Интуиция — великая вещь, но без союза с логикой она беспомощна и даже вредна, превращается в легко- мыслие и/или мистицизм. В известной степени абсолютизацией интуиции явля- ется характерное для многих философов прошлого пони- мание ее как способности непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения2. На самом деле интуиция не может дать готовое знание 1 Д. И. Писарев. Избр. соч. Т. 2, М., 1955. С. 124-125. 2См.: “Интуиция — “способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказа- тельства” — Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.216.
429 или готовую идею. Она в лучшем случаеведетк знанию или к идее, но не более. Дело в том, что интуиция не име- ет доказательной силы и, кроме того, далеко не всегда “попадает в точку”. Мысли, возникшие интуитивным пу- тем, могут быть как истинными, так и ложными, как цен- ными, так и бесполезными. Поэтому, чтобы узнать, какие из них истинные (ценные), а какие ложные (бесполез- ные), нужно выйти за пределы интуитивного мышления и подвергнуть их логическому или эмпирическо- му/практическому испытанию или тому и другому вме- сте. Интуицию можно принимать лишь постольку, по- скольку она является источником новых мыслей; больше- го от нее ждать нельзя. Очень убедительно об этом сказал М. Бунге1. От понимания интуиции как способности непосредст- венного постижения истины один шаг к мистическому умонастроению. Питательная почва последнего — это когда человек полагается только на интуицию, т. е. на во- ображение и чувство и не считается ни с какими довода- ми рассудка или разума. (О мистике см. ниже, стр. ?353).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОГРАНИЧЕННОСТЬ И АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИНТУИЦИИ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»