ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психопедагогіка командира корабельного підрозділу

Мышление
Мышление представляет собой решение задачи по обобщенному отражению окружающей действительности с опорой на уже достигнутые знания ее законов и обобщение единичных явлений и конкретных фактов. Мышление является обобщенным отражением окружающего мира и содержит познания многих людей. Оно неразрывно связано с речью, поскольку последняя является средством передачи мысли, удовлетворяет потребность людей в общении и фиксирует результаты их познаний. В процессе мышления человек осуществляет обобщение единичного и применение общих законов к частным случаям. Обобщая словом предметы и явления окружающей действительности, он выходит за пределы непосредственно воспринимаемого органами чувств – область того, что мыслится, значительно шире того, что воспринимается. Поэтому мышление – это опосредованное словом отражение объективной действительности.
Опираясь на обобщения, человек получает возможность делать выводы о том, что непосредственно на него не воздействует, приходя тем самым к новым знаниям. Чувственное познание служит опорой и источником всей психики. Мышление является высшей формой отражения мозгом окружающей действительности. Оно позволяет человеку выходить за пределы восприятия и познавать истину, постоянно углубляя и расширяя свои знания. Мыслительная деятельность неразрывно связана с практикой, которая служит одновременно ее источником и областью применения.
Таким образом, мышление можно определить как обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности человеческим мозгом, тесно связанное с чувственным познанием и практической деятельностью людей.
Физиологической основой мышления является совместная работа обеих сигнальных систем. Поскольку это обобщенное отражение, осуществляемое посредством слова, ведущую роль играет вторая система. Как отражение действительности мышление практически является ответом на те или иные внешние воздействия и представляет собой рефлекторную деятельность.
Нервный механизм и законы мышления у всех людей одинаковы. Хотя оно и является продуктом длительной эволюции человека, но на всем известном отрезке исторического развития и нервный механизм мыслительной деятельности, и логика мышления остаются одними и теми же. Современный человек мыслит по тем же самым физиологическим и логическим законам, пользуется теми же формами мышления, что и человек далекого прошлого. Изменились только содержание мыслительной деятельности, понятия и представления об окружающем мире, системы мыслительных операций.
В состав мыслительных действий (операций) входят анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстракция и конкретизация (рис. 26).

Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез. Анализ – мысленное расчленение целого на части, выделение его отдельных свойств или сторон. Он может проходить и при восприятии предмета или явления, и при представлении чего-либо в образной форме, и при обдумывании чего-то обобщенного, отвлеченного от единичных особенностей. Существуют два вида анализа: первый – разложение целого на составляющие части; второй – выделение в целом его отдельных признаков, свойств, сторон.
Синтез – мысленное соединение, восстановление расчлененного при анализе. Так же как и анализ, он может осуществляться и при восприятии, и при представлении, и в процессе мысли о чем-то. Различают также два типа: объединение частей целого и сочетание различных признаков, свойств, сторон.
Являясь противоположными операциями, они в то же время неразрывно связаны между собой. Свое начало они берут в практической деятельности. Ребенок, начиная с реального разложения вещей на части и соединения отдельных предметов в единое целое, осмысливая происходящее с предметами, постепенно овладевает анализом и синтезом как мыслительными операциями.
Важную роль в выполнении умственного анализа как разложения целого на части играет предварительное восприятие того, что надо выделить в отдельности от целого. Одновременно предварительное восприятие целого делает его последующий синтез легче. Если вначале внимательно рассмотреть по отдельности каждую деталь сложного предмета, то впоследствии будет затрачено значительно меньше времени на мысленное выделение отдельных его частей на чертеже. Также будет легче мысленно собрать или представить какой-то сложный механизм, если предварительно он воспринимался в собранном виде.
Сравнение – установление сходства или различия между отдельными частями или свойствами предмета или явления. Оно является одновременно операцией и анализа, и синтеза. Для того чтобы установить сходство или различие отдельных частей или свойств предметов и явлений, предварительно необходимо в процессе анализа выделить их определенные признаки. В процессе последовательного их выделения устанавливается, как они представлены в объектах сравнения, и определяется сходство и различие сравниваемых предметов. Затем устанавливается отношение между предметами, их выделенными свойствами или частями.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений окружающей действительности, основанное на предварительном выделении их общих черт. Предпосылкой обобщения является сравнение. Объединение может производиться на основе различных общих признаков, но основным является опора на выделение признаков не только общих, но еще и существенных для данных предметов – именно такое обобщение ведет к образованию понятий, открытию законов, познанию закономерных связей и отношений.
Систематизация (классификация) – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам в зависимости от их сходства и различия. Предпосылкой систематизации является сравнение: выделяя общее и вскрывая различия, мы получаем возможность классификации предметов и явлений. Систематизировать можно по-разному – в зависимости от того, какой признак берется за основу.
Абстракция – процесс мысленного отвлечения от части свойств и особенностей предметов или явлений во время их анализа и синтеза. Выделяя какой-то момент, сторону, свойство познаваемого объекта, человек рассматривает их вне связи с другими особенностями того же объекта. С помощью абстракции он не выделяет для анализа и синтеза то, что напрямую не относится к поставленной задаче. Абстракция тесно связана с обобщением, поскольку невозможно обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что обобщается. Как и обобщение, абстракция неразрывна со словом – мыслить о чем-то, отвлекаясь от целостного образа предмета, можно только посредством слова.
Конкретизация – мысль о частном, соответствующем определенному целому. В противоположность абстракции, в этом случае частное осмысливается в многообразии характерных для него особенностей, как частный случай чего-то общего. Конкретизация об¬щего связывает его с тем, что дано в чувственном опыте, давая возможность лучше понять это общее и приближая его к более наглядному, знакомому. На этом основана помощь, которую оказывают примеры и иллюстрации общего при его изучении. Однако конкретизация не должна отрывать мысль от общего, она должна показывать, как в этом частном обнаруживается общее.
В зависимости от характера решаемых задач и сложности познаваемых процессов различают такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение.
Суждение – отражение знакомых признаков предметов и яв¬лений. Они в словесной форме (даже если слова и не произносятся вслух) раскрывают содержание понятий, т. е. это высказывание, утверждение о чем-то или отрицание каких-либо отношений между предметами и явлениями, между теми или иными их признаками. Общие суждения утверждают (отрицают) что-либо в отношении всех предметов данной категории, частные – относительно некоторых, единичные – об одном из них. Если что-то утверждается без ограничения какими-либо условиями – это категоричное суждение; условное оговаривает условия, при которых данное явление имеет место.
Разделительные суждения делают несколько взаимоисключающих утверждений по отношению к одному и тому же субъекту («Я или позвоню вам по телефону, или приду сам») или утверждают (отрицают) что-либо по поводу одного из нескольких разных субъектов («Завтра я или дежурный позвонят вам»), т. е. разделительные суждения как бы разделяют субъект или утверждение (отрицание) – в них оказываются возможным несколько субъектов или утверждений.
Аподиктические суждения указывают на необходимую связь между явлениями (всякое тело, лишенное опоры, падает вниз). Ассерторические – на факт, которого могло бы и не быть (катер во время швартовки навалился на пирс). Проблематические – на возможный, но еще не свершившийся факт (завтра может быть объявлена учебная тревога). Самостоятельность суждений зависит от знания того субъекта, привычки к самостоятельным суждениям и умения судить самостоятельно.
Умозаключение – вывод одного суждения из других (на основе имеющихся суждений делают новое). Различают два вида умозаключений – индуктивные и дедуктивные. В случаях индукции рассуждение идет от единичных фактов к общему положению. Например, на основе неоднократно повторяющихся данных установлено, что ветер оказывает влияние на полет пули, снаряда. При дедукции, наоборот, рассуждение идет от общего к частному. Например, на основе установленных путем индукции данных об условиях, в которых ветер оказывает влияние на полет снарядов, составляются таблицы поправок для артиллерийской стрельбы. Оба эти вида тесно связаны – дедукция опирается на ранее выполненную индукцию, а индукция проверяется дедукцией.
Кроме этого различают умозаключения по аналогии – при помощи сравнения отдельных частных свойств и особенностей познаваемых предметов и явлений. Например, получив данные разведки о составе ордера противника и о его действиях, командир подводной лодки на основе имеющегося опыта может сделать вывод о том, на каких направлениях сосредоточены основные противолодочные силы и средства противника. Сами по себе достоверного знания аналогии не дают и требуют проверки, обоснования правильности сделанного вывода.
Понятие – устойчивое обобщение отражаемых предметов и явлений по их наиболее существенным признакам, свойствам, связям и отношениям. Оно обозначается словом и вне слова существовать не может, так как представляет собой результат мысленного выделения и мысленного объединения общего в предметах и явлениях. Причем слово, обозначающее конкретное понятие, неразрывно связано с чувственным опытом, в котором человек знакомится с тем, что обобщается этим понятием. Понятием нельзя овладеть, усвоив только общие признаки предметов данного понятия, необходимо знать и то частное, что им обобщается. Поэтому чем больше человек приближается ко всей совокупности знаний о предметах, относящихся к данному понятию, тем сильнее оно развивается, меняется в своем содержании.
Понятия формируются в процессе исторического развития общества как результат обобщения общественного опыта. При выполнении различных видов деятельности люди сталкиваются с новыми свойствами вещей, глубже проникают в сущность явлений и на этой основе уточняют известные им понятия, образуют новые. Усвоение понятий происходит при индивидуальном развитии человека. При этом он овладевает уже накопленным, готовым опытом.
При формировании понятий существенную роль играет уже накопленный жизненный опыт, имеющиеся знания по предметам и явлениям, охватываемым данным понятием. Но иногда (например, когда слову, обозначающему понятие, в жизни придается другое значение) научное содержание понятий вступает в противоречие со сложившимися ранее житейскими понятиями, что затрудняет их усвоение. Чтобы преодолеть это влияние, необходимо опираться на чувственный опыт обучаемого. Опора на чувственное познание может осуществляться двумя путями: показом наглядных материалов или предложением припомнить то, на что желательно опереться при усвоении нового.
Чем абстрактнее понятие, тем труднее его проиллюстрировать фактическим материалом. В этом случае преподавателю необходимо использовать рассказ о фактах, иллюстрирующих данное понятие. Необходимо помнить, что представления значительно уступают восприятию в полноте, точности и правильности отражения действительности, поэтому первый путь значительно эффективней. При опоре на прошлый опыт важное значение имеет вариация того, что служит опорой усвоения понятия, так как знакомство с различными предметами или явлениями упрощает выделение общего и существенного, отделив его от случайного, незакономерного для данного понятия.
Неправильная вариация приводит к возникновению двух видов ошибок: неправомерному сужению или расширению понятия. В первом случае понятие наряду с существенными признаками содержит несущественные; во втором – не содержит часть существенных признаков, отличающих предметы и явления, охватываемые этим понятием от тех, которые не подходят под него. Для предупреждения первых ошибок обучаемых лучше знакомить с материалом, в котором отсутствуют те или иные несущественные для данного понятия признаки. Ошибки второго рода можно предупредить, совместив ознакомление с одним понятием со знакомством со сходными предметами, которые в силу отсутствия у них существенного признака относятся к другому понятию.
Очень важную роль в усвоении понятий играют их определения. Определение содержит наиболее существенные признаки предметов и явлений, охватываемых данным понятием, и раскрывает его отношение к более общим понятиям. В нем концентрируется наиболее важная информация, которая должна быть усвоена при овладении понятием.
Овладеть понятием – значит не только выучить признаки предметов и явлений, охватываемые им, но и уметь применять его на практике. Поэтому усвоение понятий состоит не только в обобщении единичных и частных случаев, но и в умении увидеть общее в частном, конкретном случае, т. е. пройти путь от общего
к частному, единичному. Это сложный и достаточно длительный путь, состоящий из нескольких этапов. Различие между этапами характеризуется действиями, на которые опирается овладение понятием. Наиболее четко это различие показано в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, согласно которой действия овладения понятием разбивается на:
1) использование ранее сформированных действий для составления ориентировочной основы нового действия;
2) практические действия как с предметами, охватываемыми данным понятием, так и с письменными словесными обозначения¬ми существенных для него признаков;
3) сопровождение этих действий называнием их вслух;
4) действия «в уме» – называние соответствующих действий «про себя».
Важное место в мыслительной деятельности занимает понимание – раскрытие существенного в предметах и явлениях окружающей действительности. В элементарном случае оно сливается с узнаванием (ответ на вопрос «что это такое?»). Понять – значит выявить причину явления и следствие, к которому оно приведет, т. е. раскрыть причинно-следственные связи. Для этого необходимо выяснить происхождение и развитие явления, его цель (ответить на вопросы «почему, как и зачем?»).
Для того чтобы понять поступок человека, нужно раскрыть объективные причины его действий, мотивы поступка, его смысл и общественное значение. Часто понимание заключается в выявле¬нии логических оснований осмысливаемого (решение математиче¬ских задач, понимание теорем и т. д.). Иногда достаточно устано¬вить, как устроен предмет, из каких частей состоит, как они дейст¬вуют.
Понимание опирается на временные связи (ассоциации), образованные прошлым опытом. При этом, наряду с актуализацией ассо¬циаций, соответствующих наиболее существенному, происходит образование новых связей – ассоциаций. Таким образом, понимание – это аналитико-синтетическая деятельность мозга, при которой в ходе анализа происходит выделение существенного, а в процессе синтеза – актуализация прошлых связей или замыкание новых.
Критерием понимания являются правильные ответы на проверочные вопросы, пересказ материала своими словами и выполнение соответствующего действия, т. е. критерием понимания является сочетание словесного объяснения действия (разъяснение его принципа) и фактическое выполнение действия (применение принципа на практике). Одновременно, применение словесного принци¬па на практике ведет к лучшему пониманию.
Понимание бывает двух видов: непосредственное и опосредствованное. Первое осуществляется сразу и сливается с процессом восприятия; второе представляет собой достаточно длительный процесс, проходящий в ряд этапов, в течение которых происходит постепенный переход от смутного понимания к ясному и дифференцированному осмысливанию (степень понимания). В одних случаях выделяются и осмысливаются отдельные элементы и только затем происходит понимание целого. В других производится значительная аналитическая работа по выделению отдельных частей или сторон целого для достижения преобразования смутного понимания этого целого в ясное понимание места каждой части или стороны.
Всякая мыслительная деятельность – это решение задачи, заключающей в себе вопрос и условия, из которых надо исходить и которым должен удовлетворять правильный ответ. Любая задача решается на основе предшествующего опыта, а ее решение заключается в установлении новых связей между полученными ранее знаниями (рис. 27).

Успех мыслительной деятельности во многом зависит от того, как поставлен вопрос. Постановка вопросов обуславливается необходимостью устранения препятствия, мешающего удовлетворению какой-либо потребности, и в значительной мере зависит от имеющихся знаний. С одной стороны, недостаток знаний часто стимулирует постановку вопроса о неизвестном или малоизвестном, с другой – часто препятствует пониманию сложности малознакомых явлений. Многое зависит от четкости формулировки вопроса. Четко и ясно сформулированный вопрос помогает человеку лучше осмыслить, что именно необходимо выяснить.
Существенное влияние на успешность решения задачи оказывает также удерживание вопроса «в уме» во время решения. Очаг возбуждения в коре головного мозга, соответствующий выраженному словом вопросу, может быть заторможен возбуждениями, поступившими в мозг в процессе решения задачи. Это приводит к тому, что необходимые для решения ассоциации не актуализируются, а восстанавливаются случайные, уводящие в сторону, мешающие мыслить в верном направлении.
Одной из основных предпосылок успешного решения задачи является конкретность вопроса, указывающего направление поиска, что особенно важно при решении сложных, малознакомых задач. Для того чтобы перейти от первоначального общего и неопределенного вопроса к конкретному, человек должен располагать необходимыми знаниями. Более обширные знания облегчают конкретизацию вопроса.
Следующий этап решения задачи – анализ вопроса и выяснение данных, на которые можно опереться при поиске ответа. Для этого вопрос расчленяется на ряд частных подвопросов и устанавливается, что надо знать для ответа. Кроме этого выделяются данные, необходимые для решения. Обе эти операции сочетаются с синтетическими операциями. Вопрос расчленяется в соответствии с имеющимися данными, а сами данные сопоставляются друг с другом и с вопросом.
Потом начинается этап, который является определяющим успешность решения поставленной задачи. На нем составляется схема решения и определяются основные приемы и способы поиска ответа. При решении новых задач в большой мере используются принципы, применявшиеся в решении сходных с ней проблем. Поэтому чем богаче опыт, тем больше возможность найти в нем сходные задачи, разнообразнее усвоенные уже приемы и способы решения и шире возможность поиска среди них подходящих для решения новой задачи. Однако прошлый опыт может оказывать и негативное воздействие, если он был однородным, и у человека в результате выработался навык решения мысленных задач одним определенным способом, не подходящим к данным условиям.
Для определения принципа решения задачи необходимо отыскать в ее условии центральное, ведущее звено, которое определяет основные действия, необходимые для решения. Если принцип не удалось определить, то решение идет путем «проб и ошибок». Дей¬ствия по такому направлению могут привести к успеху только в том случае (кроме чистой случайности), если человек четко осо¬зна¬ет, в чем он ошибся при выборе каждого неверного пути и каким требованиям должен удовлетворять правильный путь.
Очень важной является четкая словесная формулировка принципа решения в обобщенном виде. Так как только в этом виде в нем выражены все условия задачи и действия, необходимые для ее решения. Весьма важна также вариация случаев использования конкретного принципа решения мысленной задачи. Нередко при решении хорошо известных задач принцип может не осознаваться: задача решается правильно, а осознание принципа ее решения отсутствует. В этом случае актуализированные временные связи не находят отражения во второй нервной системе.
Поскольку имеющиеся данные, как правило, не позволяют категорично указать, к примеру, причину явления или его следствия, то обычно первоначально ответ получается в виде предположения. Поэтому сначала возникает гипотеза, правильность которой должна быть доказана. Иногда предположительно намечается сам путь решения и необходимые действия. Проверка гипотезы во многих случаях проводится в виде эксперимента. При этом часто существенную роль играет умственный эксперимент (проверка предположений «в уме») – мысленное представление того, что может про¬изойти с предметом или явлением в различных условиях.
В случае ошибочности первоначальных предположений выдвигается новая гипотеза, успех которой в значительной степени зависит от анализа проверки неправильной гипотезы, в процессе которого должны быть выявлены источники и характер неудачи. Успех предположений в большой мере зависит от накопленных человеком знаний, которые служат основой их вариации. Знания указывают пути проверки гипотез и определяют показатели правильности решения.
Решение задач широко связано с языком, словом. Словесно обозначается все, касающееся данной задачи: вопрос, имеющиеся данные, принцип решения, гипотеза, полученный результат и конечный ответ. Формы словесного выражения различных звеньев решения весьма разнообразны: от краткого и неопределенного обозначения до полной развернутой формулировки. Полнота и четкость формулировок особенно важна при возникновении различных затруднений и недостаточном опыте решения. Для побуждения к развернутым и четким формулировкам необходимо на этапе обучения решению задач решать задачу вслух, говоря при этом полными, законченными фразами.
Полезным может оказаться изменение словесных формулировок в процессе решения (их конкретизация или, наоборот, замена более общей абстрактной формой), что связано с процессом переосмысливания имеющихся данных. Важную роль в решении играет чувственная опора – восприятие или мысленное представление предметов и их изображений. При решении технических задач в отвлеченной форме можно представить принцип решения, но для полного решения необходимо представить себе конкретную реализацию этого принципа в виде предмета или необходимых изменений в нем.
В некоторых случаях наглядные образы могут затруднять решение, когда при решении опираются на образ, не соответствующий в точности условию или иллюстрирующий только частный случай (что не дает возможности применять данный принцип при решении других задач, решаемых на основе этого же принципа). Для решения некоторых задач важную роль играют практические действия, соответствующие задаче и поискам ее решения. Они позволяют непосредственно воспринимать результаты отдельных этапов, что упрощает задачу и служит основой ее дальнейшего успешного решения. Кроме того, практические действия являются основой проверки предположений и надежным критерием правильности решения.
В процессе быстро изменяющейся обстановки современной слу¬жебной деятельности, особенно в бою, далеко не всегда у моряка отчетливо выступают все этапы мыслительной деятельности. Нередки случаи, когда человек, выполняя боевую задачу, не следит за последовательностью этапов ее решения, за своими суждения-ми и умозаключениями. Но, тем не менее, боевая задача успешно выполняется, иногда совершенно неожиданно, как бы внезапно. Такое решение задач часто называют интуитивным. Под интуицией в данном случае понимается способность человека очень быстро отражать явления объективной действительности, оценивать их, принимать правильное решение и действовать в соответствии с ним.
Мышление подчиняется общим закономерностям, но у различных людей оно протекает по-разному. В зависимости от личности, различают индивидуальные качества ума, существенно влияющие на его продуктивность: широта и глубина, самостоятельность и гибкость, последовательность и быстроту (рис. 28).

Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и деятельности. Подлинная широта ума всегда тесно связана с его конкретностью, умением не только охватить весь вопрос в целом, но и не упустить при этом важные для него детали, существенные моменты.
Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, вскрывать причины явлений, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, его причины и последствия. Для этого необходимо уметь рассматривать вопрос разносторонне, понять происходящее во всем многообразии связей и отношений.
Самостоятельность ума – это умение самому увидеть вопрос, требующий решения и найти на него правильный ответ. Самостоятельный ум творчески подходит к познанию, ищет и находит новые пути познания объективной действительности, выдвигает новые объяснения и теории. Любой воин (в том числе и военный моряк) на основе полученного приказа принимает самостоятельное решение, составляет план действий, обрабатывает имеющиеся дан¬ные, выбирает необходимые способы достижения поставленной цели и т. п. От данного качества зависит четкость и определенность действий воина в бою и повседневной обстановке.
Критичность ума означает умение строго и правильно оценивать чужие мысли, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать то ценное, что в них заключается, видеть допущенные ошибки. Характерной особенностью критичного ума является самокритичность, умение оценивать свои мысли. В современном морском бою далеко не всегда надо придерживаться заранее сделанных выводов, принятых решений и поставленных частных целей. Часто под влиянием изменившейся обстановки приходится пересматривать сделанные предположения, видоизменять принятые решения, поставленные цели или даже отказываться от них. Здесь большое значение играет самокритичность, однако при излишней самокритичности может возникнуть неуверенность, что неизбежно приведет к появлению неправильных гипотез и внутреннему смятению.
Гибкость ума – умение изменить решение или его способ в случае их неправильности, подойти к предмету размышления с новой точки зрения, найти новые пути исследования.
Последовательность мысли (целеустремленность) выражается в умении соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления. Такой человек во время рассуждения не отвлекается на посторонние мысли, не уклоняется в сторону от темы. Рассматривая сложный вопрос, он придерживается определенного принципа и плана, как правило, не допускает логических ошибок и не боится сделать соответствующие выводы, если уверен в истинности достигнутых результатов. Последовательный ум – строго логический. Особенно важную роль целеустремленность играет на заключительном этапе мыслительной деятельности, когда моряк практически приводит в исполнение принятое решение. По ходу боя обязательно возникают препятствия и трудности, способные увести мышление от принятого решения и даже подтолкнуть к отказу от него. В этом случае мышление смещается с выполнения принятого решения на подбор аргументов в пользу нового. Ясно, что в таком случае достижение победы значительно усложняется.
Быстрота мысли необходима в тех случаях, когда от человека требуется быстрое решение. В отличие от торопливости мышления, она не означает поспешности в принятии решения, когда человек хватается за первое попавшееся предположение, без их проверки и учета всех имеющихся данных. Скорость мыслительной деятельности не должна идти за счет ее качества, широты, глубины, последовательности и правильности мысли. В условиях современной воинской деятельности любому воину, тем более офицеру, приходится в предельно короткие сроки познавать окружа¬ю¬щую действительность, следить за событиями и принимать решения для управления боевой техникой и оружием. Для воспитания данного качества в процессе боевой подготовки необходимо систематически ставить задачи, для решения которых требуется высокая скорость умственных действий, точный глазомер и энергичные практические действия.
Таким образом, в процессе умственной деятельности происходит активное взаимодействие всех психических процессов при ведущей роли мышления во всех его проявлениях.
Современная корабельная служба динамична, она характерна быстрым изменением обстановки, наличием большого числа вероятностных факторов и неизвестных переменных. А в боевой обстановке – это опасная двухсторонняя борьба, которая имеет еще несколько особенностей, существенно затрудняющих мыслительную деятельность командира, основными из которых являются: недостаточность, а часто и противоречивость имеющихся данных; элементы внезапности в действиях противника; изменчивость боевых задач, находящаяся в прямой зависимости от первых двух факторов.
Эти факторы объективно выявляют особенности психики воинов и имеют большое субъективное значение для человека, участвующего в бою. Например, если в повседневной трудовой деятельности возникает задача, для решения которой недостаточно данных, то всегда можно организовать поиск недостающих. Но в условиях любого боя, в том числе и морского, противник действует по соответствующему плану и сознательно препятствует выяснению необходимых данных, одновременно стремясь собрать данные, нужные для решения своей боевой задачи. Умственная деятельность воина при этом значительно осложняется, поскольку направлена не только на решение своей задачи, но и на то, чтобы всеми имеющимися средствами сорвать планы противника. Природа, которую человек подчиняет в процессе труда, не планирует своего противодействия и не создает преднамеренно подготовленных трудностей. Поэтому столь большое значение для военного моряка имеет умение четко соблюдать этапы мыслительной деятельности и такое большое значение играют индивидуальные качества его ума.
Человек в процессе отражения объективного мира не только воспринимает сиюминутные воздействия и представляет воздействовавшее ранее, он способен создавать новые образы. Причем новое нередко изначально существует в форме идеи, которую еще надо претворять в действительность. При этом человек может пред¬ставить и то, что в действительности не существует. Например, изобретатель представляет новую конструкцию механизма, его отдельные части и их взаимодействие.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мышление» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Цифрові системи передачі даних
Технічні засоби для організації локальних мереж типу ETHERNET. Пр...
Аудит внесків на загальнообов’язкове державне соціальне страхуван...
Аудит витрат на виробництво продукції тваринництва
У Британії сфотографували "нове чудовисько Лохнесське"


Категорія: Психопедагогіка командира корабельного підрозділу | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 759 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП