ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

УМ ЯРОК, РАССУДОК ЯСЕН, РАЗУМ ГЛУБОК
Ум воспитывает остроумие и проницательность. Рас-
судок — отец благоразумия, рассудительности. Разум
рождает мудрость.
То же можно сказать о распределенииотрицательных
качеств человеческого мышления. Рассудочность, кос-
ность, догматизм, консерватизм свойственны тем, у кого
преобладает рассудочная способность мышления. Напро-
тив, безрассудство, парадоксальность, импульсивность,
склонность к мистицизму свойственны тем, у кого преоб-
ладает интуитивная способность мышления.
11
Рассудок и ум — простые, нерефлектирующие спо-
собности мышления. Они непосредственно направлены
на предмет мышления, находящийся вне его.Разум же —
это рефлектирующая способность мышления. Он в из-
вестном смысле, является мышлением о мышлении, ме-
тамышлением. Одним словом, разум направлен не только
на предмет вне мышления, но и на само мышление.
Способность рефлексирования дает разуму большие
преимущества перед умом и рассудком. Благодаря ей ра-
зум может отдавать себе отчет в том, что он делает, кон-
тролировать себя выбирать и проверять эффективность
тех или иных мыслительных средств.
Разум — совесть мышления, судья в собственном ста-
не. Он оценивает, какое средство использовать в той или
иной ситуации, искать ли помощь у интуиции, доверить-
ся ей, или же руководствоваться логикой, расчетом.
В отличие от разума ум и рассудок безотчетны. Чело-
век, живущий умом или рассудком, может думать о себе,
давать отчет в своих действиях, но при этом он не заду-
мывается над тем,как он думает, не анализирует ход сво-
его мышления и т. д. и т. п.
Если ум и рассудок — непосредственные способности
мышления, то разум — опосредованное мышление, т. е.
его направленность на объект опосредуется направленно-
стью на само мышление. Разум осмысляет весь ход раз-
мышления, как бы освещает его изнутри, высвечивает.
12
Ум, разум, рассудок по-разному относятся к связи

418
общего ичастного. Если врассудке мы видим диктат
общего над частным, а вуме — диктат частного над об-
щим, то вразуме одинаково сильны позиции общего и
частного. Прав был И. Кант, утверждавший: “разум есть
способность видеть связь общего с частным”. Рассудок
выводит частное из общего, подгоняет, подводит частное
под общее. Ум ищет общее в частном, основывает общее
на частном. В рассудке частное опосредует общее:
(О — Ч — О)
В уме общее опосредует частное: [Ч — О — Ч]
В разуме имеет место взаимоопосредствование част-
ного и общего: (О — [Ч — О) — Ч] .
13
Человек, который обладает Разумом, т. е. может мыс-
лить разумно, не всегда пользуется этой способностью.
Он может пользоваться только рассудком или только
умом, если, конечно, это оправдано ситуацией. Напри-
мер, при решении простой вычислительной или логиче-
ской задачи нет необходимости привлекать силы Разума;
здесь вполне можно обойтись логикой, расче-
том. С другой стороны, когда требуется незамедлитель-
ное решение умственной задачи, некогда раздумывать,
рассчитывать и разум не может проявить себя в должной
мере, на помощь приходит интуиция, ум проявляет свою
находчивость. Разум не отменяет другие способности
мышления. Он является, образно говоря, тяжелой артил-
лерией мышления, с помощью которой сокрушают лишь
наиболее мощные преграды.
14
С точки зрения рассмотренной структуры мышления
эволюцию мышления отдельного человека можно пред-
ставить следующим образом.
В детском возрасте гибкость мышления не знает гра-
ниц; это скорее не гибкость, а разорванность, фрагмен-
тарность, почти полная бесформенность, неопределен-
ность, ненаправленность, хаотичность. В этом возрасте
встречаются лишь отдельные островки направленного
мышления. Чем ближе к зрелому возрасту, тем мышление
человека все больше определяется, становится направ-
ленным, упорядоченным. Это происходит благодаря ес-

419
тественному развитию, накоплению информации, знаний
и умений.
В зрелом возрасте мышление человека приобретает
достаточную определенность, жесткость, но вместе с тем
оно не утрачивает и своей гибкости. В этом возрасте гиб-
кость и жесткость, ум и рассудок идут рядом, помогая
друг другу, дополняя друг друга. Вот почему именно в
этом возрасте мышление человека наиболее могуче и
продуктивно.
Ближе к старости, к концу жизни мышление становит-
ся менее гибким, нарушается равновесие между гибко-
стью и жесткостью в сторону преобладания жесткости.
Старик силен своим рассудком, многознанием, благора-
зумием, но он не способен вырабатывать новые идеи.
Мышление старика — все более окостеневающее мышление.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «УМ ЯРОК, РАССУДОК ЯСЕН, РАЗУМ ГЛУБОК» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СВІТОВИЙ БАНК
ЗАГАЛЬНІ ПОНЯТТЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ НОВОГО ТОВАРУ
СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ГРОШОВИХ РЕФОРМ
Розряди іменників за значенням
Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 733 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП