Начиная с момента рождения, к мальчикам и девочкам относятся по-разному во мн. сферах социализации. Взрослые ожидают, что мальчики и девочки, как впрочем и взрослые мужчины и женщины, различаются по своим физ., личностным и когнитивным характеристикам, хотя при этом заявляют, что придерживаются одинакового подхода к собственным детям, независимо от их пола. Воспитание и обучение дифференцировано по полу, причем эта дифференциация усиливается по мере повышения уровней образования детей. Школьники испытывают на себе действие половой дифференциации в самых разных занятиях, к-рые только можно обнаружить в школах. Мужчины занимают большинство административных и режимных должностей и чаще преподают математику, соц. и естественнонаучные дисциплины в средней школе. Женщины большей частью занимаются канцелярской и секретарской работой и обычно преподают большинство предметов в младших классах, за исключением гуманит. дисциплин, к-рые они ведут и в средней школе. Хотя процент заканчивающих среднюю школу юношей и девушек примерно одинаков, у юношей больше стимулов продолжать свое образование, и потому процент лиц женского пола непрерывно снижается по мере повышения уровней дальнейшего образования. Во время обучения в школе мальчиков больше побуждают выбирать продвинутые курсы математики и естественных наук, и они действительно чаще выбирают эти курсы по сравнению с девочками, закладывая тем самым основы последующей специализации в колледже. Девочки же в большей мере ориентированы на гуманит. дисциплины (язык и литература) во время обучения в школе. Соответственно, в высшей школе студентки чаще специализируются в области гуманитарных наук и педагогики, а студенты — в области естественных наук. На уровне профессионально-технического образования лица женского пола явно предпочитают программы подготовки работников сферы обслуживания, здравоохранения и офисных работников, тогда как лица мужского пола записываются, в основном, на программы подготовки специалистов для пром-сти, сельского хозяйства и торговли. Эти различия, обусловленные полом, ведут к более низкой оплате труда большинства женщин. П. р. проявляются тж в семейной и трудовой жизни. Во всех культурах имеет место большее или меньшее разделение труда по полу, в основном связанное с мобильностью работника. Везде мужчины чаще выполняют работу, требующую разъездов; женщины обычно выполняют работу, позволяющую им оставаться рядом с семьей и несут осн. обязанности по воспитанию детей. И мужчины, и женщины выполняют работу, требующую физ. силы. П. р. существуют в физ. и психич. здоровье. У лиц мужского пола короче средняя продолжительность жизни и они сравнительно чаще умирают в пренатальном периоде и на протяжении любого отрезка жизни. Тем не менее, женщины чаще посещают врачей и психотерапевтов. В том, что касается проблем психич. здоровья, наиболее существенным П. р. яв-ся депрессия. П. р. в сфере здоровья, как физического, так и психического, опосредуются браком. У женатых мужчин ниже средние показатели смертности и заболеваемости, чем у неженатых. Однако самыми здоровыми женщинами оказываются те, кто никогда не был замужем. По мере того как перед людьми открывается все больше возможностей, нек-рые из П. р. в сфере жизненного опыта становятся все менее выраженными, гл. обр. вследствие постоянно растущего числа женщин, выбирающих себе занятия, образование, профессиональную подготовку и профессии, к-рые прежде считались в данной культуре «мужскими». Однако при этом не уменьшается разрыв в оплате труда мужчин и женщин; напротив, похоже, что он становится еще больше.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Различия в жизненном опыте» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»