Понятие П. играет ключевую роль в с.-х. политике США начи- ная с 30-х гг., когда была принята программа поддержки цен. Ми- нистерство с. х. выделяет следующие этапы его развития. Паритет- ные цены на с.-х. продукцию впервые были определены ЗАКОНОМ О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 1933 г. Ведущие производите- ли с.-х. продукции согласились, что не столь существенен сам уро- вень цен на с.-х. продукцию; гораздо большее значение имеет то, сколько купит фермер на свою продукцию продовольствия, одеж- ды, кормов, с.-х. инвентаря и машин, удобрений и многого др., необходимого фермеру для жизни и работы. Придав этой идее за- конодательное оформление, Закон о с.-х. регулировании 1933 г. объявил, что политикой Конгресса будет "поддержание цен на с.-х. продукцию на уровне, к-рый обеспечит этим товарам поку- пательную способность по отношению к потребляемым фермера- ми товарам, эквивалентную покупательной способности фермеров в базисном периоде". Паритетные цены стали наиболее часто при- меняемым стандартом паритета. Паритетные цены обеспечивают единице с.-х. товаров ту же покупательную способность или ме- новую стоимость по отношению к товарам и услугам, покупаемым фермерами, к-рую они имели в базисном периоде (1910-1914 гг.), когда они считались хорошо сбалансированными. Короче, пари- тетные цены стали основой для измерения степени приближения фермерских цен к ценам, к-рые Конгресс определил как справед- ливые или объективные. Формула паритетных цен не учитывала издержки производства, уровень жизни или паритетный доход. Она не являлась всеохваты- вающей мерой экон. благосостояния фермеров. Формула основы- валась на соотношениях цен, к-рые являлись только одной из составляющих издержек производства и дохода. Поскольку в ста- рой формуле, установленной законом, базой для сравнения были 1910-1914 гг., паритетные цены не учитывали множества техно- логических изменений, происшедших в течение последних не- скольких десятилетий, повлиявших на эффективность затрат на производство многих видов продукции растениеводства и живот- новодства. Паритетный доход когда-то считался целью с.-х. производства, и его определение вошло в аграрное законодательство, напр, в За- кон о с. х. 1948 г. Как определено в этом законе, "П. в применении к доходу означает тот валовой доход от с.-х. деятельности, к-рый обеспечивает фермеру и его семье жизненные условия, эквивалент- ные тем условиям, к-рые имеют лица, занимающиеся др. видами деятельности, приносящими доход. П. в приложении к доходу от любого вида с.-х. продукции за любой год является таким валовым доходом, к-рый имеет такое же отношение к паритетному доходу от с. х. за данный год, как средний валовой доход от этой продук- ции за предшествующие десять календарных лет". Однако паритет- ный доход никогда не использовался при осуществлении какой- либо с.-х. программы. Старая формула паритетной цены. Формула паритетной цены, применявшаяся до 1 января 1950 г., часто называется старой фор- мулой. Старая формула была составлена для расчета цен на отдель- ные с.-х. товары, к-рые должны иметь ту же покупательную спо- собность, что и цены, уплачиваемые фермерам, т. е. на уровне цен базового периода. Первоначальный Закон 1933 г. объявлял базо- вым период с августа 1909 г. по июль 1914 г. для всех видов с.-х. продукции за исключением табака. Базовый период для табака - август 1919 г. - июль 1929 г. Паритетные цены рассчитывались пу- тем умножения средней цены с.-х. товаров в базовом периоде на соответствующий индекс цен, уплачиваемых фермерами.ПАРИТЕТ Вычисление паритетных цен за семнадцатилетний период до 1 января 1950 г. осуществлялось следующим образом: 1. Определялась базовая цена. Для большинства товаров, по к-рым имелась удовлетворительная месячная статистика, это проводилось усреднением цен, получаемых фермерами за 60 ме- сяцев - с августа 1909 г. по июль 1914 г. Средняя цена хлопка составляла 0,124 дол. за фунт; кукурузы - 0,642 дол. за бушель; пшеницы - 0,884 дол. за бушель. Базовые цены на картофель, табак, некоторые виды фруктов и овощей были средними за сезон, усредненные по срокам реализации этих видов продук- ции за период с августа 1919 г. по июль 1929 г., или за 60 меся- цев, с августа 1934 г. по июль 1939 г., или же с августа 1936 г. по июль 1941 г. 2. Индекс цен платежа, включая проценты и налоги, был рас- считан примерно для 80 видов товаров, используемых в до- машнем хоз-ве, и ок. 90 видов, используемых для с.-х. произ- водства. Эти товары были распределены по следующим груп- пам: одежда, предметы домашнего хоз-ва, питание, мебель и домашние принадлежности, строительные материалы, легко- вые автомобили, грузовые автомобили и трактора, корма, с.-х. техника и инвентарь, удобрения, оборудование, сырье и материалы (включая газ, нефть, шины), а также семена. Уста- новленное количество каждого товара, покупаемого фермера- ми, применялось для составления ценового индекса. Учиты- вались налоги на недвижимость и проценты, уплачиваемые по закладным. Так получали общий индекс уплачиваемых цен, процентов и налогов, к-рый публиковался каждый месяц. После января 1950 г. этот индекс рассчитывался и публико- вался как непересмотренный индекс, в отличие от ИНДЕКСА ПА- РИТЕТА, к-рый охватывает большее число товаров и включает ставки заработной платы, а также проценты и налоги, и к-рый используется в расчетах по формуле П., рекомендуемой в за- конах о с. х. 1948 и 1949 гг. В январе 1965 г. последние товары были переведены на новую формулу, и старый индекс пере- стал применяться. 3. Базовая цена умножается на индекс уплачиваемых цен, процентов и налогов (или на индекс уплачиваемых цен, если базовый период был иным, нежели с августа 1909 г. по июль 1914 г.). Новая формула. Опыт применения старой формулы П. показал, что базовый период 1910-1914 гг. оказался настолько устарелым, что сдвиги в соотношениях цен на с.-х. товары, к-рые произошли в ре- зультате появления новых технологий в производстве и торговле, а также изменений в образе жизни и структуре потребления не по- лучили отражения в паритетных ценах. При разработке усовершен- ствованной, или новой, формулы Конгресс старался сохранить об- щий баланс между ценами полученными и ценами, уплаченными фермерами в период с 1910 по 1914 гг., и вместе с тем отразить в паритетных ценах новые соотношения между ценами отдельных с.-х. товаров. Усовершенствованная формула П. стала применяться с 1 января 1950 г., после вступления в силу Законов о с. х. 1948 и 1949 гг. Эти законы, а также Закон от 17 июля 1952 г., Законы о с. х. 1954 и 1956 гг., пересмотренный пункт 301(а) Закона о с.-х. регулирова- нии 1938 г. в применении к расчетам паритетных цен гласят: 1. (А) Паритетная цена любого с.-х. продукта на любую дату вычисляется умножением скорректированной базовой цены дан- ного товара на эту дату на значение индекса П. на эту же дату. (Б) Скорректированная базовая цена любого с.-х. продукта на любую дату должна быть равна: 1) средней цене, полученной фер- мерами за этот товар на дату, к-рая будет указана министром ex., в течение любого года за десятилетие, заканчивающееся 31 декаб- ря, до наступления данной даты, или на протяжении всех рыноч- ных сезонов, начинающихся в этот период, если министр решит, что использовать базис календарного года нерационально, делен- ной на 2) отношение общего уровня цен, полученных фермерами за с.-х. товары за этот период, к общему уровню цен, полученных фермерами за с.-х. товары за период с января 1910 г. по декабрь 1914 г. включительно. (Период, используемый для определения скорректированной базовой цены, был сдвинут вперед на год с тем, чтобы сохранять соотношения между товарами, наиболее близкими к имеющимся на момент определения цены, и для того, чтобы можно было рас- считать паритетные цены на новые товары, значение к-рых суще- ственно возросло после установления базовых периодов, относя- щихся ко времени до и после первой мировой войны.) Главные отличия между старой и новой формулами можно крат- ко охарактеризовать следующим образом: 1. Корректируемая цена базового периода, согласно новой фор- муле, учитывает соотношения между товарами за последний десятилетний период, в то время как старая формула сохра- няла те соотношения, к-рые существовали на протяжении фиксируемого базового периода. 2. Среднее по десятилетнему периоду, указанному в пункте 1, скорректировано к уровню 1910-1914 гг., с использованием среднего индекса цен, полученных за все товары за тот же де- сятилетний период. 3. Индекс П. учитывает и включает ставки заработной платы с.-х. рабочих. Переход со старой формулы на новую формулу расчета паритет- ных цен означал резкое падение паритетных цен на основные то- вары. Для того чтобы смягчить этот переход, Законом 1948 г. были введены переходные паритетные цены, ограничивающие ежегод- ное снижение цен пятью процентами от величины старой паритет- ной цены, но закон подтверждал, что начиная с 1 января 1950 г. будет действовать только усовершенствованный П. Закон 1949 г. приостановил его введение, установив, что паритетные цены на все основные с.-х. товары: кукурузу, хлопок, пшеницу, арахис, рис и табак - на любой момент периода с 1 января 1950 г. по 31 декабря 1953 г. будет не ниже, чем их старая паритетная цена (старая фор- мула предусматривала более высокие паритетные цены на пшеницу, кукурузу, хлопок и арахис, в то время как новая - на рис и табак). Закон от 17 июля 1952 г. продлил еще на два года (до 31 декабря 1955 г.) действие положения о том, что действующие паритетные цены на 6 основных товаров будут выше паритетных цен, рассчи- танных как по старой, так и по новой паритетным формулам. За- кон о с. х. 1954 г. не продлил отсрочки перехода на новые паритет- ные цены, и потому переходная паритетная формула вступила в силу с 1 января 1956 г. по отношению к основным с.-х. товарам. Закон о с. х. 1956 г., однако, заморозил переходный П. на кукурузу, арахис и пшеницу на 1957 г. Положения формулы переходного П. вновь вступили в силу для основных товаров с 1 января 1958 г. Последний вид с.-х. товаров был переведен на новую паритетную формулу в январе 1965 г., и после этого переходные П. уже не вы- числялись; скорректированные паритетные цены пересчитывались в январе каждого года. Порядок расчетов по новой формуле выглядит следующим об- разом: 1. Вычисляется средняя величина по ценам, полученным фер- мерами за отдельные товары за предшествующие 10 лет (напр., при определении цены в 1969 г. - за период 1959-1968 гг.). При этом по тем товарам, по к-рым это возможно, учитываются не- погашенные ссуды и др. дополнительные расходы, обуслов- ленные политикой поддержки цен. 2. Вычисленная средняя цена за 10 лет делится на средний ин- декс цен, полученный фермерами за те же предшествующие календарные годы, скорректированный на расходы по непо- гашенным ссудам и др. дополнительными расходами, связан- ными с поддержкой уровня цен; в результате получается скор- ректированная базовая цена. 3. Паритетные цены определяются как результат умножения скорректированных базовых цен на текущее значение пари- тетного индекса (период 1910-1914 гг. равен 100). 928ПАРИТЕТ Уровень устанавливаемой законодательством поддержки цен почти всегда выражается в процентах или в некотором процент- ном интервале от величины паритетных цен за товары на начало их с.-х. года. Впоследствии, когда была собрана необходимая ста- тистическая информация, и паритетная формула могла вычислять- ся достаточно последовательно, уровень поддержки фермеров мог быть установлен также и в ден. выражении: в долларах и центах. Концепция новых целевых цен. Новым шагом в Законе о защите с. х. и потребителей 1973 г. явилась концепция гарантированных, или целевых, цен и дотационных выплат за пшеницу, кормовое зерно и выращенный на возвышенностях хлопок. Дотационные выплаты не производятся, пока средняя рыночная цена, получен- ная фермерами за первые пять месяцев с.-х. года (или, в случае хлопка, в течение календарного года, в к-ром были произведены посадки), остается выше целевого уровня. Только когда средняя рыночная цена падает ниже уровня целевых цен, включается ме- ханизм поддержки фермерских цен (но только в определенных пре- делах); величина этой поддержки составляет ту разницу, на к-рую целевая цена превышает ссудный процент или среднее значение цены за пять месяцев по всей стране, взвешенное на количество продукции, проданной каждый месяц (это зависит от того, какая из этих двух величин больше). Данные меры обеспечивают ферме- ру гарантированный возврат вложенных средств на часть урожая, произведенного по квоте, позволяя ему заниматься производством без опасения, что цены на рынке могут упасть ниже уровня оку- паемости. Целевые цены и ставки ссудного процента в 1988 г. В расчете на 1 бушель: Пшеница Кукуруза Сорго Ячмень Овес В расчете на 1 фунт: Хлопок, выращиваемый на возвышенностях Целевая цена $4,23 2,93 2,78 2,51 1,55 0,759 Ставка ссудного процента $2,21 1,77 1,68 1,44 0,90 0,518 Сокращение 1 посевных площадей 27,5% 20,0% 20,0% 20,0% 5,0% 12,5% Оплаченное 2 выведение земли из оборота нет данных 10% 10% 10% нет данных нет данных Источник: USDA. 1 Правом пользования преимуществами программы, включая ссуды Торгово-кредитной кор- порации и компенсации по целевым ценам, обладают только те, кто подчиняется требова- ниям сокращения посевных площадей и выведения земли из оборота. 2 По выбору. Положение о повышении целевых цен. Оно было включено в За- кон о защите с. х. и потребителей 1973 г. По этому положению целевые цены повышаются, если издержки производства растут быстрее, чем общая производительность с.-х. труда. Формула уче- та такова: возрастание издержек производства оценивается по ин- дексу издержек производства, вычисляемому Министерством с. х. и скорректированному на изменение производительности труда, измеренному путем сравнения средней урожайности по стране за предшествующие три года с урожайностью за три года, предшествую- щие предыдущему году. Напр., для установления целевых цен на урожай 1976 г. среднегодовая урожайность за 1973-1975 гг. сравни- вается со среднегодовой урожайностью за 1972-1974 гг. Такая про- цедура гарантирует, что, если общенациональные средние издерж- ки производства растут быстрее, чем общенациональная средняя урожайность, целевые цены отразят это изменение. Выплаты по стихийным бедствиям. Новым в Законе о защите с. х. и потребителей 1973 г. является также положение, согласно к-рому производителю может быть выплачена компенсация в опре- деленных размерах, если вследствие стихийного бедствия он не смог засеять какую-либо часть предельной площади посевов пше- ницы, кормового зерна или др. не сохраняющейся на корню куль- туры или если из-за стихийного бедствия фактический общий сбор урожая окажется меньше двух третей от нормального урожая на предельной посевной площади. Др. несохраняющиеся культуры могут быть засчитаны вместо пшеницы или кормового зерна при применении положения этой статьи закона. Такие выплаты, обусловленные стихийными бедствиями, введены для того, чтобы фермер мог спокойно заниматься своим делом, не беспокоясь о до- полнительном природном риске. Резервирование. Закон о защите с. х. и потребителей 1973 г. пре- доставил право министру с. х. осуществлять резервирование посев- ных площадей в фермерских хоз-вах в тех случаях, когда, по его мнению, необходимо вывести из с.-х. пользования часть земли. При вступлении в силу Положения о приостановлении землеполь- зования производитель должен прекратить производство своей с.-х. культуры на определенной части своих посевных площадей, чтобы сохранить за собой право на займы, закупки или выплаты. В Положении о приостановлении землепользования предусматри- вается частичная оплата расходов фермера по борьбе с эрозией поч- вы, насекомыми, сорняками, грызунами или по восстановлению среды обитания диких животных. Министр может предусмотреть в разумных пределах и дополнительно компенсируемое ограниче- ние землепользования, если возникает необходимость способство- вать установлению баланса с.-х. производства. Министр по своему усмотрению может также изменять порядок определения размеров резервируемых площадей. Последующие законодательные акты. Понятие целевой цены, впервые появившееся в Законе о защите с. х. и потребителей 1973 г., было уточнено в Законе о производстве продуктов питания 1977 г., к-рое, в свою очередь, скорректировано в Законе о чрезвычайных мерах в с. х. 1978 г. Поправкой 1980 г. и, наконец, в Законе о с. х. и продовольствии 1981 г. Программа кредитования. Хотя программа кредитования не га- рантирует фермеру прибыли, она все же обеспечивает ему опреде- ленные защиту и преимущества, если он имеет право на получе- ние ссуды. Программа кредитования дает фермерам возможность получить наличность и придержать свой урожай для последующей более выгодной продажи. На практике, если фермер не может пол- ностью выплатить ссуду и продать свой товар, ссуда может быть погашена посредством передачи товара Товарно-кредитной корпо- рации без права обратного требования. Программа займов спо- собствует выравниванию сбыта. Без этой программы для оплаты текущих расходов производства фермеры были бы вынуждены продавать свой урожай непосредственно во время уборки. В неко- торых случаях это приводит к затовариванию рынка, ненужным перегрузкам транспортной системы и падению уровня цен. Более равномерное распределение сезонной торговли во времени в зна- чительной степени уменьшает колебания цен на с.-х. продукцию и снимает напряженность грузоперевозок. Программа займов пре- доставляет производителям возможность большей независимости в их торговых операциях и позволяет извлекать выгоду из повы- шения цен, к-рое часто наступает после уборочной страды. Для многих товаров Конгресс установил специальный паритет- ный уровень, при к-ром или в некотором диапазоне вокруг кото- рого устанавливаются ставки по ссудам, цены закупок и размеры выплат. Паритетная цена за с.-х. товары есть определенная по па- ритетной формуле цена, выраженная в долларах и центах, которая обеспечивает этому товару ту же покупательную способность по отношению к товарам и услугам, покупаемым фермерами, а также некоторым затратам на с.-х. операции, которые эти товары имели в базовом периоде 1910-1914 гг. с поправкой, основывающейся на средней цене этого товара за последние десять лет, деленной на от- ношение общего уровня цен за все фермерские товары за тот же десятилетний период к общему уровню цен, полученных за все то- 929ПАРИТЕТ ВАЛЮТНЫЙ вары в базовом периоде 1910-1914 гг. Т. о., паритетная цена яв- ляется общим стандартом. Резюме. На протяжение 80-х гг. понятие целевой цены было вве- дено по отношению к следующим товарам: пшенице, кукурузе, хлопку, выращиваемому на возвышенностях, и рису. Минимальные уровни процентов по ссудам и закупочных цен были установлены для пшеницы, кормового зерна, хлопка, выращиваемого на возвы- шенностях, и риса. Дотационные выплаты по каждому из перечис- ленных товаров производятся, если целевая цена на эти товары оказывается выше общенациональной усредненной рыночной цены или ссудного процента; это зависит от того, какая из этих двух величин больше. Целевые цены на сорго и овес, а также - если это предусматривается Министерством с. х. - на ячмень устанавли- ваются на уровне, к-рый считается "справедливым и разумным" по отношению к целевой цене на кукурузу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПАРИТЕТ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»