Интересный материал можно получить, используя биографический метод – анализ биографии подчиненного (как в письменной, так и устной форме) и различных документов (справок, фотографий, конспектов, писем, характеристик, анкет, послужного списка и т. п.). Но необходимо помнить, что литературная обработка биографии может приводить к различным преднамеренным или случайным искажениям, создающим условия для неверных выводов. Информационная емкость любого документа в принципе равна информативности, т. е. той информации, которая содержится в документе. Но при чтении документа часть информации может быть утрачена (из-за рассеянности, спешки, непонимания терминов и т. п.). Поэтому при чтении документа нужно составить два списка. В первый поместить наиболее значимую информацию документа, во вто¬рой те термины, которые несут психологическую нагрузку. В этом случае количество слов, повторяющихся в обоих списках, будет показателем информативности документа. Изучение документов производится при помощи контент-ана¬лиза качественно-количественного анализа массива документов с целью получения достоверной информации об объективной реальности. Его суть заключается в систематической фиксации определенных единиц изучаемого содержания. Такими единицами являются слово, суждение (законченная мысль, логическая цепь, в которой обнаруживается центральная идея) и персонаж (при необходимости определения приписываемых в анализируемых документах качеств личности). Изучая личность подчиненного при помощи анализа биографической документации, необходимо учитывать, что в основе данной информации лежат индивидуальные особенности автора, взаимоотношения между субъектом и объектом, а также ситуация, в которой формировалась и воспринималась информация. Поэтому при осуществлении контент-анализа необходимо соблюдать три основных принципа: объективности (идентификация элементов и их классификация не должна зависеть от субъективного мнения человека, анализирующего документы), систематичности (все документы анализируются по единой методике) и обобщенности (необходимости получения в результате анализа текстов внетекстовой информации, например мо¬делей поведения). Изучение документов способствует формированию представлений об индивидуально-психологических особенностях подчиненного. При этом необходимо учитывать, что любой человек является представителем определенной общественной группы, класса, нации. Как и вся наша страна, воинские коллективы у нас – многонациональные. В таком коллективе любая неудовлетворенность может приобрести национальную окраску. Национальная замкнутость и исключительность, нежелание осознавать интересы людей другой нации подчас проявляются в обостренных формах насилия. Все это накладывается на личность моряка, а значит, и на многонациональный корабельный коллектив. Поэтому офицеру необходимо в своей служебной деятельности учитывать национальный фактор. Национальность фиксирует определенные признаки той микросреды, в которой сформировалась личность моряка, поэтому она является важным условием правильного прогноза служебной деятельности подчиненного. В любой социальной группе, в том числе и в корабельном коллективе, переплетаются национальные, интернациональные и социальные характеристики. Поэтому необходимо учитывать социальное положение моряка: откуда он родом, где учился, чем занимаются родители. Это необходимо потому, что на формирование личности, в первую очередь, влияет семья. Здоровая семья или неблагополучная, отсутствие одного из родителей, условия жизни и учебы – все это отражается на личности подчиненного. Многие юноши в процессе учебы и работы до призыва на флот уже испытали на себе или были свидетелями оскорблений, унижений, издевательств. У них сформировалась извращенная этика, которая после прибытия на корабль зачастую реализуется в самых отвратительных явлениях «годковщины». На личность юноши оказывают внимание такие факторы, как группа и слой общества, из которой он происходит (рабочие, крестьяне, управленцы среднего или высшего ранга и т. п.), где он жил (в городе или сельской местности), в какую неформальную группу, возможно, входил (металлисты, рокеры, панки и т. п.). Все это, естественно, также оказывает существенное влияние на слу¬жебную деятельность моряка. Таким образом, реализуя при изучении личности подчиненного биографический метод, можно получить данные о вероисповедании, национальности, социальной принадлежности, образовании, культурном развитии, месте жительства, возможной принадлежности к какой-либо неформальной группе и других внешних факторов, оказывающих существенное влияние на развитие индивидуальных особенностей психики подчиненного. При этом офицер действует по схеме синтез–анализ–синтез. Получив первичную информацию из документов, он сопоставляет ее с уже имеющейся в его памяти и синтезирует первичное представление о личности подчиненного. Затем производится анализ каждого документа и каждого личностного свойства. Если оценки каких-либо свойств противоречивы, то производится более глубокий анализ связанных с ним качеств личности. Затем, при завершающем синтезе, строится психологическая модель личности подчиненного. Одним из основных документов, дающих командиру информацию о личности подчиненного, является его автобиография. В ре¬зультате ее анализа можно получить сведения как о личности подчиненного, так и об условиях, в которых она формировалась: образование и гражданская специальность, место работы (учебы) до службы, семейная обстановка (холост, женат, есть ли дети), жилищно-бытовые условия семьи, сведения о ближайших родственниках (место проживания, где и кем работают родители, родные братья и сестры, их образование и социальная принадлежность, имеют ли судимость и т. п.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Биографический метод» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»