Одной из наиболее выдающихся фигур в истории медицины, оказавшей большое влияние на развитие психиатрии, был швейцарский врач и алхимик, известный как Парацельс («лучший, чем Цельс»), труды к-рого ознаменовали резкий переход от ятрохимии (алхимии) к химии. Убежденный мистик и астролог, он верил в 4 гуморальные жидкости древних греков и 3 элемента арабов (ртуть, сера и соль) и провел большую часть своей жизни в поисках философского камня. Парацельс выдвинул 3 возражения против медицины Галена: а) она была слишком негибкой и систематизированной, жестко придерживаясь биогенной модели; б) она исключала все «психол.» аспекты индивидуума, сводя все к неподвергаемому сомнению действию гуморальных жидкостей, и в) она представляла консервативные корпоративные интересы, защищая респектабельность мед. профессии. Авторитетным текстом о душевных болезнях во времена Парацельса был Malleus maleficarum («Молот ведьм»). Malleus таleficarum был в существенной мере продуктом буллы папы Иннокентия VIII. За двухсотлетний период книга выдержала в Европе 30 изданий, процветая в эпоху Ренессанса — период, в иных отношениях характеризующийся возрождением и расцветом иск-в и наук. Согласно определению Парацельса, здоровье и болезнь зависят от пяти сфер: ens astrale (небесные тела или ход времени; фатальных на данный момент болезней можно будет избежать завтра); ens veneni (окружающая среда, предоставляющая как пищу, к-рая питает, так и яды, к-рые убивают); ens naturale (индивидуальная «природа», или личность), ens spirituale (духовная сфера, или душа, к-рая может привести к психич. заболеванию или защитить от него) и ens Dei (сфера Бога). Парацельс революционизировал психиатрию, впервые предложив подход описания наблюдений для понимания П. б. Он этиологически связал травму черепа с параличом, кретинизм с дисфункцией щитовидной железы и сексуальность с истерией. Он отказался от признания божественного вмешательства святого Витта в этиологию эпилепсии и, вероятно, первым признал роль бессознательных сил (unwissende) в возникновении болезни. Парацельс различал между «естественными» физ. болезнями и психологическими (spiritus vitae). Он первым заговорил о понятии индивидуальной личности (individual personality) — концепция, к-рая формально не разрабатывалась вплоть до середины XIX в.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Парацельс и эпоха Возрождения» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»