ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

Укол Кастанеды
Под этим названием опубликован материал в книге
писателя Сергея Баймухаметова «Сны золотые. Испове-
ди наркоманов» М.: Изд-во ИКАР, 1998. Материал инте-
ресен тем, что в нем отражено мнение человека, неис-
кушенного в философии, но знающего о наркомании-
наркоманах не понаслышке. Мы, философы, варимся по-
рой в собственном соку и не ведаем, что думают о нас и
как откликается философия в душах-поведении других
людей. Материал С.Баймухаметова — это взгляд со
стороны и поэтому весьма поучителен.
«В последнее время, — пишет он, — имя американского
философа и писателя Карлоса Кастанеды становится до-
вольно популярным под нашими родными осинами, чинарами и
даже на ягельных пространствах тундры. Я бы сказал —
модным. Его книги, в основном «Учение дона Хуана: путь зна-
ния индейцев яки», выходят в различных издательствах Моск-
вы. И сюда, в столицу, просьбы купить их и переслать летят
отовсюду, от Бишкека до Оймякона.
Кто захочет — тот прочитает, вникнет в суть. А я изложу
только сюжет.
Герой книги, студент Калифорнийского университета,
знакомится с индейцем по имени Хуан — знахарем, колдуном,
магом. Становится его учеником, которому индеец открыва-
ет тайны мистического знания. Делается это так: герой под
руководством учителя принимает те или иные экзотические
наркотики, возносится, перемещается во времени и про-
странстве, живет и действует в «необычной реальности», а
затем подробно пересказывает свои видения и переживания.
А дон Хуан уже ему все объясняет, открывает глубинную
суть и связь явлений.
Другими словами, герой книги поставил эксперимент на
самом себе. Что ж, это его право.
Точно так же безусловно право толкователей, авторов пре-
дисловий и послесловий рассуждать о том, что образ дона
Хуана является «самым значительным персонажем человече-
ской фантазии после Христа», об «откровениях» и «немысли-

385
мых озарениях», о том, что «овладев эзотерическим знанием,
человек достигает просветления духа».
К подобным пассажам вообще трудно относиться без неко-
торой неловкости, которую я прикрываю иронией. Пышные
словеса тут говорят сами за себя. Но нашенские толкователи
Кастанеды переходят к тому, что имеет под собой более или
менее твердую почву.
«Каждый человек приговорен к конкретной земной участи.
Это немножко безрадостно… Так хочется преодолеть свое «я».
С одной стороны, человек изо всех сил старается закрепиться в
собственной психологической нише, обжить ее. А с другой —
сам ее взрывает, — пишет одни из наших толкователей в пре-
дисловии к книге Кастанеды. — И наше столетие, — продол-
жает толкователь, наглядно демонстрирует эту потребность.
Молодые радикалы 60-х годов во многих западных странах
представляли индивидуальную жизнь как смену карнавальных
масок. Хватит быть клерком, поеду в индейскую резервацию.
И наркотики пришлись ко времени…»
Стоп! Это в каких эмпиреях надо витать, чтобы вот так по-
ходя говорить о… пользе наркотиков?! Святая простота, никак
не меньше. И это не обмолвка. Для основателя учения и для
его истолкователей «галлюциногены… только средство при-
обретения знания…» Именно так и формулируется: только
средство.
Тут, наверно, можно поговорить о том, что ясно для всех, в
том числе и для философов: «средство» никогда не бывает
«только», средство и цель всегда связаны. Но вспомним, что я
зарекся «судить не выше сапога».
А мой «сапог» — наркотики. Апокалиптическая болезнь.
Люди, ей подверженные, живут на грани: на грани сознания и
умопомешательства, тюрьмы и воли, жизни и смерти. И уж
конечно — за гранью закона, за гранью человеческого сущест-
вования вообще.
Предвижу, что кто-то и возмутится: запрещенный прием,
вульгаризаторский подход! А проще говоря: мол, какая может
быть связь между нашими подлыми, жалкими, грязными нар-
команами и — «озарениями духа», «эзотерическим мироощу-
щением»?!
Осмелюсь сказать: прямая. В подвалах и на чердаках, ко-
нечно, об «эзотерическом знании» не рассуждают, но если
«откровения» и «озарения» толкователей Кастанеды перевести
на язык притонов, то получится — «кайф». В общем и целом.
А если детально, то — «приход», «тяга». То есть разные ста-
дии наступления все того же «кайфа».
И уж совсем один к одному подходят к судьбам заурядных
наркоманов верные философские заключения о том, что «че-
ловек старается выскочить из самого себя», «преодолеть свое
«я». Да, стремление к изменению своего состояния вообще
свойственно натуре человеческой. Причем тут биологическое
начало тесно переплетается с социальным. Это очень мощный

386
импульс. Но из этого вовсе не следует, что можно с олимпий-
ским спокойствием полагать: «И наркотики пришлись ко вре-
мени…» Не дай Бог, если такое случится с любым человеком,
если этот мощный импульс соединится с наркотиком, найдет в
нем утоление и упоение.
Наверно, одних только «исповедей наркоманов», приве-
денных здесь, вполне достаточно, чтобы убедиться: любое
упоминание о наркотике как безобидном, тем более как лишь
«средстве приобретения знания» — это все равно что пропа-
ганда истребления детей. Пусть и невольная, по недомыслию.
Да, почти никто не знает о подлинной, внутренней жизни
наркоманов, об их быте. О мерзости их существования, о той
зловонной жиже, в которой барахтаются эти несчастные. Об
отчаянии и безысходности. О деградации физической, умст-
венной, духовной и говорить не приходится.
Но ведь если нормальные люди не знают эту жизнь в дета-
лях, в подробностях, то могут хотя бы догадываться, предпо-
лагать. Это несложно. Догадываться — и не обольщаться на
сей счет. Однако же нет, откуда-то возникают мифы о «снах
золотых», «эйфорическом тумане». А уж когда они подкреп-
ляются философскими трактатами и рассуждениями истолко-
вателей, то добра не жди…
А секрет, наверно, еще и в том, что незнание, полузнание
всегда порождает мифы. Притягательные. Ярко окрашенные.
Бездумный запрет тоталитарного режима на реально сущест-
вующий мистический компонент культуры развил у многих
стойкую приверженность ко всему «запредельному» без раз-
бора. Причем, уходя в широкие слои, всякие полузапретные
веяния тотчас становятся модными в определенных кругах
людей, которые, по выражению Чехова, «стараются казаться
выше среднего уровня и играть роль, для чего нацепляют на
лоб ярлыки». Этакая, знаете ли, претензия на кастовость, чуть
ли не духовный аристократизм.
А ведь все сосуды в обществе сообщаются. Только в дале-
кие шестидесятые годы курение анаши среди подростков безо-
говорочно считалось признаком придури. Над малолетними
анашистами смеялись, жалели, держали за дурачков. А сейчас
не только в подвалах и на чердаках, но уже и в университет-
ских коридорах причастность к наркоманским тусовкам выда-
ется за некий знак избранности, аристократизм. Там уже на ал-
коголь смотрят с презрением, называют его «грязным кай-
фом», «бычьей тягой».
Есть над чем задуматься.
И последнее. Сказав кое-что о «средствах приобретения
знания» по Кастанеде, не могу не сказать и о самом методе.
Помню, один из моих однокурсников где-то услышал, буд-
то бы на свете есть восемь книг, прочитав которые человек
сразу станет образованным, духовно богатым и прочее. И все
приставал к преподавателям, чтобы они дали ему тот заветный
список. Ведь всего восемь (!) книг! Прочел — и готово, за не-

387
делю все науки превзошел.
Это не анекдот. И даже больше чем быль.
Это великий миф массового человека, который очень хочет
«приобщиться», стать «духовным», но только побыстрее и по-
проще.
Лишь на первый взгляд представляется, что Кастанеда и
его последователи очень далеки от «массового сознания», что
они «элитарны». На самом же деле, по моему разумению, сам
метод здесь что ни на есть пошло-упрощенческий, «массо-
вый»: побыстрее, подешевле, без этих ваших умствований и
сложностей… Ведь в действительности любые истины, в том
числе и философские, открываются каждому человеку на дол-
гом пути. Он учится, работает, читает книги, узнает, сомнева-
ется, спорит, познает себя и людей, разочаровывается, обрета-
ет… То есть добывает истину в постоянном труде ума и души.
А здесь, если снять все наслоения и оголить сюжет, то все
куда как легко и даже приятно: поел грибы, попил сока экзо-
тического растения, покурил зелья — и вот они, видения и да-
же «откровения», которые к тому же растолкует всезнающий
учитель.
Этот путь и метод далеко не новы. Они существуют столь-
ко же, сколько существует человечество вообще. Ибо всегда
существовал и существует соблазн легкого приобретения чего
бы то ни было: богатства, знаний, секретов ремесла. Но к сча-
стью, никто еще не осмеливается утверждать, что ремеслом
сапожника можно овладеть, не прикладая рук, ничему не
учась, а выкурив лишь сто граммов анаши. Никто. А это все-
таки внушает некоторые надежды на незыблемость здравого
смысла.» (С. 146-153).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Укол Кастанеды» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Слово і його ознаки
ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Аудит розрахунків з оплати праці
Типи проектного фінансування
Аналогові стільникові мережі


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 573 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП