ПСИХОПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА КОРАБЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Основной целью военно-морской психопедагогики является формирование личности моряка в процессе его боевой подготовки, поэтому психопедагогика в деятельности командира корабельного подразделения заключается в обучении и воспитании подчинённого, его культурном, нравственном, творческом и социальном развитии. Воспитание представляет собой целенаправленный социально-исторический процесс формирования у человека «высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями» [40, с. 328]. В широком смысле слова под воспитанием понимается внешнее воздействие на человека других людей, среды, условий жизни и пр., оказывающих влияние на характер и ход его развития. В узком это целенаправленное воздействие на человека для формирования у него определенных качеств личности и параметров психики. Воспитание возможно только в том случае, когда воспитуемый воспринимает воспитательные воздействия не пассивно, а активно, преломляя их через особенности своей психики и личности [81, с. 31–32]. Поэтому реакция человека на воспитание всегда индивидуальна, а его эффективность во многом зависит от правильного и адекватного учета воспитателем личностных особенностей воспитуемого. Классифицировать виды воспитания можно по различным признакам [40, с. 333]: по форме семейное, школьное, профессиональное, религиозное и др.; по содержанию умственное, трудовое, физическое; по отношениям в системе «воспитатель–воспитуемый» авторитарное, демократическое, свободное; по объектам воспитания идейно-политическое, нравственное, эстетическое, экономическое, экологическое, правовое, патриотическое и др. Воспитание опирается на систему нормативных положений, определяющих направленность, методы и формы воспитательной работы принципы воспитания. В общем случае в них входят [40, с. 340–341]: 1. Индивидуальный и дифференцированный подход глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психиче¬с¬ких особенностей подчиненного, постановка задач в соответствии с личностными характеристиками человека, систематический анализ ито¬гов воспитательной работы, своевременное внесение коррективов. 2. Воспитание в коллективе и через коллектив определение доминанты, объединяющей мысли и действия членов коллектива; формирование у них гордости за свой коллектив, умения подчинять личные интересы общим; обеспечение единства и сплоченности актива; поддержание традиций коллектива и формирование новых; опора на групповое мнение в борьбе с негативными явлениями. 3. Воспитание в процессе деятельности формирование убежденности в необходимости, целесообразности и общественной значимости осуществляемой деятельности; поощрение разумной инициативы и активности; чередование деятельности с содержательным отдыхом; требовательное отношение к недостаткам деятельности. 4. Сочетание высокой требовательности с уважением достоинства моряков и заботой о них принципиальное и последовательное предъявление требований, отражающих интересы общества и деятельности; формирование у подчиненных осознанного выполнения требований общества; исключение из воспитательной работы элементов формализма, попустительства и мелочной опеки; уважение каждого моряка, забота об удовлетворении их запросов. 5. Опора на положительное в личности и коллективе изучение и знание лучших индивидуально- и социально-психоло¬ги¬че¬ских качеств моряков; подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование силы положительного примера; формирование в процессе деятельности у подчиненного уверенности в своих силах и возможностях. 6. Единство, согласованность, преемственность в воспитании единство взглядов в офицерском коллективе на задачи воспитания; единый стиль работы и одинаковая требовательность всех офицеров ко всему личному составу экипажа; использование достижений науки; согласованная линия офицеров по отношению к отдельным морякам; обобщение опыта по достижению согласованности и преемственности в воспитании. В психопедагогике принцип воспитывающего обучения (характерный для традиционной педагогики) заменяется принципом обучающего воспитания, когда основной целью становится воспитание личности, а обучение становится важнейшей частью и основным средством воспитания [81, с. 41]. При этом, поскольку внешние воздействия на человека оказывают воспитывающее влияние только в той степени, в которой они преломляются через его внутренние условия, наиболее эффективными оказываются те воспитывающие воздействия, которые идут от человека на самого себя, т. е. наиболее эффективно такое воспитание, когда человек в ходе деятельности пытается воздействовать на себя с целью формирования у себя определенных качеств. Таким образом, наиболее эффективным является воспитание, вызывающее у человека процесс самовоспитания. Для того чтобы вызвать у человека стремление к самовоспитанию в целях достижения определенной цели, необходимо воздействовать на его чувства, потребностно-мотивационную сферу. В этом случае человек становится активным субъектом воспитательного процесса, включаясь в целенаправленную активную деятельность по формированию социально значимых и устранению отрицательных качеств своей личности. Правильно организованный процесс боевой подготовки способствует развитию у человека самопознания, самооценки и самоанализа, готовности к сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других людей, т. е. способствует самоутверж¬де¬нию личности. В процессе мотивации самовоспитания можно выделить три основные этапа: выдвижение перспектив, побуждающих человека к поиску путей самовоспитания; вооружение моряка способами и приемами самовоспитания в процессе его учебно-боевой деятельности; формирование у подчиненного потребности в систематической работе над собой. В этом процессе нужно особое внимание уделять развитию у человека самоанализа и самоконтроля. В результате самоанализа он может вскрыть причинно-следственные связи своих успехов и неудач. Самоконтроль позволяет систематически фиксировать свое состояние и поведение, без чего невозможно предотвращение нежелательных проявлений. Без самоанализа и самоконтроля желания и конкретное поведение могут значительно разойтись, вызывая разочарование в возможностях самовоспитания. Необходимо учитывать, что отношение человека к своим потенциальным возможностям и недостаткам является характеристикой его социальной зрелости.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА КОРАБЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»