Возникновение философии в древней Греции относится к VI в. до н. э., к тому времени, когда сформировались достаточно развитые в экономическом и политическом отношении рабовладельческие государства. В VIII–VI вв. до н. э. завершилось расселение греков на Балканском полуострове. В Средиземноморье возникли важнейшие греческие города-государства, образовались многочисленные греческие колонии. Поскольку древняя Греция являлась морской, островной цивилизацией, то основой производственно-хозяйственной жизни греков, в отличие от древневосточных цивилизаций, были не только земледелие, но ремесло и морская торговля. В середине I тыс. до н. э. бурно развивались текстильные, гончарные и металлургические ремесла, земледелие, виноградарство и садоводство, что способствовало развитию мореплавания и расширению торговых связей как между отдельными греческими городами-государствами, расположенными на побережьях Средиземного моря, так и со странами Востока. Египетская и Вавилонская протонаука оказала мощное воздействие на греческую культуру мышления. Заимствовав на Востоке финикийский алфавит, арифметику, геометрию, астрономию, механику, греки быстро превзошли своих учителей. Они преобразовали математику в дедуктивное теоретическое знание и избавились от магико-астрологической интерпретации астрономических наблюдений. В значительной степени этому способствовало отсутствие в древней Греции жреческой касты, установившей на Востоке религиозную монополию на знание, а также бурное развитие системы светского образования, поддерживаемого государством. Экономической основой античной Греции было классическое рабовладение. Особенности производственно-экономического развития античной Греции предопределили специфику ее общественной жизни, оказавшей влияние на характер греческой философии. Классическое рабовладение составляло основу производительных сил древнегреческих государств, рабы являлись непосредственной собственностью крупных землевладельцев. Рабство создало необходимые предпосылки для автономизации умственной деятельности в условиях отсутствия развитых институтов жречества. Граждане греческих государств имели досуг и располагали достаточным временем и средствами для интеллектуальных, творческих занятий. Как отмечал еще Аристотель, философия является уделом свободных граждан, поскольку для нее знание важнее пользы. В трактате «Метафизика» он, в частности, отмечает: «Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение… И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя». Рабовладение обусловило также известный духовный аристократизм греков, их презрение к физическому труду, что в значительной мере повлияло на созерцательный характер греческого философского мышления, чуждого практике и ориентированного исключительно на теоретическое умозрение. Значительную роль в социально-классовой структуре, наряду с рабовладельческой аристократией, играли богатые промышленники и купцы, разбогатевшие ремесленники. Древнегреческая философия выражала социальные интересы ремесленно-торгового класса, зажиточных горожан, демоса, борющегося за власть против родовой землевладельческой аристократии. Острая социальная борьба, переход от авторитарных аристократических к тираническим, а затем демократическим формам государственного устройства способствовали изменению политического пространства греческой ойкумены, что стимулировало формирование новой картины мира, утверждение нового взгляда на социальный и природный космос. Философия эллинов возникает как принципиально новая форма мышления и система объяснения, не имеющая аналогов в мифе. Природный и социально-политический универсум помещаются в математизированное пространство, определяемое чисто геометрическими отношениями. Исчезает характерная для мифа вертикальная иерархия космоса, который, в полном соответствии с устройством демократического полиса, рассматривается как устойчивая, совершенная сфера с неподвижным центром (агорой), удерживаемым равновесием противоположно направленных сил. Известный российский ученый А.Ф. Лосев, исследуя особенности античной философской традиции, отмечал, что античное мышление было основано на принципе объективизма. Если в европейской культуре человек понимался как высшая ценность универсума, то древнегреческая культура на первое место ставит объективно существующий космос. Личность в ее субъективно-психологическом выражении, ее душевные переживания, индивидуальные качества и частные интересы не имели особого значения для античной культуры. Безусловный примат объективного над субъективным в системе античного мышления проявился в космологизме философских учений. Важной характеристикой космоса в античной картине мира являлась его абсолютность. Для древних греков он вечно существующая, самостоятельная и самотождественная реальность, что отразилось на античном понимании истинного знания, противостоящего изменчивому, субъективно-значимому мнению. Представления об абсолютности космоса порождали в сознании греков веру в неодолимость судьбы. Она воспринималась как фатальная неизбежность, законы космоса казались незыблемыми и всевластными, как рок. Однако античный человек не становился пассивной марионеткой в его руках, содержание античной культуры пронизано духом фаталистическо-героического космологизма. В этой связи одним из интереснейших явлений древнегреческой культуры, определившим особенности философского мышления эллинов, была агонистика – соревнование первенства ради, тесно связанное с греческим культом героя. Дух состязания пронизывал всю общественно-политическую и духовную жизнь Эллады: атлетические и конные соревнования, состязания в красоте и музыке (состязания рапсодов, мелических хоров, театральных представлений, музыкантов-кифаристов и т.п.), состязания в речах и философских спорах на народном собрании, в суде, на рынках и пирах. Движущей силой этих состязаний было желание утвердить свое первенство, выразить авторское видение, увековечить себя в искусстве, завоевать признание соотечественников. Культ героя-победителя был в древней Греции своеобразной формой прославления автора. Не случайно мастер-творец стремился зафиксировать в созданном произведении свое имя особой печатью, подписью (сфрагидой). Все это предопределило авторский характер философствования древних греков, их стремление к теоретическим новациям, к ценностно-мировоззренческому плюрализму философских концепций, отражавшему демократический дух греческих городов. Развитие древнегреческой философии предполагало перманентное расширение проблемного поля, разработку новых идей, принципов и основоположений, раздвигающих теоретические рамки прежнего философствования и способствующих формированию новых концепций, совершенствование категориально-понятийного аппарата. Древнегреческая философия решительно порывала с мифологической традицией, отвергая сакральный авторитет предания и принцип «старины» как решающие аргументы и критерии значимости, используемые при оценке и принятии того или иного философского учения. Значительную роль в формировании данной характеристики развития античной философской традиции сыграла древнегреческая наука, изначально ориентированная на поиск нового. Инновационная динамика античного философского знания оказалась сопряженной с формированием особой культуры аргументации. На Востоке аргументация основывалась на принципе вертикальной иерархии знания. Она базировалась на представлении об абсолютном его источнике, открытом «просветленному» учителю, слово которого воспринималось как откровение, не требующее дополнительного обоснования и не подлежащее скептической проблематизации. Поэтому в древневосточной философии аргументация носила преимущественно апологетический характер. В древнегреческой философии участники диалога рассматривали друг друга в качестве равноправных агентов спора, одинаково лишенных возможности обладать истиной в последней инстанции, а потому ориентированных на совместный поиск ее в процессе столкновения различных позиций и аргументов. Таким образом, характер философской аргументации в Элладе коррелировал с горизонтальной политической структурой демократического полиса. Он определялся центральной установкой античного философского мышления на равенство позиций в поиск все более совершенных моделей объяснения действительности. Согласно исследованиям Ж.-П. Вернана, греческая политическая жизнь являлась «предметом публичного обсуждения на агоре со стороны граждан, которые считались равными, и для которых государственное управление являлось общим делом», поэтому философская мысль греков была направлена на обоснование мирового порядка, построенного на отношениях симметрии, равновесия, равенства между элементами космоса. Рационально-теоретическое объяснение окружающего мира и его эмоционально-образное восприятие были связаны с пониманием космоса как материально-чувственного, живого существа. В диалоге Платона «Тимей» космос трактуется по аналогии с человеком, представляется видимым и осязаемым, чувственно-телесным, разумно-одушевленным. Стихийный материализм греческой натурфилософии во многом предопределил характер демифологизации античного сознания. Его рационализация средствами зарождающегося философского дискурса осуществлялась в направлении поиска естественных начал (архэ) и причин существующего, что обусловило тесную связь античной философии с наукой. Ранняя греческая философия была принципиально новой областью мышления, чуждой религиозно-мифологическому сознанию и противостоящей мифологической культуре. Философская космология ранних натурфилософов решительно порывала с традицией мифологических космогоний и теогоний (Гесиод), с характерной для них предельной оппозицией «Хаос – Космос». Ионийские «физики» объясняли устройство вселенной естественными, рациональными причинами, игнорируя сверхъестественные силы и принцип генетизма. Духовная сущность космоса была выражена идеей господствующего в нем разумного закона (logos), порядка, правила (nomos), которые не могут быть нарушены никем из богов и людей. Действительно, понятие «космос» в контексте античного мышления указывало на лад, строй, порядок, красоту. Для древних греков характерно было художественное, скульптурное восприятие космоса, который почитался как наилучшее произведение искусства, пронизанное гармонией, симметрией, ритмом. Эстетическое понимание космоса предполагало определение его как совершенного тела, высшим скульптурным воплощением которого является шар. Античная философия также стремилась к полноте и целостности знания, к его теоретическому совершенству, отсутствию противоречий и изъянов в аргументации, что предопределило расцвет логики, эристики, диалектики. Идеал рационально-логической строгости знания был привнесен в античную философию из математики, которая в древнегреческой цивилизации первой достигла статуса теоретической науки (геометрия Евклида). Рассматривая взаимоотношения древнегреческой философии и науки, Ж.-П. Вернан отмечает, что античная философская мысль имеет глубоко геометрический характер. «Идет ли речь о географии, астрономии или космологии, она постигает физический мир и проецирует его в пространственные рамки, которые больше не определяются религиозными категориями возвышенного и низменного, небесного и подземного, но образуются взаимными, симметричными, обратимыми соотношениями». На протяжении своей более чем тысячелетней истории античная философия в качестве идеала организации истинного знания рассматривала аксиоматико-дедуктивное строение геометрии. Таким образом, греческое философское мышление с момента своего зарождения носило светский, рациональный характер, и было ориентировано на принципиальную автономию философии как специфической формы духовной культуры.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Специфика античного философского мышления» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»