О. традиционно рассматривался как всепроникающее и адаптивное по своему характеру явление. В нек-рых ранних концептуальных моделях О. рассматривался как некий универсальный инстинкт, возникший в условиях естественного отбора. Принципы О., к-рые Хаймен выделяет на основе анализа ранних работ по этой проблеме, заключаются в следующем: 1. Все наши образы восприятия выводятся из сенсорных входных сигналов и потому подвержены искажениям. Люди руководствуются воспринимаемыми указаниями в отношении того, что представляет собой реальность, обычно осн. на наиболее вероятном событии, и именно на этих указаниях играют обманщики. 2. Знание О. не всегда равносильно действию, имеющему цель ускользнуть от обманщика, не дать себя обмануть или разоблачить ложь. Ранняя литература изобилует примерами, в к-рых О. рассматривается как положительное (напр., ложь во спасение) или даже пользующееся спросом (напр., выступление фокусников) явление. 3. Понятие спровоцированного вывода имеет прямое отношение к О. Обманщик должен скорее направлять мишени в сторону желаемого исхода, нежели говорить то, во что им следует верить, или то, каким будет рез-т. Роджерс, формулировки к-рого созвучны теории О. как адаптации, писал следующее: «Отбор критериев для классиф. симуляции осуществляется и в значительной степени предопределяется нашими объяснительными теориями. Совр. теории постулируют, что мотивация к симуляции яв-ся или продуктом психопатологии личности, или ее криминального прошлого. Я предложил третью модель, согласно к-рой симуляция яв-ся типично адаптивной реакцией на неблагоприятные обстоятельства. к-рая м.б. наилучшим образом понята в контексте теории (принятия) решений (с. 116).»
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Первые теории и ранние исследования» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»