Ум воспитывает остроумие и проницательность. Рас- судок — отец благоразумия, рассудительности. Разум рождает мудрость. То же можно сказать о распределенииотрицательных качеств человеческого мышления. Рассудочность, кос- ность, догматизм, консерватизм свойственны тем, у кого преобладает рассудочная способность мышления. Напро- тив, безрассудство, парадоксальность, импульсивность, склонность к мистицизму свойственны тем, у кого преоб- ладает интуитивная способность мышления. 11 Рассудок и ум — простые, нерефлектирующие спо- собности мышления. Они непосредственно направлены на предмет мышления, находящийся вне его.Разум же — это рефлектирующая способность мышления. Он в из- вестном смысле, является мышлением о мышлении, ме- тамышлением. Одним словом, разум направлен не только на предмет вне мышления, но и на само мышление. Способность рефлексирования дает разуму большие преимущества перед умом и рассудком. Благодаря ей ра- зум может отдавать себе отчет в том, что он делает, кон- тролировать себя выбирать и проверять эффективность тех или иных мыслительных средств. Разум — совесть мышления, судья в собственном ста- не. Он оценивает, какое средство использовать в той или иной ситуации, искать ли помощь у интуиции, доверить- ся ей, или же руководствоваться логикой, расчетом. В отличие от разума ум и рассудок безотчетны. Чело- век, живущий умом или рассудком, может думать о себе, давать отчет в своих действиях, но при этом он не заду- мывается над тем,как он думает, не анализирует ход сво- его мышления и т. д. и т. п. Если ум и рассудок — непосредственные способности мышления, то разум — опосредованное мышление, т. е. его направленность на объект опосредуется направленно- стью на само мышление. Разум осмысляет весь ход раз- мышления, как бы освещает его изнутри, высвечивает. 12 Ум, разум, рассудок по-разному относятся к связи
418 общего ичастного. Если врассудке мы видим диктат общего над частным, а вуме — диктат частного над об- щим, то вразуме одинаково сильны позиции общего и частного. Прав был И. Кант, утверждавший: “разум есть способность видеть связь общего с частным”. Рассудок выводит частное из общего, подгоняет, подводит частное под общее. Ум ищет общее в частном, основывает общее на частном. В рассудке частное опосредует общее: (О — Ч — О) В уме общее опосредует частное: [Ч — О — Ч] В разуме имеет место взаимоопосредствование част- ного и общего: (О — [Ч — О) — Ч] . 13 Человек, который обладает Разумом, т. е. может мыс- лить разумно, не всегда пользуется этой способностью. Он может пользоваться только рассудком или только умом, если, конечно, это оправдано ситуацией. Напри- мер, при решении простой вычислительной или логиче- ской задачи нет необходимости привлекать силы Разума; здесь вполне можно обойтись логикой, расче- том. С другой стороны, когда требуется незамедлитель- ное решение умственной задачи, некогда раздумывать, рассчитывать и разум не может проявить себя в должной мере, на помощь приходит интуиция, ум проявляет свою находчивость. Разум не отменяет другие способности мышления. Он является, образно говоря, тяжелой артил- лерией мышления, с помощью которой сокрушают лишь наиболее мощные преграды. 14 С точки зрения рассмотренной структуры мышления эволюцию мышления отдельного человека можно пред- ставить следующим образом. В детском возрасте гибкость мышления не знает гра- ниц; это скорее не гибкость, а разорванность, фрагмен- тарность, почти полная бесформенность, неопределен- ность, ненаправленность, хаотичность. В этом возрасте встречаются лишь отдельные островки направленного мышления. Чем ближе к зрелому возрасту, тем мышление человека все больше определяется, становится направ- ленным, упорядоченным. Это происходит благодаря ес-
419 тественному развитию, накоплению информации, знаний и умений. В зрелом возрасте мышление человека приобретает достаточную определенность, жесткость, но вместе с тем оно не утрачивает и своей гибкости. В этом возрасте гиб- кость и жесткость, ум и рассудок идут рядом, помогая друг другу, дополняя друг друга. Вот почему именно в этом возрасте мышление человека наиболее могуче и продуктивно. Ближе к старости, к концу жизни мышление становит- ся менее гибким, нарушается равновесие между гибко- стью и жесткостью в сторону преобладания жесткости. Старик силен своим рассудком, многознанием, благора- зумием, но он не способен вырабатывать новые идеи. Мышление старика — все более окостеневающее мышление.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УМ ЯРОК, РАССУДОК ЯСЕН, РАЗУМ ГЛУБОК» з дисципліни «Практична філософія або софологія»