не вполне ошибочны, но относятся к весьма ограниченному кругу явлений. Обыдённые наблюдения делаются над телами, перемещающимися при наличии трения и сопротивления среды. Законы же механики имеют в виду тела, движущиеся свободно. Чтобы, движущееся с трением, обладало постоянной скоростью, к нему действительно надо приложить постоянную силу. Но сила нужна здесь не для того, чтобы двигать тело, а для того, чтобы преодолевать сопротивление движению, т. е. создать для тела условия свободного движения. Вполне возможны поэтому случаи, когда тело, движущееся с трением равномерно, находится под действием постоянной силы. Мы видим, в чём грешит обыдённая «механика»: её утверждения почерпнуты из недостаточно полного материала. Научные обобщения имеют более широкую базу. Законы научной механики выведены из движения не только телег и паровозов, но также планет и комет. Чтобы делать правильные обобщения, надо расширить поле наблюдений и очистить факты от случайных обстоятельств. Только добытое таким путём знание раскрывает глубокие корни явлений и может быть плодотворно применено на практике. В дальнейшем мы рассмотрим ряд явлений, где отчётливо выступает связь между величиной силы, двигающей свободное тело, и величиной приобретаемого им ускорения» — связь, которая устанавливается уже упоминавшимся вторым законом Ньютона. Это важное соотношение, к сожалению, смутно усваивается при школьном прохождении механики. Примеры взяты в обстановке фантастической, но сущность явления выступает от этого ещё отчётливее.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Повседневный опыт и научное знание» з дисципліни «Сила та рух»