Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии
Классический период в развитии античной философской традиции приходится на V – IV вв. до н. э., эпоху расцвета и упадка рабовладельческой демократии в Элладе. К середине V в. до н. э., после греко-персидских войн (500 – 449 гг. до н. э.), древняя Греция достигла значительных успехов во всех областях общественной жизни. Главным культурным и философским центром греческой ойкумены стали демократические Афины. В этих условиях появилось множество новых философских концепций, существенно расширилось проблемное поле философии, образовав единое и разветвленное «древо философского знания». Классическая натурфилософия поднимается на более высокий уровень рационально-теоретического осмысления природы. На смену ионийской физике, благодаря плюралистическим концепциям Анаксагора и Эмпедокла, приходит философская атомистика. Это учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать целостную физико-математическую модель природно-космического и социального универсума. Знаменитый древнегреческий философ Демокрит построил на основе идей атомизма целостную философскую систему, в которой он впервые высказал идею структурного единства макро- и микрокосма и обосновал свои социально-политические и этические воззрения принципами атомистической космологии. Дальнейшая рационализация древнегреческой философии связана с творчеством мыслителей элейской школы. Основоположник школы элеатов Парменид и его ученик Зенон Элейский противопоставили друг другу бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение, отождествив бытие с умопостигаемым космосом и истинным мышлением. Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое, рассматриваемое в своем общем существовании, как «то, что есть». Философия оказалась ориентированной на категориальный анализ универсума. При этом элеаты настаивали на единстве онтологии и эпистемологии, поскольку бытие и мышление суть одно и то же, законы мысли тождественны законам бытия. Сформулированная элеатами антитеза чувственного и умопостигаемого стала ключевым звеном последующих философских дискуссий. Гераклитовскую линию «текучести» бытия, понимания его как потока, становления, в классический период продолжили софисты. Софисты (от греч. σοφός – мудрый), или платные учителя красноречия, обучали молодежь различным знаниям, необходимым для активного участия в гражданской жизни греческих полисов. Наиболее известны старшие софисты Протагор и Горгий. Основой обучения софисты сделали представление об отсутствии абсолютной истины и объективных моральных ценностей. Они противопоставляли друг другу противоречивые оценки и нормы, господствующие у разных народов, и расшатывали тем самым веру в единый природный и нравственный закон. Общей чертой учений софистов был субъективизм и релятивизм, классически выраженный тезисом Протагора: «человек – мера всех вещей». Рационально-идеалистическая стратегия развития философского знания, предложенная Парменидом, получила свое продолжение в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля. Натурфилософским спекуляциям «физиков» и морально-гносеологическому релятивизму софистов Сократ противопоставил диалектический анализ человеческого бытия. Главным предметом философских диалогов Сократа были проблемы этики – вопросы о том, как следует жить. При этом Сократ ориентировал своих собеседников на поиск объективной истины, заложенной в человеческой душе богом-демиургом. Приблизиться к ней можно на пути искусного определения таких важнейших философских понятий, как справедливость, мужество, прекрасное, благо. В философии Платона – знаменитого афинского мыслителя, родоначальника платонизма, также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, «последние вопросы» его бытия, мораль и право, как основные регуляторы человеческой жизни в обществе, отношения личности и государства – этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследования. Они как нельзя более точно воспроизводили особенности гражданской жизни Афин. На первый план в классической античной философии выходят проблемы этики и политики и педагогики. Учение о космосе Платон разрабатывал в связи с необходимостью обосновать свои социально-политические взгляды. В основании теологии и космологии Платона находится учение об идеях-парадигмах, или эйдосах. Материя и идея, как вечные и неизменные начала мира, соединяются третьим, высшим началом – умом-демиургом, который при помощи мировой души объемлет весь космос, как чувственный, зримый, так и умопостигаемый. Структура космоса отражена в структуре человеческого тела, в организации общества и государства. В основании же его устройства лежит рационально-идеалистический принцип – материя подражает идее, воспроизводит в многообразии своих форм структуру ума-демиурга. Учение Платона с характерной для него рационально-идеалистической интерпретацией космоса, заложило основы европейского философского идеализма. Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Он был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания. Философия делилась Аристотелем на теоретическую часть (цель которой – знание ради знания), практическую (цель которой – знание ради деятельности) и пойетическую (цель которой – знание ради творчества). Далее теоретическая философия делилась на метафизику («первую философию»), математику и физику. При этом логику и теорию познания Аристотель считал вспомогательными дисциплинами, своеобразной пропедевтикой ко всему комплексу наук. К практической философии относились этика и политика, а к пойетической – риторика и поэтика. Основное внимание знаменитый мыслитель уделял фундаменту теоретического познания – учению о сущем. Собственно Аристотель возвысил онтологию элеатов и теологию Платона до статуса метафизики («первой философии»). Разделив «первую философию» на две части – общую метафизику (metaphysica generalis) и собственно теологию, или специальную метафизику (metaphysica specialis), – Аристотель считал, что первая призвана изучать «сущее, поскольку оно сущее, и его атрибуты сами по себе», а также высшие принципы (архе), или причины бытия. Теологическая же философия должна изучать высшую неподвижную субстанцию (ум), которую философ считал особым видом бытия, «неподвижным вечным первым двигателем». Аристотель, соглашаясь с Платоном, что предмет философии – исследование сущности вещей, расходился со своим учителем в определении последней. У Платона сущность отделялась от материальных предметов и обитала в царстве вечных и неизменных идей. Аристотель же наоборот, считал, что каждое явление проникнуто идеей и служит живым ее выражением. Не объективное бытие понятий отрицает Аристотель, но отделимость этого бытия от материи. Идею Аристотель называет формой, считает чем-то присущим вещи и отделимым от нее только мысленно, при помощи логической абстракции. Другими словами, существенное отличие философии Аристотеля от учения Платона заключается в том, что он отвергает возможность существования идей отдельно от вещей. Расхождение с платонизмом по поводу одного из важнейших вопросов метафизики позволило Аристотелю поставить перед философией новую задачу: исходя из общих положений (идей), объяснять природу частных явлений. Исследуя многообразие действительности, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и чрез сочетания их образует свои теории и доказательства. Указав философии цель, Аристотель, дал и средства для ее достижения, систематически разработав законы и правила формальной логики. Исторически философия и наука в западной культуре возникают и развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. В античности философия отождествлялась с наукой. Наиболее развернутое исследование данной проблемы мы обнаруживаем у Аристотеля. Великий мыслитель определяет философию как наиболее совершенную науку о сущем, о первых началах и причинах бытия («Метафизика», I, 2). При этом он осуществляет подробный анализ характеристик науки, позволяющий отличать научное знание от мнения, опыта и искусства. Надо заметить, что термин «наука» у античных философов означает теоретическое знания вообще, и смысл данного понятия несколько отличается от современных представлений о сущности и специфике науки. Систематизируя рассуждения Аристотеля по данному вопросу, известный российский философ-антиковед В.Ф. Асмус отмечает, что среди важнейших характеристик научного (т.е. теоретического) знания, присущих соответственно и философии, Аристотель выделяет следующие. Во-первых, знание имеет всеобщий и необходимый характер, а, следовательно, является доказательным. Научное знание направлено на поиск общего в вещах, того, что обладает безусловным постоянством в изменяющемся мире явлений. Знание общего есть знание сущности. Мы обладаем знанием о вещи, считает Аристотель, если знаем суть ее бытия. Поэтому наука стремится к определению сущности, слагается их общих и необходимых положений, которые она способна доказывать. «Само же доказательство, – подчеркивает В.Ф. Асмус вслед за Аристотелем, – может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе. Оно состоит в получении заключения из начал истинных и необходимых, относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается, но лишь об общем». Во-вторых, наука обладает способностью объяснения. Объяснительный характер научного знания заключается в том, что наука не только фиксирует некоторое объективное состояние действительности, определенный факт, но и пытается исследовать его сущность, выяснить причины такого положения дел. Объяснение в науке осуществляется в понятийной форме посредством логического выведения частных (иногда случайных) следствий из общих и необходимых причин. Объяснить наличие тех или иных свойств у исследуемого предмета – значит, согласно Аристотелю, доказать при помощи логического вывода, каким образом они происходят из его сущности. В-третьих, научное знание обладает внутренним единством, которое сочетается с подчинением одних знаний другим, т.е. наука представляет собой целостную систему иерархически организованного знания. Решая вопрос о классификации наук, Аристотель в своих трактатах («Метафизика», «Топика», «Никомахова этика») наивысшее положение отводит теоретическим наукам. И здесь в его классификации намечаются определенные отличия одних наук от других, и, что особенно важно для рассматриваемого нами вопроса, об отличии философии, как наивысшей, божественной науки, от прочего знания. Аристотель разделяет науки на теоретические, практические и пойетические (поэтические). К теоретическим относятся те, которые дают нам знание начал и причин. Поэтому они составляют условие наук практических, предметом которых выступает практическая деятельность людей. Пойетические же науки способствуют развитию творчества. И практическая и творческая деятельность должны строиться на основе и в соответствии с достоверными знаниями о действительности. В отличие от всех прочих наук теоретические, среди которых наиболее достойной Аристотель полагает философию, стремятся к достижению знания ради самого знания. Их высшая цель – истина, а не польза. Поэтому предмет философии – сущность, созерцательно постигаемая лишь умом, мышлением о мышлении. Философию Аристотель, в конечном итоге, отождествляет с метафизикой (или «первой философией»), которая категориально осваивает универсум в соответствии с наиболее общими родами бытия. Подобно тому, как последующее подчинено предшествующему, вид – роду, часть – целому, все науки подчинены философии, и рассматриваются Аристотелем как частные ветви философского знания, которые исследуют определенные виды сущего и то, что этим видам присуще (их свойства и отношения). В то время как «первая философия» исследует сущее как таковое. Наиболее близки философии физика и математика, как наиболее сложные и абстрактные науки, проникающие в глубинную суть вещей, лежащую за поверхностью чувственных образов. Так, физика, в отличие от метафизики, изучает не сущее как таковое, не бытие вообще, а лишь материальное и подвижное. Она рассматривает привходящие свойства и начала вещей с точки зрения их способности к движению. Математика изучает наиболее отвлеченное в вещах, опуская все чувственно воспринимаемые качественные различия. Она исследует только количественное и непрерывное, изучает взаимное расположение предметов, их соизмеримость и несоизмеримость, их соотношение в пространстве. Поэтому учение о природе (физику) и математику Аристотель считает только частями мудрости. Высшая же мудрость – философия «не рассматривает частичного…, а исследует каждое такое частичное лишь по отношению к сущему как сущему» («Метафизика», XI, 4). Называя философию «самой главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить» («Метафизика», III, 2), Аристотель отмечает, что «знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочитает науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, – та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще – наилучшее» («Метафизика, I, 2).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»