енное общество, его атмосфера в целом зара- жены бациллами анормального (аморального, преступно- го сознания). Кино и телевидение переполнены сценами насилия, убийства, всякими ужастиками, монстрами, по- казами катастроф, гибели людей. Преступники и убийцы нередко выставляются героями. Наглядные примеры: часто демонстрируемый по телевидению отечественный кинофильм "Гений", где в главной роли известный кино- актер Александр Абдулов; или недавний сериал «Брига- да». Евгений Петросян 30 июня 2003 г. в телепередаче «Смехо- панорама» (ОРТ, 18.20) по поводу телесериала «Бригада» пе- чально заметил: «раньше мальчик смотрел «Небесный тихо- ход» и говорил — хочу быть летчиком; сейчас он смотрит «Бригаду» и что он говорит? — хочу быть бандитом» 2. Глав- 1 Подчеловеком здесь я имею в виду и отдельного человека, и разные общности людей, и человечество в целом.2 Давно известная истина: подрастающее поколение воспиты- вается большей частью на примерах. Если молодые люди ви- дят дурные примеры, то они невольно заряжаются энергией
321 ную роль в телесериале играет известный актер Безруков. В интервью (в фильме, показанном по телеканалу «Московия» 21 сентября 2003 г. в 9.40 утра) он оправдывает этот телесери- ал, объявляет даже глупцами тех, кто не понимает положи- тельного значения телесериала. Каков же сюжет «Бригады»? А он таков, что главный герой — бандит, который выходит по- бедителем из всех схваток с подобными себе и с милицией. Сериал завершается тем, что этот лидер преступной группи- ровки баллотируется в Государственную Думу РФ и выигры- вает выборы. Уже есть подражатели телесериала. Некий Вита- лий Дёмочко ставит в Уссурийске на Дальнем Востоке телесе- риал «Спец». Этот В. Дёмочко только пять лет, как вышел на свободу. А до этого сидел в тюрьме. Как он сам говорил о се- бе, он был у истоков организованной преступности на Дальнем Востоке, был организатором преступных сообществ, банд. И вот этот «бывший» бандит ставит телесериал, во многом авто- биографичный. Он и продюсер, и главный режиссер, и испол- нитель главной роли в телесериале. Большинство ролей в теле- сериале играют его «братки». Милиционеров и жертв никто из этих «братков» играть не захотел; пришлось ему приглашать на роли милиционеров и жертв артистов местных театров. Первая серия телесериала «Спец» уже была показана на мест- ном телевидении (сентябрь 2003 г.). Телезрителям понравилась первая серия и они захотели увидеть продолжение. Вот пример «успешного» бандита, который осмелился даже не то что бал- лотироваться в ГосДуму, а поставить телесериал о своей жиз- ни, т. е. как бы увековечить себя. Он сам об этом говорил. Весь вид этого «продюсера» говорит о том, что он ничуть не раска- ялся в содеянном и продолжает свои бандитские дела (кстати, он сам в интервью довольно-таки прозрачно намекнул на это, сказав, что занявшись легальным продюсерским-режиссерским бизнесом оставит, возможно, все свои прежние дела). Не слу- чайно он презрительно отозвался о правоохранительных орга- нах, что де они не способны подавить организованную пре- ступность. этих дурных примеров. И наоборот. Вот что писал Сенека поч- ти две тысячи лет назад: «Хочешь освободиться от пороков, — сторонись порочных примеров. Скупец, развратитель, жесто- кий, коварный, — все, что повредили бы тебе, будь они близ- ко, — в тебе самом. Уйди от них к лучшим, живи с Катонами, с Лелием, с Тубероном, а если тебе по душе греки — побудь с Сократом, с Зеноном. (…) Живи с Хрисиппом, с Посидонием. Они передадут тебе знание божественного и человеческого, они прикажут тебе быть деятельным и не только красно гово- рить, сыпля словами для удовольствия слушателей, но и зака- лять душу и быть твердым против угроз.» — Сенека. Нравст- венные письма к Луцилию, 104, 21-22.
322 Мы наблюдаем бесконечное смакование подробно- стей-деталей насилия, преступлений, убийства, грубо- го/жестокого обращения с людьми. Язык и поведение ли- тературных и киногероев, как правило, лишены нормаль- ной человечности, деликатности, такта. Сплошное хамст- во, грубое обращение, грубый площадный язык вплоть до мата. Всё это дети, подростки, молодые люди видят, впи- тывают в себя как губка, заряжаются этой негативной энергией, начинают подражать. Им начинает казаться, что всё в этом обществе возможно, допустимо, приемле- мо.Отрицательная энергия преступного сознания, разлитая в современной культуре, в фильмах, книгах, в средствах массовой информации, проникает в неок- репшие умы молодых людей. Да что говорить о молодых людях?! И взрослые, зре- лые люди порой не выдерживают этого давления крими- нализированной культуры. В октябре 2001 г. по каналу телевидения НТВ был показан сюжет с поимкой серийно- го убийцы, врача скорой помощи Максима Сергеева из Санкт-Петербурга. Уже в тридцатилетнем возрасте этот большойлюбитель детективов (как он сам о себе сказал на одном из допросов) встал на преступный путь сначала ограблений, а потом и убийств. На его совести 10 убийств! Когда в литературе, в кинематографе, на теле- видении — бесконечные боевики, детективы, то это не- избежно ведет к криминализации общества, к тому, что люди, вольно или невольно отравляясь всеми этими ми- азмами преступного сознания, всё в большем количестве становятся на путь преступлений. (Мне на память приходит один сюжет из фильма Ми- хаила Ромма "Обыкновенный фашизм". На предвыбор- ный митинг в небольшой итальянский город должен был приехать Муссолини, лидер вновь образованной фашист- ской партии. Жителям городка он был малоизвестен. За несколько дней до приезда Муссолини главная площадь городка была обклеена плакатами с его изображением и характерным фашистским приветствием. Когда Муссо- лини появился на митинге и поднял руку в фашистском приветствии, то все собравшиеся на митинге жители го- родка как один подняли руку в этом же характерном при- ветствии... Вот сила многократного демонстрирования
323 одного и того же в печати, в кино, в средствах массовой информации.) Бесчисленные сцены с показом преступного поведе- ния ведут лишь к увеличению преступности, воспитыва- ют и плодят всё новых и новых преступников. Вот несколько свежих примеров. Кинорежиссер Алексей Герман был избит вместе с сыном в доме творчества «Репино» (декабрь 2001 г.). Писатель-сатирик М.Жванецкий подвергся разбойному нападению с целью ограбления: был избит и у не- го отнят только-что купленный джип, стоивший писателю не- сколько десятков тысяч долларов (январь 2002 г.). Убит в сво- ем подъезде директор Института психологии РАН, известный психолог Андрей Владимирович Брушлинский. Зверски убита вместе со своим другом дочь декана социологического фа- культета МГУ В.И.Добренькова (январь 2002 г.). Один из убийц — наркоман. Декан В.И.Добреньков в открытом письме президенту России потребовал отмены моратория на смертную казнь. К этому требованию присоединились более ста препо- давателей МГУ. Да разве дело в моратории на смертную казнь?! Дело в общественной атмосфере. Почти открытая про- паганда аморального поведения в СМИ, отрицательная энер- гия преступного сознания, поддерживаемая-культивируемая современной антикультурой, — вот причина всех этих драм и трагедий. Деятели кино-телевидения, писатели порой оправды- вают свое пристрастие к детективному жанру тем, что криминальные сюжеты их фильмов, телепередач, книг отражают жизнь, что якобы такова жизнь1.Я с полной ответственностью заявляю: они клевещут на жизнь, на людей, на Россию, на человечество!В подавляющем большинстве своем люди живут нормальной жизнью, родят, воспитывают, учат детей, строят, лечат, производят материальные и духовные блага. Преступ- ность и борьба с нею — это лишь ничтожная часть жизни людей, России, человечества.Преступники, по- добно болезнетворным микробам, могут лишь паразити- ровать на теле общества. Не этим живет общество! Ос- новная жизнь людей — это либо любовь, рождение и воспитание детей, воспроизводство новой жизни, либо 1 Оправдываясь, они порой аргументируют в духе поговорки «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Однако, есть дру- гая поговорка, более подходящая для них: «В кривом глазу и прямое криво». Об этом см. ниже.
324 производство материальных и духовных благ, жизнь в культуре, материальный-духовный прогресс. Всё осталь- ное находится на периферии жизни. Преступность — это периферийная, маргинальная1 жизнь. Соответственно и показывать ее нужно в этой пропорции. Не 50-70 процен- тов экранного времени, а каких-то 5-10 процентов. Ху- дожники, писатели, телевизионщики не должны идти на поводу у маргиналов и тех, кто готов смотреть жизнь этих маргиналов. Кстати, первые используют порой та- кую аргументацию для обоснования своей позиции: лю- дям нужно показывать интересное, занимательное; бое- вики, детективы, как правило, интересны, занимательны; значит, людям нужно их показывать. — Это логически ошибочная аргументация. Боевики и детективы — лишь малая часть интересного, занимательного. Объем понятия "интересное, занимательное" неизмеримо больше объема понятия "боевик-детектив". Людям интересна любовь, перипетии любви, интересна борьба в разных ее некри- минальных видах (в спорте, в поисках неизведанного, не- познанного, в творчестве, в науке, в политике, в экономи- ке), в том числе соревновательные формы борьбы, конку- рентная борьба. Занимательны путешествия, приключе- ния, исторические события, жизнь животных, растений, юмор, сатира, комедия и т. д. и т. п. Ссылаются также на спрос, что де детективы пользуются повышенным спро- сом.На самом деле это артефакт, искусственно вы- званный феномен (когда предлагают на рынке в каче- стве интересного-занимательного преимущественно что-то одно, то и получают соответствующую реак- цию в виде повышенного спроса на это одно). Если бы писатели, кинематографисты, телевизионщики создавали больше интересной продукции недетективного характера, то и структура спроса изменилась бы в пользу этой про- дукции. Кроме того, в таких ситуациях всегда естьопасность пойти на поводу у дурных вкусов илиискушение по- 1 Маргинальный — находящийся на краю, на периферии, на обочине, в стороне; маргинал — человек с маргинальным соз- нанием и поведением. К маргиналам относятся преступники, политические и религиозные экстремисты, люди с девиантным (отклоняющимся) поведением.
325 такать им. Народ не всегда прав. Он может увлечься ан- тигероями, такими как Муссолини, Гитлер, в том числе всякими анти- в сфере искусства. Вот пример: некий Владимир Сорокин стал модным писа- телем благодаря своим по большей части скандальным произ- ведениям (см., например, роман «Голубое сало», 1999 г.). В те- лепередаче «Накануне» (НТВ, телеведущий Парфенов) 30 ию- ня 2002 г. воспроизводится видеоролик, в котором В. Сорокин пророческим тоном произносит слова: «Я чувствую как Россия замораживается. Она впадает в спячку... Традиционно... Это медведь». Сам на вид холеный, откормленный, с фигурной бо- родкой (явно за собой следит) и такое глупое самомнение, та- кие гадкие слова про Россию. Всё убожество-ничтожество В. Сорокина в этих словах! Его произведения издает издатель- ство «Ad marginem» (директор — Александр Иванов), которое издает также Александра Проханова (ярого националиста) и политического экстремиста Эдуарда Лимонова, придумавшего национал-большевизм. Хороша компания! Люди бывают падки до сенсаций, до всего необычно- го, дерзкого, крикливого. Еще две тысячи с лишним лет родилась поучительная легенда о Диогене из Синопа: «Однажды он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пус- тяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелят- ся». Люди вот такие. Не всегда глас народа — глас бо- жий. В ХХ веке приобрел большую известность испанский художник Сальвадор Дали. Это художник — настоящий апостол анормального. Практически все его творчество сплошной эпатаж. Он не чурается даже злых и подлых выходок. На одной из своих выставок им была сделана такая надпись: «Иногда ради удовольствия я плюю на портрет своей матери». Узнав об этой выходке сына, отец проклял его. К сожалению, многие деятели культуры заражены этим духом негативного. Они убеждены в том, чтоинте- ресна только теневая сторона жизни, а хорошие люди неинтересны. Такое мнение высказал, в частности, из- вестный киноактер Макдауэлл. Он снимался в роли Кали- гулы в одноименном фильме, в фильме «Цареубийца».
326 Это свое мнение он высказал в телепередаче, посвящен- ной ему и его кинопроекту о Чикатило (сентябрь 2003 г.). Подобное мнение я услышал в программе телеканала «Культура», которую ведет Максимов (в первом часу но- чи 17.09.03). Телеведущий Максимов и Виталий Вульф согласились с мнением Пьера Кардена, который сказал примерно следующее: люди интересуются безобразным больше, чем красотой. В мире, в том числе в человечестве, много всяких эн- тропийных, разрушительных элементов-процессов. Куль- тура всегда противодействовала им. Онанегаэнтропий- на по своей сути.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОПАГАНДА АНОРМАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»