Вера как основа религиозного мировоззрения оказала мощное воздействие на характер философского мышления этой эпохи. Догматы христианского вероучения стали основанием развития проблемного поля и определения принципов средневековой философии. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, супранатурализм, символизм, провиденциализм и эсхатологизм. Именно в рамках этих религиозных установок развивалась философская мысль Западной Европы на протяжении десяти столетий. Теоцентризм средневековой философии был связан с идеей единого и единственного Бога как абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Бог выступал как исходный и конечный пункт всех человеческих суждений и действий, как основание решения всех философских проблем, как руководящий принцип построения системы богословского и философского знания. Поэтому проблема Бога и его атрибутов, а также вопрос об отношении Бога и мира рассматривались как центральная и основная проблема средневековой философии. Онтология была полностью теологизирована и развивалась в двух направлениях богословского дискурса. Катафатическая теология наделяла Бога положительными атрибутами и описывала его как средоточие благости, справедливости и всемогущества; апофатическая теология опиралась на идею принципиальной неописуемости и непознаваемости Бога, который в силу своей абсолютности, не имеет атрибутов, находится за пределами всякого бытия, природы и качественности. Теоцентризм, как основа монотеистического вероучения, получил дальнейшее развитие и конкретизацию в идеях креационизма и супранатурализма. Согласно принципу креационизма, мироздание есть благое творение Бога, полное целесообразности. В нем господствует универсальная гармония и взаимосоотнесенность вещей. Строение космоса качественно неоднородно и подчинено строгой иерархии. Бог, будучи абсолютной Личностью, создал этот мир из «ничего», исходя из своей доброй воли, и он, будучи «тварным», стоит бесконечно ниже своего творца. Созданная Богом материя («прах земной») может быть преодолена, поэтому весь природно-космический универсум рассматривался как подножие небесного, божественного царства. Принцип креационизма предполагал наличие в природе трансцендентной, божественной целесообразности, сообщенной всему тварному миру Богом, предопределяющим индивидуальное развитие каждого существа. В соответствии с учением Фомы Аквинского, все в мире расположено по ступеням иерархической лестницы, начинающейся в области неодушевленных вещей и возвышающейся – через человека – до ангелов, святых и, наконец, до самого Господа Бога. Каждая нижележащая ступень стремится к высшей, как к своей цели; вся же природа в целом устремлена к Богу. Принцип супранатурализма означал, что Бог, обладающий сверхприродным бытием, абсолютно не зависим от природы и человека, природа же, как и человек, напротив, полностью зависят от Бога. Бог никогда не сливается с природой, превосходя ее во всем и пребывая вне природы, над миром. Однако, он пронизывает универсум божественным светом (энергией), поддерживая и контролируя его существование, порядок и целостность. Для средневекового миросозерцания был характерен крайний символизм, привнесенный в христианскую философию Псевдо-Дионисием Ареопагитом из неоплатонической мистики. Согласно данному принципу, все видимые вещи способны воспроизводить вещи невидимые, хотя не все они в одинаковой мере прозрачны. Природа понималась как великая, таинственная Книга, в которой все зримое предстоит как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога. Космос трактовался как иерархия символов, в которой низшие ступени мировой иерархии символически воссоздавали образ высших, открывая человеческому уму возможность интуитивного постижения скрытой, духовной природы мира через его материально-телесные проявления. Развитие человеческого общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма. История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Бог распространяет свою власть не только на природу и индивидуальную судьбу человека, но и на область человеческой истории. Все события и повороты истории соответствуют божественному Провидению. Развитое Аврелием Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «Царству Божьему» составило краеугольный камень всей средневековой историографии. Главной движущей силой истории считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, автором которой является Бог. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» – вечности. Индивидуальное спасение рассматривалось как часть всемирной истории, поскольку наступление «будущего века» окажется сроком для воскресения умерших праведников. Ключевым событием мировой истории считалось рождение Христа. Основные события его жизни рассматривались как символы единства исторического и космического процессов. Рождением Христа история делилась на период подготовки вочеловечивания Бога, истекший в момент рождения, и на период подготовки обожения человека. Главным достижением средневековой философии истории, вытекающим из принципов провиденциализма и эсхатологизма, была идея исторического прогресса, рассмотренного во всемирно-историческом масштабе. Прогресс этот мыслился в расширении и углублении Царства Божьего, в непрерывном духовном совершенствовании мира и единении праведников. Таким образом, проблематика средневековой философии как в структурном, так и содержательном отношениях воспроизводила основные требования религиозной идеологии. Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принципы средневекового философского мышления» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»