Сущность и основные особенности суицидных явлений в условиях корабельной службы
Исследования среди военных моряков, проявивших суицидальную приверженность, показали, что типичными дезадаптирующими условиями, провоцирующими суицидальное поведение, являются: постепенное снижение уровня приспособленности к нервно-психическим нагрузкам (в результате повышения напряженности служебной деятельности по отработке курсовых задач и, особенно, в длительных плаваниях); неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) результатов своей служебной деятельности; снижение жизненной активности; проявление чувства бесперспективности, ненужности, подавленности; неразвитость коммуникативных качеств из-за категоричности суждений, обусловленных высоким самомнением, и вследствие этого – нетерпимость к альтернативным мнениям, взглядам и суждениям, которая приводит к конфликтным ситуациям; снижение или утрата ценности жизни из-за частого столкновения с экстремальными ситуациями, тяжелыми условиями длительных плаваний, реальной угрозы океанской стихии; своеобразие интеллектуального развития, не выдерживающего безусловности не только уставных, но и обычных для корабля требований по беспрекословному подчинению строгим нормам и правилам корабельной жизни; слабость личностной независимости из-за чувства социальной незащищенности вследствие длительного отрыва от широкого социального окружения; невладение формами и методами психологической защиты от стрессов вследствие неподдающихся логическому объяснению угроз океанской стихии, особенно на подводных лодках в сложных условиях плавания. Это лишь основные социально-психологические особенности, обуславливающие суицидальное поведение некоторых военных мо¬ряков, не выдерживающих психологических и физических трудностей корабельной службы. Оценивая эти факторы, необходимо учитывать, что на корабли отбираются наиболее здоровые призывники. Для успешной профилактики суицидов необходимо знать причины и условия их возникновения и развития. В современных условиях считается общепринятым распределение случаев суицидов на две основные группы. Если говорить о профилактической работе, то такими группами могут быть: 1) практически здоровые люди, но в состоянии переживаемого психологического кризиса; 2) люди с пограничными нервно-психическими расстройствами, в том числе в стрессовом состоянии. Говоря о сущности и основных особенностях суицидальных явлений, необходимо иметь в виду причины их возникновения. В психологии выделяют две группы причин1. 1. Внешние (экзогенные) причины, обусловленные результатами взаимодействия человека с ближайшим социальным окружением. В совокупности они являются условием возникновения конфликтов различного рода, в том числе: а) служебные конфликты: между формирующимся суицидентом и его непосредственным начальником (командиром отделения или боевого поста, старшиной команды и др.); б) служебно-бытовые: межличностные с сослуживцами, товарищами по повседневному и боевому расписанию; в) социальные: семейные, на почве неразделенной любви, утрата материальных ценностей и пр.; г) антисоциальные: боязнь наказания за нарушение общественного порядка, пьянство, драки и т. п. 2. Внутренние (эндогенные), связанные с особенностями личности, ее генетикой. Для этой категории лиц характерными являются конфликты сугубо внутриличностного происхождения, отра¬жающие: а) своеобразие ценностных ориентаций, часто выделяющихся своей экстравагантностью, не понятной для окружающих практической значимостью и общей целостностью; б) психическая неуравновешенность, несдержанность, споры по пустякам; в) слабая эмоционально-волевая устойчивость, подверженность нервно-психическим расстройствам с потерей контроля за своим поведением; г) высокая степень интравертивности, низкие коммуникационные способности, настороженное отношение к коллективу подразделения (постоянное ожидание «подвоха» от окружающих). Перечисленные внешние и внутренние причины суицидальных проявлений в деятельности и поведении моряков, в реальной обстановке возникают не изолированно друг от друга, а одновременно, усиливая или ослабляя результат. Так, к примеру, моряк получил письмо от любимой девушки, в котором она сообщает, что встретила другого и выходит замуж. Понятно, что человек с сильной эмоционально-волевой устойчивостью перенесет это травмирующее воздействие не так, как тот, у которого внутренние (эндогенные) особенности свидетельствуют о сильной подверженности нервно-психическим расстройствам. Поэтому командир подразделения, получив информацию о возможности суицидной реакции подчиненного, предваряет свою профилактическую работу прог¬нозом возможных действий, исходя из известных ему внутренних (эндогенных) особенностей подчиненного. При этом нужно иметь в виду, что причина, подталкивающая моряка к суицидному обоснованию своих дальнейших намерений, и мотив этих намерений по силе воздействия не совпадают. И это нормально потому, что причина возникает в результате формирования внутриличностного конфликта как результат социально-си¬туа¬ционных и личностных факторов, а мотив формируется в процессе социально-психологической дезадаптации в результате слож¬ной внутренней борьбы. Однако в условиях длительного плавания причина может послужить поводом к принятию рокового решения, минуя сложный путь формирования мотива. Выявление суицидальных настроений на кораблях и в частях осуществляется заместителями командиров по воспитательной работе и штатными психологами при помощи психодиагностики. А командир подразделения для этого использует свои методы. В соответствии с уставными требованиями он обязан знать персонально каждого подчиненного, его биографию, профессиональные и личностные качества, ценностные ориентации, жизненные установки. В арсенале его методов непосредственное повседневное общение с подчиненными: по выполнению суточного плана (начиная с подъема и до отбоя), поддержание оружия и техники в установленной степени готовности, проведение занятий и тренировок, отработка задач по курсу боевой подготовки и пр. А в походе командир подразделения постоянно вместе со своими подчиненными, в том числе и во внеслужебное время. Более того, в походе трудно разделить служебное и неслужебное время. Представим командира группы движения подводной лодки. Вместе с подчиненными он несет вахту в первой боевой смене. После смены он спит в своей каюте. Лодка в крейсерском положении производит зарядку аккумуляторной батареи. В какой-то момент правый дизель забарахлил, нормальный режим его работы был нарушен. И в тот же момент командир группы, еще как следует не проснувшись, уже на связи с отсеком и выясняет причину неполадки, приказывает, кому и как устранять неисправность. И все это потому, что он знает, кто в данный момент несет вахту, кто и почему допустил оплошность. Он знает сильные и слабые качества своих подчиненных, их глубоко личные, сокровенные мысли, взгляды, чувства и даже интуитивные стремления. В этом отношении командир подразделения даст 100 очков вперед ученому-психологу. Но все ли может узнать о подчиненном командир подразделения? Когда мы говорим, что он знает сокровенные мысли и даже интуитивные стремления, то имеем в виду положительно характеризующие его как личность. Они проявляются в действиях и поступках человека. А вот его антисоциальные склонности, его мысли, мнения и, особенно, чувства, оправдывающие безнравственные стремления, его внутреннее, глубоко спрятанное за внешним доброжелательством подленькое нутро – все это, если оно есть, чаще всего скрыто даже от него самого, тем более его действительное отношение к возможности суицида. К сожалению, чаще всего формы и методы руководства подчиненными в этой области человеческих отношений не срабатывают. Как поступать в этих случаях? Конечно же нужно посоветоваться с заместителем командира по воспитательной работе и с психологом соединения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность и основные особенности суицидных явлений в условиях корабельной службы» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»