ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія військових моряків: психологічний стан

Обоснование концепции психических состояний военных моряков
Обоснование общей характеристики психических состояний военных моряков проводилось в ходе специального исследования, в основу которого было положено их определение как относительно самостоятельного и устойчивого психического явления, свидетельствующего об уровне жизненной активности человека, его отношении к окружающему миру, к другим людям, к коллективу, обществу, своим обязанностям и общественным требованиям. При этом учитывалось, что «Психические состояния — это область субъективного отражения жизнедеятельности, процесс формирования представленности окружающего мира сознанию... С практической точки зрения исследования психических состояний позволяют нащупать метод раскрытия причин неосознаваемых ошибочных действий, нацеливая практиков на развитие идеи «разведения» двух, иногда отождествляемых понятий — работоспособности и надежности» [154, С. 126— 127].
Исследование проводилось на надводных кораблях и подводных лодках при подготовке к походу и в длительных океанских плаваниях. Всего им было охвачено 138 человек, в том числе: на надводном корабле — 10 офицеров, 6 мичманов и 50 матросов и старшин срочной службы; на подводных лодках —12 офицеров, 60 матросов и старшин срочной службы.
Выбор периодов исследования определялся стремлением получить данные о психических состояниях моряков в типичных обстоятельствах их служебной деятельности. При этом оно сознательно ограничивалось изучением влияния эмоций, чувств и настроений на поведение и служебную деятельность личного состава в зависимости от психического состояния того или иного человека. Поэтому при каждом внешнем проявлении любого психического явления определялся тот психологический фон, по которому можно было делать заключение о психическом состоянии моряка. Но для этого необходимо было: постоянно учитывать индивидуальное проявление эмоций, чувств и настроений; тщательно изучать их влияние на поведение и деятельность воинов; выявлять взаимосвязь и взаимообусловленность между психическими процессами, с одной стороны, и психическими состояниями с другой.
Для облегчения квалификации, регистрации и учета, конкретных психологических явлений, проявляющихся в поведении и отношениях моряков, они были заранее выделены и распределены по соответствующим группам:
• эмоции — кратковременная радость, гнев, агрессивность, испуг;
• чувства — постоянная увлеченность своими функциональными обязанностями, ответственное отношение к задачам боевой и специальной подготовки, переживание успехов и неудач повседневной деятельности, любовь к службе, морю, кораблю;
• настроения — жизнерадостность, заинтересованность общественной жизнью экипажа, уныние, безынициативность, безразличие;
• положительные состояния — активность, бодрость, патриотический и трудовой подъем, оптимизм;
• отрицательные состояния — постоянное недовольство, хандра, тоска, скука, пессимизм.
Техника регистрации и учета эмоций и настроений основывалась в основном на оценке внешнего вида, результатов деятельности и характера взаимоотношений. Для выявления чувств и психических состояний использовались также методы, позволяющие проникать во внутренний мир человека (беседы, опросы, анкетирование, дневниковые записи). Основная трудность исследования заключалась в определении соотношения, взаимосвязи и взаимообусловленности между эмоциональными процессами, с одной стороны, и психическими состояниями — с другой. Для того чтобы выявить и зафиксировать эти явления, приходилось каждый раз не только устанавливать конкретную причину их видимого проявления, но и соотносить с установившимися в экипаже требованиями, нормами и правилами поведения, а также с индивидуально-психологическими характеристиками каждого человека, его привычками и личностными свойствами. Без этого невозможно ни понять причину того или иного психического явления, ни тем более определить, к какой группе оно относится.
Кроме того, важно было не просто обнаружить и зафиксировать проявление эмоций, чувств и настроений, но и установить их обособленность от психических состояний или, наоборот, единство с ними. Поэтому в каждом отдельном случае необходимо было определять, исчерпывается ли в конкретной эмоциональной активации психическое состояние человека или сама она обусловлена им. Это было самым трудным делом, так как если эмоциональная активность так или иначе осознается и при желании человек сам может более или менее ясно определить ее, то свое психическое состояние выявить и охарактеризовать значительно труднее. Зачастую при этом дается оценка не психическому состоянию, а лишь самочувствию или своему переживанию. Поэтому характеристика индивидуального психического состояния каждый раз требовала применения ряда методов, в том числе бесед, опросов, анализа результатов деятельности и поведения.
Результаты исследования характеризуются следующими данными. На надводном корабле у всех матросов, старшин, мичманов и офицеров отмечено ежедневное эмоциональное реагирование на решение поставленных задач. В основном оно выражалось в чувствах и настроениях. Эмоции зафиксированы лишь у 35 процентов личного состава. Чувства и настроения всех моряков в период подготовки к длительному плаванию характеризовались определенной стабильностью и отражали состояние дел в подразделениях, успехи и недостатки при решении повседневных задач. К концу подготовительного периода они стабилизировались, отражая готовность личного состава к походу. В настроениях большинства матросов и старшин в это время явно проявлялись повышенная внутренняя напряженность и сосредоточенность на выполнении своих функциональных обязанностей.
Психические состояния абсолютного большинства моряков характеризовались высокой деловой активностью, оптимизмом, бодростью. Однако у матросов и некоторых старшин они проявлялись не всегда четко и определенно, а у 20 процентов из них за весь период систематического наблюдения так и не были выявлены. Зато эмоции, чувства и настроения у них проявлялись достаточно заметно.
Сам факт невыраженности психических состояний у некоторых моряков объясняется не их фактическим отсутствием, а способностью человека скрыть, завуалировать их проявление. Следовательно, у этих моряков имелись большие резервы для развития психических состояний до такого уровня, когда они смогли бы оказать заметное положительное влияние на их служебную деятельность.
Рассматривая психические состояния военных моряков с позиций целенаправленного воздействия на их формирование и развитие, необходимо учитывать следующие наиболее общие положения и выводы.
Схема №1
Психические процессы, психические состояния, деятельность

Объективные факторы: Субъективные факторы:
Условия длительного плавания
Обстановка на корабле
Особенности решаемых задач
Особенности природных воздействий
Физическая нагрузка на моряка
Бытовые условия Физическое состояние моряков
Опыт Длительных плаваний
Особенности корабельной организации
Уровень спецподготовки моряков

Ощущения
Восприятия
Представление
Внимание Эмоции
Чувства
Настроения Память
Мышление
Воображение
Речь

Потребности
Ценностные ориентации
Мотивы
Влечения
Желания
Интересы
Склонности
Идеалы

Во-первых, положение о целостности, относительной самостоятельности и, устойчивости психических состояний и, следовательно, о неправомерности отождествления, тем более подмены их эмоциями, чувствами и настроениями. Между эмоциональными процессами и психическими состояниями имеются сложная диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность, учет которых необходим в повседневной управленческой деятельности. Вместе с тем каждое из этих явлений входит в свою группу и не может быть произвольно заменено одно другим. Соблюдение этого разграничения имеет особое значение при определении путей, способов и средств управления их формированием и развитием.
Во-вторых, вывод о сложной структуре психических состояний. В отличие от эмоциональных процессов и переживаний, психические состояния представляют собой сложное сочетание, своеобразный сплав эмоциональных, волевых и интеллектуальных психических явлений, возникающих и развивающихся на определенной физиологической основе и в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека. Но в целостной структуре психических состояний это сочетание (сплав) может принимать определенную направленность с преобладанием эмоциональных, волевых или интеллектуальных психических явлений. В психических состояниях военных моряков, как правило, преобладают волевые стороны психики, что является объективным требованием корабельной службы к каждому члену экипажа.
В-третьих, выделение типичных, присущих только морякам, находящимся в длительных океанских плаваниях, психических состояний. На корабле не только служебная деятельность, но и вся жизнь моряков, их быт и досуг зависят от обстановки плавания. Она подчиняет себе все общие, коллективные и личностные потребности и интересы, определенным образом оценивается и переживается, оказывая влияние на всю психическую деятельность личности и формирование психологии коллектива. Под ее влиянием возникают все психические явления, в том числе индивидуальные и коллективные психические состояния моряков. Конечно, у каждого члена экипажа они особые, глубоко личные. Но вместе с тем на корабле эта индивидуальность больше, чем в других условиях, несет на себе печать типичного, свойственного всем морякам. Это создает благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия на развитие психических состояний личного состава в интересах успешного решения задач плавания.
В-четвертых, признание особого значения взаимосвязи психических состояний моряков с их психическими процессами и свойствами личности. В походе у каждого члена корабельного экипажа появляются новые связи и пути взаимодействия между психическими процессами, состояниями и свойствами личности, которых не было и не могло быть на берегу. Именно они, эти новые связи служат основой для формирования особых, присущих только морякам в походе психических состояний и в определенной степени свойств личности моряков.
В-пятых, заключение о необходимости разграничения понятий индивидуальных и коллективных психических состояний военных моряков. Находясь в сложном диалектическом единстве, обусловливая и дополняя друг друга, и в то же время имеют свою специфику в формировании и виде проявления, в силе воздействия на поведение и служебную деятельность личного состава. Психически состояния корабельного коллектива имеют свою определенную структуру и являются важнейшей составной частью его психологии.
В-шестых, вывод о необходимости специальной и целенаправленной воспитательной работы по формированию благоприятных для данных конкретных условий плавания индивидуальных и коллективных психических состояний личного состава. Эта работа дает наибольший эффект, если она проводится с учетом основных особенностей по отдельным периодам плавания, характера решаемых учебно-боевых задач, а также ожидаемых климатических, гидрологических и погодных изменений. При ее проведении необходимо учитывать опыт корабельной службы воинов, их основные психологические особенности уровень идейной зрелости и патриотической сознательности.
Психические состояния у военных моряков, так же как и всех людей, формируются в результате преобразования познавательных, эмоциональных и волевых процессов в относительно самостоятельные и устойчивые психические явления. Их целостность, самостоятельность и устойчивость во многом зависят от осознания окружающей обстановки, характера решаемых задач, личной и коллективной ответственности за их выполнение, от преобладающих в корабельном экипаже взглядов, мнений, оценок. В отличие от других условий деятельности самостоятельность, целостность и устойчивость психических состояний моряков в длительных плаваниях проявляются наиболее четко и определенно, отражая всю совокупность и сложность решаемых учебных и боевых задач. Во многом это обусловлено единством жизни и деятельности личного состава и одинаковостью условий плавания. Эти же объективные факторы создают благоприятные предпосылки для управления формированием и развитием психических состояний военных моряков. Вместе с тем они же сужают диапазон возможных средств для этого, в том числе таких, как обеспечение культурного досуга личного состава, улучшение бытового и служебного комфорта, повышение возможностей для наиболее полного удовлетворения материальных (естественных) и духовных потребностей (См. Схему №1 с. 26).
Динамика психических состояний военных моряков характеризуется относительной устойчивостью и определяется в основном не случайными воздействиями окружающей обстановки, оказывающими известное влияние на эмоции, чувства и настроения, а наоборот, наиболее существенными факторами, имеющими важное личностное и общественное значение. Их подвижность в длительном плавании во многом зависит от психических свойств личности моряка, опыта службы, волевых качеств. У некоторых молодых матросов, старшин и даже офицеров в первый период длительного плавания психические состояния могут быть выражены слабо, и характеризоваться как неустойчивые. Но у большинства уже в предпоходный период, в процессе морально-психологической подготовки к походу, формируются своеобразные психические состояния готовности к длительному плаванию, которые затем развиваются в устойчивые и относительно длительные психические явления, оказывающие существенное влияние на выполнение кораблем поставленных задач. В зависимости от целенаправленности и действенности работы командиров кораблей и подразделений по их формированию они могут в течение всего похода характеризоваться высокой деловой активностью, патриотическим подъемом и оптимизмом.
Таким образом, психические состояния военных моряков — это относительно самостоятельная и устойчивая группа психических явлений, которые формируются, и развиваются в результате восприятия, переживания и осознания личным составом наиболее значимых для корабля и каждого воина событий и явлений общественной и личной жизни. Они определяют собой уровень жизненной активности военных моряков, их отношение к задачам длительного плавания, своим обязанностям и общественным требованиям, окружающему миру, коллективу, обществу в целом. В условиях корабельной службы психические состояния военных моряков отличаются большим своеобразием. Их специфичность заключается в том, что такое состояние у человека формируется только в океане, в условиях длительного плаванья.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обоснование концепции психических состояний военных моряков» з дисципліни «Психологія військових моряків: психологічний стан»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Особливості фінансових інвестицій
Фонетична транскрипція
Індивідуальні та інституційні інвестори
Аудит розрахунків з акціонерами
Особливості організації аудиту в агропроми-словому комплексі Укра...


Категорія: Психологія військових моряків: психологічний стан | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 889 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП