ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — совокупность политических ин-тов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Это понятие пришло в политическую философию из социологии в 1950—1960-е гг. и помогло исследователям упорядочить описание политических процессов, выяснить внутренние закономерности развития политических структур. Свои концептуальные очертания понятие «П.с.» приобрело в работах амер. политологов Д. Истона и Г. Алмонда, которые подчеркивали, что П.с. объединяет не только организованные стороны политической жизни, но и такие ее факторы, как сознание, идеи и мировоззрение. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если к.-л. элемент этого устройства изменяется, то следствием становится изменение П.с. в целом. К функциям П.с. относят: определение целей, задач, путей социально-политического развития общества; организацию деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; распределение материальных и духовных ценностей; согласование разнообразных интересов гос-ва и социальных групп гражданского общества; разработку определенных правил социально-политического поведения людей; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; контроль за соблюдением социальных законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы. П.с. имеет институциональную, идеологическую, нормативную, коммуникативную и ценностную подсистемы. Институциональная подсистема включает гос-во, политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации (телевидение, радио, печать). Идеологическая подсистема образует теоретический уровень (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический уровень (политическая психология: чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения, традиции). Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между нациями, классами, социальными группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. Нормативная подсистема объединяет политические нормы и нравственные принципы, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. И, наконец, культура выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать П.с. в целом. Существуют многочисленные классификации П.с. Со времен Платона известна классификация в зависимости от форм правления: монархия — правление одного человека, и ее искаженная форма — тирания; аристократия — правление нескольких достойных людей, и ее искаженная форма — олигархия; демократия — правление многих или всего народа, и ее искаженная форма — охлократия. Достаточно часто используют типологизацию П.с. в зависимости от формы политического режима. В этом случае выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические П.с. и их разновидности. По формам административно-государственного устройства П.с. разделяют на унитарные (где господствует единая централизованная система органов власти и правосудия на всей территории), федеративные (которые состоят из политических единиц, обладающих известной политической самостоятельностью) и конфедеративные (где сложился союз независимых политико-государственных структур).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»