Напомним, что обязанность по внесению в бюджет платы возникает независимо от организационно-правовой формы и формы собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункты 8, 9 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626; далее - Методические рекомендации). Рассчитывать и вносить в бюджет плату за транспортные выбросы обязаны те организации, которые эксплуатируют автомобильную технику. Подчеркнем, именно эксплуатируют и тем самым оказывают негативное воздействие. То есть сказанное относится и к арендованному транспорту, и к транспорту, приобретенному в лизинг (п. 11 Методических рекомендаций, письмо Ростехнадзора от 15.05.2008 N 04-09/712). Чтобы рассчитать плату, не нужно производить никакие измерения. Как отметил ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 10.01.2008 N А21-3114/2007, автомобили являются объектами негативного воздействия на окружающую среду в силу своих технических характеристик и для подтверждения этого факта не требуется определения точной концентрации вредных веществ, содержащихся в их выхлопных газах. Поэтому для расчета платы за транспортные выбросы требуется знать лишь вид израсходованного топлива и его количество, которое определяется по данным бухгалтерского учета (п. 26 Методических рекомендаций). Причем сведения, на которых основан расчет платы, могут быть приложены к нему для подтверждения достоверности (п. 36 Методических рекомендаций). В обязательном порядке такого рода документы должны быть представлены плательщиком в территориальный орган Ростехнадзора по требованию, выставленному надзорным органом в соответствии с п. 6.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, в рамках осуществления контрольных мероприятий по правильности исчисления, полноте и своевременности внесения платы (в частности, при проведении камеральной проверки представленного расчета платы) (п. 2 письма Ростехнадзора от 04.06.2007 N 04-09/673). Заметим: даже если предприятие простаивает или его деятельность приостановлена, но при этом автомобили эксплуатируются (что находит отражение в бухгалтерском учете в виде операций по списанию расхода топлива, заполнения путевых листов), то обязанность по внесению платы за выбросы не прекращается (п. 12 Методических рекомендаций). Прежде чем перейти к рассмотрению порядка расчета платы за выброс, проясним, какая документация на автомобиль должна быть у организации. Оформлять какие-либо специальные разрешения на выбросы для транспорта не нужно, несмотря на требования ст. 14 Закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции от 30.12.2008) (далее - Закон N 96-ФЗ). Дело в том, что производство и использование на территории РФ передвижных средств допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах передвижных средств техническим нормативам выбросов (п. 4 ст. 15 Закона N 96-ФЗ). Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации (п. 1 ст. 15 Закона "О безопасности дорожного движения") в порядке, установленном Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 (в редакции от 10.12.2007). Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов (п. 4 ст. 17 Закона N 96-ФЗ). Согласно вышеупомянутому Порядку проведения государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 (в редакции от 14.02.2009), проверка технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в рамках государственного технического осмотра. Указанным Порядком установлена также периодичность проведения такого осмотра. Кроме того, измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом, вправе проводить государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха. Итак, разрешения на выброс автомобилями загрязняющих веществ не требуется, в то время как наличие сертификатов, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах передвижных средств техническим нормативам выбросов, проверяется в рамках процедуры государственного экологического контроля (ст. 7 Инструкции по порядку осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 625). При превышении технических нормативов выбросов дополнительный повышающий пятикратный коэффициент к нормативам платы не применяется, но запрещается эксплуатация транспортного средства в соответствии со ст. 17 Закона N 96-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 847. Аналогичные разъяснения дает Ростехнадзор в письме от 04.09.2007 N 04-09/1242.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Плата за автомобильные выхлопы» з дисципліни «Автотранспорт в організації»