ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

УМ, РАЗУМ, РАССУДОК
К способностям мышления относятсяум, разум, рас-
судок. Этим способностям соответствуют три вида мыс-
лей:
интуитивная мысль (догадка) — произведение УМА;

406
логическая мысль (вывод, заключение) —
произведение РАССУДКА;
идея — мысль РАЗУМА.
1
Ум и рассудок — противоположные способности
мышления.
В естественном языке между ними, как правило, про-
водится разграничение и порой весьма существенное. К
слову “ум” присоединяются эпитеты: “живой”, “яркий”,
“острый”, “блестящий”, “пытливый”, “оригинальный”,
“необыкновенный”, “парадоксальный”. К слову “рассу-
док” такие эпитеты неприложимы. Деятельность рассудка
понимается как нечто сухое, схематичное, неживое.
Весьма точно передает характер ума, его отличие от
рассудка следующий фрагмент стихотворения
А. Ф. Лосева:
Ум не рассудок, не скелет
Сознанья, духа и природы.
Ум — средоточие свободы,
Сердечных таинств ясный свет.
Ум — вечно юная весна.
Он — утро новых откровений,
Игра бессменных удивлений.
Ум не стареет никогда.1
О важном значении дистинкции ума и рассудка гово-
рил наш замечательный философ П. Я. Чаадаев. Он назы-
вал “воображение и рассудок” двумя “великими началами
духовной природы”.
Если Ум способен вырабатывать, генерировать новые
мысли из немыслительного материала, то Рассудок спо-
собен организовывать мысли, выводить одни мысли из
других. Ум отвергает готовые, устоявшиеся мыслитель-
ные штампы. Он — поклонник вечно меняющегося живо-
го опыта общения с реальной действительностью. Он
черпает мысли из этого опыта, а не высасывает их из
пальца и не заботится при этом об их соответствии преж-
ним мыслям. Рассудок же подобно пауку ткет паутину
мыслей из самого себя. Он консервативен, сам себе ста-
вит границы и не пытается выйти за их пределы. Рассу-
1 Цит. по: А.Ф. Лосев. Бытие—имя—космос. М.: Мысль, 1993.
С. 30.

407
дочное мышление не рождает новых мыслей. Оно только
перерабатывает, организует имеющиеся в наличии. В
противоположность рассудку ум переменчив и даже
анархичен. Он — низвергатель всех канонов, правил,
традиций. В своем крайнем выражении живой ум алоги-
чен и парадоксален.
2
Ум и Рассудок — односторонние и потому низшие
способности мышления. Разум включает в себя то, что
присуще уму и рассудку, и потому лишен их односто-
ронности. Он — высшая способность мышления. Разум с
одинаковым успехом умеетвырабатыватьновые мысли
иорганизовывать их.
Если Рассудок — консервативное мышление, а Ум —
импульсивное, скачкообразное мышление, то Разум —
развивающееся мышление.
ВЕРОЯТ-
НОСТНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
(индукция,
многозначная
логика,
умозаключения
по аналогии)
РАССУДОК Р А З У М У М
(ЛОГИКА) {КАТЕГОРИАЛЬНАЯ [ИНТУИЦИЯ]
(ДЕДУКТИВНАЯ ЛОГИКА}
ЛОГИКА) {И Д Е Я}
(УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ,{МУДРОСТЬ}[ДОГАДКА]
ДЕДУКЦИЯ) {глубина мысли}[ЧУТЬЕ, НАИТИЕ,
ОЗАРЕНИЕ]
(РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ
БЛАГОРАЗУМИЕ)ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ
ОСТРОУМИЕ]
(ясность [яркость
мысли) мысли]
Выше данадиаграмма (структурная схема) мышле-
ния. На диаграмме в наглядно-логической форме пред-
ставлено соотношение трех различных способностей
мышления. Между рассудком и умом расположено про-

408
межуточное “пространство” мышления, отделенное от
них вертикальными линиями. В этом “пространстве”, ко-
торое справедливо назватьвероятностным мышлением,
рассудок и ум плавно переходят, перетекают друг в дру-
га. В центральном круге, залезающем на “территории”
рассудка и ума, расположен Разум. Он осуществляет ор-
ганический синтез, взаимоопосредствование Рассудка и
Ума. Чем шире круг охватывает “территории” Рассудка и
Ума, тем величественнее и глубже сам Разум.
3
Вероятностное мышление или промежуточное “про-
странство”, способность мышления. Если рассудок упо-
добить твердому кристаллу, а ум — газу, то вероятност-
ное мышление — это как бы жидкое состояние мышле-
ния.
(Разум в таком случае можно уподобить живому орга-
низму, в котором присутствуют все три агрегатные со-
стояния вещества).
Промежуточная способность — это то, чем занимают-
ся индуктивная, многозначная, вероятностная логики.
Умозаключения, основанные на таких логиках, являются
вероятностными, не носят категорического характера
(как дедуктивные умозаключения) и в то же время они, в
отличие от чисто интуитивных мыслей, строятся по оп-
ределенным правилам, т. е. в известном смысле логичны.
4
Ум есть способность мышления извлекать многое из
немногого.(“Особенностью живого ума является то, что
ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того,
чтобы он мог потом долго размышлять и многое по-
нять”1).
Напротив, рассудок есть способность мышления из-
влекать немногое из многого (из всей массы материала
быстро находить то, что нужно). Это можно сравнить с
таким бытовым примером. Если в жилой комнате много
разных вещей и все они лежат в беспорядке, то очень
трудно отыскать нужную вещь. И, наоборот, если вещи
лежат в определенном порядке, то нужную вещь найти
значительно легче. Так обстоит дело и с мышлением. По-
1 Дж. Бруно. Диалоги. М., 1949. С. 448.

409
скольку рассудок организует мыслительный материал, то
благодаря ему из многого можно быстро извлечь то, что
нужно в данный момент.
Если благодаря уму человек может довольствоваться
малым, тем, что есть, — то благодаря рассудку он умело
ориентируется в океане знания, мыслительного материа-
ла.
Известный афоризм Гераклита гласит: многознание
уму не научает. Если сопоставить афоризм с тем, что бы-
ло сказано об уме и рассудке, то можно увидеть, что в
нем неявно проводится разграничение этих двух спосо-
бов мышления. Рассудок зиждется на многознании. Умом
же человек может обладать вопреки многознанию, эру-
диции. Особенность ума и состоит в том, что он проявля-
ет свою силу наиболее полно как раз в тех случаях, когда
мало знаний, не хватает информации.
Умным мы называем не того, кто много знает, а того,
кто до всего (или, во всяком случае, до многого) доходит
своим умом1. Рассудок же необходимо предполагает эру-
дицию, многознание. Без этого он не может командовать
мыслями, сдерживать их своевольное течение. Если зна-
ний мало, то они свободно плавают в океане мышления,
не поддаваясь, так сказать, кристаллизации, упорядочи-
ванию. Если же знаний много, то им становится тесно;
сталкиваясь, взаимодействуя, они постепенно образуют
кристаллическую решетку мышления.
Рассудок и ум опираются на разные психические спо-
собности. Рассудок — на память; ум — на воображение.
Это подметил еще Р. Декарт. Сопоставляя рассудок и ум
как дедукцию и интуицию, он писал: дедукция — ум па-
мяти; интуиция — ум воображения.
5
Орудием деятельности ума являетсяинтуиция. Ору-
дием деятельности рассудка — (дедуктивная)логика.
А. Пуанкаре писал: “Одни прежде всего заняты логикой;
читая их работы, думаешь, что они продвигались вперед
шаг за шагом с методичностью Вобана, который готовит
штурм крепости, ничего не оставляя на волю случая.
1 Всякий своим умом живет. “Чужим умом жить — добра не
нажить” — говорит пословица.

410
Другие руководствуются интуицией и с первого удара
добиваются побед, но иногда ненадежных, так же, как
отчаянные кавалеристы авангарда”1.
Если механизм интуиции лежит, по выражению
А. Я. Пономарева, в сфере “интимно психологического”2,
то механизм логики лежит в сфере родового, общечело-
веческого, исторического. Ум и рассудок, интуиция и ло-
гика так относятся друг к другу как неповторимое, инди-
видуальное и общее, родовое, повторяющееся, как слу-
чайное и необходимое, явление и закон.
Логическое рассуждение игнорирует случайности
психического процесса. Более того, они — его враги. На-
против, интуитивная мысль возникает именно на гребне
таких случайностей, аномалий. Нельзя, конечно, сказать,
что интуитивная мысль всецело случайна, но ей все же
присущ элемент случайности, чего не скажешь о логиче-
ской мысли, необходимо (однозначно) вытекающей по
строго определенным правилам из исходных посылок.
Логическое мышление — мышление по правилам3. Ин-
туитивное мышление — мышление без правил.
Ум — это гибкость мышления, своевольная игра мыс-
лей. Рассудок — это жесткость мышления, упорядочен-
ность мыслей, их строго направленное течение. В этом
плане ум и рассудок, интуицию и логику можно рассмат-
ривать какслучайностныйинеобходимостный“меха-
низмы” мышления. Поскольку разум соединяет то и дру-
гое, он —свободноемышление.
6
В рассудочной деятельности мышления заложена тен-
денция кдогматическому пониманию действительности,
к абсолютизации определенности, устойчивости, неиз-
менности, к абсолютизации законосообразности, порядка.
Напротив, в интуитивной деятельности мышления зало-
жена возможностьрелятивистского понимания действи-
тельности, абсолютизации неопределенности, изменчи-
1 Цит. по: Ж. Адамар. Исследование психологического процес-
са изобретения в области математики. М., 1970, С. 101.2
См.: сб. ”Научное творчество”, М., 1969. С. 310.3
Основными правилами логического мышления являются так
называемые законы логики: тождества, запрета противоречия,
исключенного третьего, достаточного основания.

411
вости, случайности, беспорядка.
Если интуиция и логика — совместимые противопо-
ложности, то рассудочность и алогизм — несовместимые
противоположности, крайности. Рассудочность — абсо-
лютизация логики; алогизм — абсолютизация интуиции.
Существуют различные типы человеческого мышле-
ния в зависимости от того, какая способность преоблада-
ет. Если преобладает рассудок, то это рассудочное, дис-
курсивное мышление. Если преобладает ум, то это —
афористическое, фрагментарное, интуитивистское мыш-
ление1. Если в мышлении одинаково сильны позиции ума
и рассудка, то это — разумное, диалектическое мышле-
ние. Если в мышлении одинаково слабы позиции ума и
рассудка, то это — эмпирическое, вероятностное мышле-
ние.
Можно привести примеры философов, для которых
характерен какой-то один тип мышления. Например, в
мышлении Спинозы, Лейбница, Х. Вольфа явно преобла-
1 Разновидностью такого мышления является мистическое
мышление (умонастроение). Своеобразную патографию по-
следнего дают авторы книги “Экспедиция в гениальность”.
Вот что они пишут: “Известно, что особенность мистического
мышления заключается в недостатке внимания. Между тем
именно внимание вносит порядок в хаос явлений и группирует
их так, что они уясняют нам мысль, преобладающую в уме на-
блюдателя. когда внимание отсутствует, мировая картина
представляется наблюдателю однообразным сцеплением зага-
дочных явлений, то возникающих, то исчезающих, ничего не
говоря ни уму, ни сознанию. Необходимо постоянно иметь в
виду этот основной факт душевной жизни. Возбуждаемость,
достигающая патологического уровня, заставляет мистически
ориентированного субъекта также делать выбор между явле-
ниями, но руководствуется он при этом не сознательным вни-
манием, а влечениями бессознательной возбуждаемости. Он
воспринимает только то, что согласуется с его настроением;
наоборот, то, что не согласуется с его настроением, для него
вовсе не существует.
...мистическое мышление, мышление легко возбуждаемых на-
тур, лишенных способности быть внимательными, позволяет
им иногда схватить очень ясно тот или другой образ, находя-
щийся в связи с их возбуждением, но не позволяет им уяснить
себе разумную связь между отдельными образами именно по-
тому, что необходимое для этого внимание у них отсутствует.”
(Г.П. Колупаев и др. Экспедиция в гениальность. М., 1999. С.
265, 296).

412
дала рассудочность, для Л. Фейербаха, Ф. Ницше или
нашего Н. А. Бердяева характерно живое, интуитивно-
афористическое мышление. Философами-эмпириками
рационалистического толка были Гоббс, Локк. Филосо-
фами-эмпириками иррационалистического толка —
Беркли, Юм.
7
Рационализм ииррационализм — это рассудочность и
алогизм, возведенные в ранг философской концепции или
сознательно принятые в качестве методологических ус-
тановок, парадигм.
Эмпиризм— абсолютизация промежуточной способ-
ности мышления, вероятностного подхода1.
Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсо-
лютизируют его. Соответственно они абсолютизируют
знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций
познанного, наличного знания.
Иррационалисты, наоборот, не любят обычный поря-
док вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все,
что угодно. Иррационалисты — это любители парадок-
сов, загадок, мистики, и т. п. Они абсолютизируют незна-
ние, сферу неизведанного, непознанного, тайну.
Различие между рационализмом и иррационализмом
не только в их отношении к порядку и беспорядку. Слово
“рационализм” происходит от французского
“rationalisme”, которое в свою очередь происходит от ла-
тинского “rationalis”, а последнее от латинского же
“ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — ра-
1 Вот как говорит об этой абсолютизации Б. Рассел: “Эти две
части (юмовской — Л.Б.) доктрины можно изложить следую-
щим образом: 1) в причинности нет неопределяемого отноше-
ния, за исключением совпадения или последовательности; 2)
индукция через перечисление не является действенной формой
доказательства. Эмпиристы в общем принимали первый из
этих тезисов и отвергали второй. Когда я говорю, что они от-
вергали второй, я имею в виду, что они верили, что при доста-
точно большом количестве примеров совпадений вероятность
обнаружения совпадения в следующем примере будет больше
половины, или если они не придерживались в точности этого,
то выдвигали какую-то теорию, имеющую те же следствия.” —
Б. Рассел. История западной философии. Т. 2, Новосибирск,
1994. С. 166.

413
зум. Соответственно рационализм часто понимают как
концепцию, утверждающую верховенство разума, мыш-
ления в жизни человека. А иррационализм методом от
противного рассматривается как концепция, отвергающая
верховенство разума-мышления в жизни человека. Кто
же прав?
Кажется очевидным авторитет разума1 и, напротив,
странным, почему люди, философы вновь и вновь атаку-
ют разум, отвергают его притязания на верховенство и
т. д. и т. п.
В том, что разум управляет человеком, его поведени-
ем, естьпротиворечие. С одной стороны понятно, что в
разуме сосредоточены основные нити управления чело-
веческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а
разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же
“часть”) управлять, “вертеть” целым?
Да, действительно, разум лишь ”часть”, но такая, ко-
торая делает целое целым. Разум — интегральное “свой-
ство” человека, делающее его целым, т. е. он в известном
смысле и часть, и целое, является связующим звеном ме-
жду “частями” человека и человеком как целым.
Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следо-
вательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспи-
ровские слова: “есть много, друг Гораций, на свете тако-
го, что и не снилось нашим мудрецам”.
Рационалисты акцентируют внимание на верховенст-
ве разума, а иррационалисты — на его ограниченности,
на том, что разум меньше самого человека, меньше жиз-
ни, и поэтому не может быть верховным руководителем
жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как все-
гда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, стара-
ется руководствоваться в своем поведении доводами ра-
зума, а, с другой, ведет себя порой как существовнера-
зумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как
чувствующее2, наслаждающееся или страдающее, как во-
лящее или безвольное и т. д.
1 Здесь и далее в п. 6 слово “разум” употребляется в значении
“мышление вообще”.2
Некоторые люди на полном серьезе утверждают, что они жи-
вут чувствами, а не разумом. Так порой говорят женщины.

414
Теперь обэмпиризме. Почему он занимает промежу-
точное положение между рационализмом и иррациона-
лизмом? Это видно из следующего.
Первое. Ясно, что между рационализмом и иррацио-
нализмом более глубокое различие, чем между рациона-
лизмом и эмпиризмом. И если располагать указанные
философские-методологические позиции-установки в
один ряд, то рационализм и иррационализм будут край-
ними членами этого ряда, а эмпиризм — средним членом.
Второе. На промежуточный характер эмпиризма ука-
зывает и то, что он может тяготеть к рационализму, быть,
так сказать, рационалистическим и к иррационализму,
быть иррационалистическим.
Третье. Эмпирики отвергают крайности рационализма
и иррационализма. Они достаточно скромно оценивают и
рассудочную, дедуктивную логику, и интуицию, фанта-
зию. Вспомним, как Ф. Бэкон, эмпирически ориентиро-
ванный философ, выступал против дедуктивной логики
Аристотеля. Органону Аристотеля он противопоставил
свой “Новый Органон”, в котором пытался обосновать
универсальное значение индукции как научного метода.
С другой стороны, эмпирики не жалуют интуицию (до-
гадку, фантазию, воображение). В частности, они высту-
пают против мистицизма.
Вообще эмпирики слишком скромно оценивают чело-
веческое мышление и разум, в частности. Они отдают
предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий
представитель — Д. Локк — утверждал: “Нет ничего в
разуме, чего прежде не было бы в чувствах”. Вдумайтесь
в эти слова: какое, в сущности, уничижение разума! (За-
чем тогда разум, если в нем нет ничего, чего не было бы в
чувствах?)
Такая скромная оценка мышления и разума вполне
корреспондируется с вероятностным характером эмпири-
ческого мышления. Ведь на основе опыта можно полу-
чить только вероятные выводы. В этом случае нет места
ни дедукции, ни интуиции. А где нет дедукции и интуи-
ции, там нет и Разума как высшей способности мышле-
ния, объединяющей то и другое. Да и о мышлении в це-
лом приходится говорить как о некоторой условности,

415
как о каком-то непонятном довеске к чувственности. В
самом деле, что такое мышление без Разума, т. е. без Си-
лы и Глубины?! Да и вообще,
ЭМПИ-
РИЗМ
РАЦИО- РАЗУМИЗМ ИРРАЦИО-
НАЛИЗМКРИТИЧЕСКИЙ НАЛИЗМРАЦИОНАЛИЗМ)
возможно ли мыш-
ление без взаимодейст-
вия (в широком смыс-
ле) логики и интуи-
ции?!
Рядом приводится
схема соотношения ра-
ционализма, эмпириз-
ма, иррационализма и
“разумизма”. Как ви-
дим, она аналогична
структурной схеме
мышления. Это позволяет не просто говорить о разли-
чии или противоположности указанных подходов, а клас-
сифицировать их, уточнить их место и роль в человече-
ской культуре. Из схемы можно видеть, что наиболее
сбалансированная позиция — это позиция “разумизма”.
Она охватывает все типы мышления (логику, интуицию,
вероятностное мышление) и избегаеткрайностей-
односторонностей рационализма, иррационализма, эмпи-
ризма. Я вынужден придумать для обозначения этой сба-
лансированной позиции новый термин — “разумизм”,
поскольку не нашел ничего подходящего в существую-
щем арсенале терминов. Термин “рационализм” не под-
ходит для обозначения указанной позиции, так как по-
русски он может пониматься и как “разумизм”, и как
“рассудизм”. Эта неопределенность в понимании термина
создает постоянную опасность истолкования его в одно-
стороннем смысле (как “рассудизм”). Это — во-первых.
Во-вторых, односторонность рационализма как бы про-
дуцируется-задается фактом существования противопо-
ложной позиции — иррационализма. Спор между рацио-
нализмом и иррационализмом — это, в сущности, ситуа-
ция позиционного конфликта, как в суде: между обвине-
нием и защитой. Соответственно, как и в суде, должен
быть верховный арбитр между рационализмом и ирра-
ционализмом. Им не может быть рационализм, поскольку

416
он сам — одна из спорящих сторон.
8
В пользу того, чторазум соединяет противополож-
ные способности мышления, говорит такой факт. Различ-
ные философы, в зависимости от склонности к тому или
иному типу мышления, то сближают разум с рассудком
(благо, есть термин, который одинаково применим к тому
и другому: ratio, рациональное, рационализм), логизиру-
ют его и противопоставляют интуиции, эмоциям, то
сближают разум с интуитивным способом мышления и
противопоставляют логическому, рассудочному, дискур-
сивному мышлению.
9
Различие между Рассудком и Разумом проявляется в
их отношении к чувствам, эмоциям. Если рассудок “спо-
рит” с чувствами, действует помимо их и даже подавляет
их, то разум стремится к гармонии, согласию с чувства-
ми. Разум не подавляет чувства, а включает их в себя,
управляет ими. Рассудку чувства не нужны, они даже
мешают ему. Разум же опирается на чувства. Ведь суще-
ственным элементом разумного мышления является ин-
туиция, а она невозможна без эмоций, без определенного
эмоционального настроя. Разумное мышление — это
творческое мышление и в качестве такого оно не может
творить без вдохновения.
Об отношении ума, рассудка и разума к чувствам
можно сказать еще так. Ум ближе других способностей
мышления “стоит” к чувствам. Он “опаляется” их огнем.
И хотя по сравнению с чувствами ум холоден и трезв, по
сравнению с рассудком он выглядит живым, пламенным.
Рассудок наиболее удален от чувств и поэтому кажется
ледяным, мертвым, сухим. Разум и близок к чувствам, и
далек от них.
10
Положительные качества человеческого мышления
распределяются неодинаково между различными способ-
ностями. Ум сообщает мышлению живость, свежесть,
остроту, яркость, оригинальность. Рассудок сообщает
мышлению ясность, прозрачность, определенность. Глу-
бокомыслие — черта Разума.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «УМ, РАЗУМ, РАССУДОК» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формати повідомлень і прикладні програми роботи з електронною пош...
Протоколи супутникових мереж
Задача о двух яйцах
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...
ЗАГАЛЬНІ ПОНЯТТЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ НОВОГО ТОВАРУ


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 2085 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП