ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768—1834) — нем. теолог и философ. Мышление и бытие, по Ш., скоррелированы, причем двояко. Мышление, во-первых, может сообразовываться с бытием, как это происходит в теоретической мысли. Бытие, соответствующее тотальности наших научных понятий и суждений, квалифицируется как природа. Во-вторых, мысль может стремиться сообразовывать бытие с собой, это лежит в основе нашей моральной деятельности. Дух и природа, мышление и бытие, субъект и объект — различные понятия концептуального мышления, неспособного преодолеть различия. И все же дуализм духа и природы не абсолютен. Последняя реальность — это тождество духа и природы в универсуме Бога. Понятийно-концептуальное мышление не в состоянии постичь это тождество. Но это тождество можно чувствовать или испытывать. И это чувство связывается Ш. с самосознанием. Это не рефлексивное самосознание, которое постигает тождество Я в разнообразии его моментов. Однако в основе рефлексивного самосознания лежит «непосредственное самосознание, равное чувству». Другими словами, есть фундаментальная непосредственность чувства, на каковом уровне нет различий и оппозиций понятийного мышления. Это можно назвать интуицией, но это не отчетливая интеллектуальная интуиция. Речь идет о чувстве как основе самосознания, и его нельзя отделить от сознания. Ш. — один из самых влиятельных теологов 19 в., считающийся зачинателем либеральной протестантской теологии. Утверждал, что благочестие возникает из чувства как опыта Бога (Бесконечного) через наш опыт мира (конечного), а не из рациональной метафизики или доктринальной рефлексии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ШЛЕЙЕРМАХЕР» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»