«ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА» (санскр. Tattvarthadhigamasntram — «Сутра постижения значения категорий») — базовый текст джайнской философии и религии, принятый в качестве авторитетного течениями шветамбаров и дигамбаров, составленный Умасвати (Умасвами), «наставником аскетов и ораторов». Умасвати (ошибочно считавшийся учеником знаменитого философа Кундакунды) жил, вероятно, во 2— 3 вв. Текст «Т.» составлен на санскр. и состоит из десяти глав. Глава I, содержащая вводную часть и теорию познания, открывается общеджайнским тезисом о том, что путь к освобождению (см.: Мокша) — это праведное воззрение, познание и поведение. Праведное воззрение — убежденность в истинности семи категорий: джива (душа), аджива (не-душа), асрава («приток» в душу тонкой кармической материи), бандха («связанность» души этой материей), самвара (начальное блокирование этого «притока»), нирджара (завершающие стадии блокирования) и мокша. Правильное познание подразделяется на чувственно-логическое, познание от слова авторитета, ясновидческое, телепатическое и абсолютное (классификация, отличная от общеиндийского распределения источников знания). Первые два вида — опосредованные (различаются пять стадий первого), остальные — непосредственные. Главы II—IV посвящены главной категории — дживе. Сущность души — способность к отражению объектов. Души делятся на пребывающие в сансаре и освободившиеся, разумные и неразумные, динамические и стационарные. Здесь же различаются четыре способа рождения живых существ. Глава V, посвященная субстанциям души и не-души, открывается определением субстанций как таковых. Общие их атрибуты — вечность, неизменность, бесформенность. Здесь же делается оговорка, что вещество — пудгала имеет форму, и вводится еще один общий атрибут — вездесущесть (которая, правда, не распространяется на атомы). Выясняются основные назначения всех субстанций и сама природа их как субстрата качеств и проявлений, и учитывается мнение тех, кто относит к субстанциям также и время. В главах VI—VII рассматривается асрава, определяемая как активность тела, речи и ума. Вместе с тем асрава — это и результат активности: благой и не-благой, «омраченной» и «неомраченной». Перечисляются асравы различных карм как следствия прошлых поступков. Тема притока карм открывает возможность для выяснения третьего основания джайнизма — праведного поведения. Речь идет о пяти фундаментальных «обетах»: преодоление насилия, лжи, нечестности, нецеломудрия, стяжательства, далее перечисляются проступки против них. Предмет главы VIII — закабаление индивида кармами (как следствие «притоков» кармы); здесь же калькулируются сроки действия различных карм. В главе IX рассматриваются две стадии преодоления «притоков» кармической материи — посредством нравственных деяний и аскетических подвигов и медитативных средств закрепления результата. Глава X посвящена «освобождению», которое есть ликвидация «закабаления», по-иному, следствие нирджары, рассматриваемое как окончательное уничтожение карм. У адепта, достигающего этого состояния, восстанавливаются всеведение и могущество души — став «совершенным», он может «восходить» до пределов Вселенной. В течение веков «Т.» неоднократно комментировалась (первым ее истолкователем был сам Умасвати) философами шветамбаров и дигамбаров и сохраняет свое значение в джайнизме и в настоящее время.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»