Важнейшей функцией Э. п. яв-ся исключение альтернативных объяснений, иначе их можно было бы с тем же успехом выбрать в качестве причинных факторов наблюдаемого эффекта, что и предполагаемую теорией причину или эксперим. воздействие. Любое исслед., вероятно, допускает специфические альтернативные объяснения, определяемые конкретной эксперим. ситуацией, но есть несколько общих альтернативных объяснений, к-рые были описаны в работах Кука и Кэмпбелла, а также Кэмпбелла и Стэнли. Они были названы «угрозами валидности», т. к. снижают внутреннюю или внешнюю валидность. Здесь мы можем обсудить лишь некоторые из них. К фону (history) относятся любые события кроме эксперим. воздействия, к-рые происходят во время исслед. и, вообще говоря, могут оказаться причиной планируемого эффекта. На протяжении исслед. испытуемые могут становиться старше, мудрее, опытнее или искуснее, хотя это никак не связано с интересующим нас эксперим. воздействием, — такое явление получило название естественного развития (naturation). Во второй раз испытуемые лучше справляются с тестом, т. к. они уже знакомы с ним, чувствуют себя спокойнее, и т. д. При повторном тестировании на результат начинают влиять факторы, к-рые не были представлены в ситуации первого тестирования. В результате предварительного тестирования учащийся может получить предостережение относительно того, какие разделы эксперим. программы он должен знать тверже. Выполнение им контрольного теста после обучения по данной программе улучшается по сравнению с тем, каким оно оказалось бы без проведения предварительного тестирования, — эффект взаимодействия претеста и экспериментального вмешательства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Альтернативные объяснения» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»