ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Енциклопедія банківської справи, фінансів

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
Основанный од-
новременно С МЕЖДУНАРОДНЫМ БАНКОМ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
(МБРР), МВФ по своему уставу тесно связан с МБРР, поскольку
членство в Фонде является непременным условием вступления в
Банк. Устав Фонда был сформулирован на конференции Органи-
зации Объединенных Наций по валютным и фин. вопросам, про-
ходившей в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир) с 1 по 22 июня
1944 г. Он вступил в силу 27 декабря 1945 г. Организационное засе-
дание Совета управляющих МВФ состоялось 8 марта 1946 г., а пер-
вая сессия Совета управляющих - 6 мая того же года. 18 декабря
1946 г. МВФ объявил об установлении золотого и долларового па-
ритета валют 32 стран-членов. 1 марта 1947 г. Фонд объявил о го-
товности приступить к операциям с валютой.
Членами МВФ являются следующие индустриально развитые
страны:
США
Федеративная республика Германия
Финляндия
Франция
Италия
Канада
Люксембург
Швейцария
Швеция
Япония
Австралия
Австрия
Бельгия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Семь стран этой группы, обладающие наибольшим ВНП, - Кана-
да, США, Япония, Франция, ФРГ, Италия и Великобритания - обыч-
но объединяются в категорию ведущих индустриальных гос-в.
К развивающимся гос-вам относятся остальные члены МВФ,
а также некоторые зависимые территории, пользующиеся суще-
ственной автономией, по к-рым имеются адекватные статистиче-
ские данные.
Цели МВФ. Официально провозглашенными целями МВФ яв-
ляются:
1. Способствовать международному сотрудничеству в валютной
сфере и обеспечивать консультации и взаимодействия по меж-
дународным валютным проблемам.
2. Содействовать расширению и сбалансированному росту меж-
дународной торговли и т. о. вносить вклад в создание и под-
держание высокого уровня занятости и доходов, в развитие
производительных сил всех членов Фонда, что рассматри-
вается как его приоритетная экон. задача.
3. Обеспечивать поддержание стабильности валют, упорядочен-
ных валютных отношений между странами - членами Фонда,
предотвращая взаимное конкурентное обесценение нац. валют.
4. Помогать в формировании многосторонней системы платежей
для осуществления текущих операций между странами - чле-
нами Фонда и в устранении валютных ограничений, к-рые
препятствуют развитию международной торговли.
5. Укреплять доверие к фин. положению стран - членов Фонда,
предоставляя в их временное распоряжение при определенных
гарантиях ресурсы Фонда и т. о. позволяя выправить несба-
лансированность их платежных балансов, не прибегая к ме-
рам, наносящим ущерб благосостоянию данной страны или
мирового сообщества.
6. В свете вышесказанного содействовать сокращению продол-
жительности и масштабов неравновесия платежных балансов
стран - членов Фонда. МВФ представляет собой организацию,
стремящуюся способствовать развитию международного ва-
лютного сотрудничества и расширению мировой торговли,
т. о. внося свой вклад в повышение занятости и в улучшение
экон. положения всех стран-членов.
Для достижения этих целей Фондом создан кодекс поведения
стран-членов, им предоставляются кредиты в случае дефицита пла-
тежного баланса и оказывается техническая помощь в совершен-
ствовании управления экономикой. В 1992 г. членам Фонда были
173 страны, на к-рые приходилось ок. 80% мирового производства
и 90% мировой торговли.
Страны, входящие в МВФ, принимают на себя обязанность со-
трудничать с Фондом и между собой в формировании упорядочен-
ных валютных отношений, поддержании стабильных валютных
курсов, а также свободной от ограничений многосторонней систе-
мы платежей, т. о. способствуя равновесию взаимных платежей.
Страны - члены Фонда свободны в выборе формы этих отноше-
ний, исходя из своих обязательств перед МВФ и нац. политики ре-
гулирования обменного курса нац. валюты.
МВФ располагает разнообразными фин. ресурсами, предостав-
ляемыми на определенных условиях во временное пользование его
членам для реализации программы, направленной на ликвидацию
дефицита платежного баланса, не прибегая к ограничениям, могу-
щим оказать отрицательное влияние на эти страны и мировое со-
общество. Заимствованные у Фонда средства подлежат возвраще-
нию, поэтому ресурсы МВФ находятся в постоянном обороте и
могут быть использованы теми странами, к-рые в этом нуждаются
в связи с фин. затруднениями. Прибегая к заимствованиям у Фон-
да, страны вносят определенные коррективы в свою политику, что
повышает их способность погашать кредиты, следовательно, и
возможность получать средства из др. офиц. источников, а также
на частном рынке капиталов.
Как регулирующие, так и кредитные аспекты политики МВФ
направлены на то, чтобы способствовать ликвидации дефицита
платежного баланса стран - членов Фонда. Эта политика разви-
вается с учетом изменений в экон. положении в мире и потреб-
ностей стран - членов МВФ. Она в равной мере относится ко всем
странам - членам МВФ, индустриальным и развивающимся, неза-
висимо от состояния их платежного баланса и социальных систем.
Чтобы МВФ мог претворять свои политические цели в жизнь,
страны-члены постоянно предоставляют в его распоряжение раз-
нообразную фин. и экон. информацию. Со своей стороны, Фонд
регулярно консультируется со всеми странами по вопросам их экон.
положения. Т. о., МВФ имеет возможность помогать своим членам
предпринимать корректирующие меры в тех случаях, когда у них
ухудшается платежный баланс, а предпочтительнее - превентивные.
Неся свою долю ответственности за состояние международных
расчетов, Фонд обращает особое внимание на международную ва-
лютную ликвидность, т. е. на объем и структуру резервных активов,
к-рыми располагают его члены для выполнения своих обязательств
по торговле и расчетам. В 1969 г. МВФ взял на себя ответственность
за выпуск и размещение специальных прав заимствования (SDR -
СДР), единственного резервного актива, применяемого во всемир-
ном масштабе, к-рый создан на основе международного соглашения.
Фонд оказывает своим членам содействие в координации нац.
экон. политики в международном масштабе. Фактически он пред-
ставляет собой международный валютный форум. В фокусе его вни-
мания находятся не только проблемы отдельных стран, но вся ми-
ровая валютная система, а также разработка политических и стра-
тегических мер, позволяющих его членам совместно работать над
обеспечением стабильности мировой валютной системы и устой-
чивого экон. роста.
Различия в роли МВФ и Всемирного банка (МЕЖДУНАРОДНОГО
БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ и РАЗВИТИЯ) заключаются в следующем:
Международный валютный фонд
• наблюдает за состоянием мировой валютной системы и содей-
ствует международному сотрудничеству в валютной сфере;
• содействует сохранению стабильности валют и поддержанию
упорядоченных валютных отношений между входящими в него
странами;
• помогает своим членам в преодолении временных трудностей
в связи с платежным балансом, предоставляя им кратко- и
среднесрочные кредиты, позволяя им т. о. избавиться от де-
фицита;
747I МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
• дополняет резервы стран-членов, предоставляя им специаль-
ные права заимствования в случае долгосрочной потребности
в них;
• привлекает ресурсы по преимуществу в форме взносов стран-
членов.
Всемирный банк
• стремится содействовать экон. развитию и осуществлению
структурных реформ в развивающихся гос-вах;
• оказывает помощь развивающимся странам, осуществляя дол-
госрочное кредитование проектов и программ развития;
• через Международную ассоциацию развития оказывает спе-
циальную фин. помощь беднейшим развивающимся гос-вам;
• через свой филиал - Международную фин. корпорацию - сти-
мулирует рост частного предпринимательства в развивающих-
ся странах;
• привлекает основную часть своих фин. ресурсов путем заим-
ствования на международных облигационных рынках.
Структура. Деятельность МВФ осуществляется на основе меж-
дународного соглашения, первоначально подписанного 44 страна-
ми в 1944 г.
Членство в Фонде является обязательным условием вступления
во Всемирный банк (МБРР); между этими двумя организациями
существует тесное сотрудничество, как и между Фондом и ГЕНЕРАЛЬ-
НЫМ СОГЛАШЕНИЕМ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ И БАНКОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ
РАСЧЕТОВ. МВФ является специализированным институтом ООН,
сотрудничая с ней по проблемам, представляющим взаимный ин-
терес.
МВФ осуществляет свою деятельность через Совет управляю-
щих, Исполнительный совет, директора-распорядителя и аппарат
Фонда. Каждая страна представлена в Совете управляющих одним
управляющим и одним кандидатом. Совет является высшим орга-
ном Фонда. Он собирается на сессии один раз в год, в промежут-
ках между сессиями голосование может производиться по почте
или телеграфу. Число голосов, к-рыми располагает страна, зави-
сит от размеров ее взноса в капитал Фонда; этот взнос определяется
удельным весом страны в мировой экономике. Наибольшее число
голосов - примерно 20% их общего количества (принадлежит
США), а наименьшая доля - значительно меньше одного процен-
та. Повседневное руководство Фондом осуществляет Исполнитель-
ный совет, состоящий из 22 исполнительных директоров во главе
с директором-распорядителем. Исполнительный совет имеет штаб-
квартиру в Вашингтоне. Среди обязанностей Совета оказание фин.
помощи странам - членам банка по их просьбе, проведение кон-
сультаций с ними, принятие решений по общеполитическим во-
просам и представление рекомендаций Совету управляющих по
вопросам, требующим согласия членов этого органа, в частности
по приему новых членов и расширению ресурсов Фонда.
Пять стран - членов банка, располагающих наибольшим числом
голосов, - США, Великобритания, Германия, Франция и Япония -
назначают по одному исполнительному директору. Кроме того, два
самых крупных кредитора среди членов банка, если они не входят
в перечисленную пятерку, также имеют право назначить исполни-
тельного директора. В частности, в 1987 г. Саудовская Аравия вос-
пользовалась этим правом. 16 исполнительных директоров назна-
чаются группами др. стран-членов на двухлетний срок. Выборы
проводятся через год во время годичных сессий.
С начала 70-х гг. мировая валютная система претерпела важные
изменения. В это время Совет управляющих стал обращаться к со-
ветам специальных комитетов, формируемых из числа его членов.
Первым был создан Комитет по реформе мировой валютной си-
стемы и сопряженным с этим вопросам ("Комитет двадцати"). Об-
суждение в течение двух лет не привело к выработке глобального
плана валютной системы, но в 1974 г. Комитет рекомендовал пред-
принять ряд неотложных мер в качестве начала постепенной ре-
формы. В дальнейшем дискуссии во Временном комитете, сменив-
шем "Комитет двадцати", имели своим результатом принятие Вто-
рой поправки к Уставу, вступившей в силу 1 апреля 1978 г. Вре-
менный комитет в составе 22 членов на уровне министров имеет
структуру, аналогичную структуре Исполнительного совета. Он со-
бирается два или три раза в год для рассмотрения экон. ситуации
в мире, состояния мировой валютной системы и роли Фонда.
Исполнительный совет назначает на пятилетний срок директо-
ра - распорядителя Фонда, к-рый выступает в качестве председа-
теля Совета и руководителя аппарата Фонда.
Состав профессионалов и административного аппарата МВФ
состоит из международных служащих, назначаемых исключитель-
но самим Фондом и отчитывающихся в своей работе только перед
ним. Состав профессионалов включает преимущественно эконо-
мистов, а также бухгалтеров и юристов. Служащие набираются на
широкой географической основе из числа граждан стран - членов
банка. Численность аппарата достигает 1800 чел., работающих глав-
ным образом в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне.
Управленческий аппарат Фонда состоит из пяти территориаль-
ных департаментов - Азии, Африки, Европы, Среднего Востока и
Западного полушария - и нескольких др. департаментов: админи-
стративного, центральных банков, валютных и торговых отноше-
ний, внешних связей, налоговых проблем, Института МВФ, юр.,
исследовательского, секретариата и Казначейства. В дополнение
к этому имеются бюро переводов, статистическое бюро и бюро
счетно-вычислительного обслуживания. Небольшие по размеру
представительства МВФ имеются в Париже и Женеве, а также при
ООН в Нью-Йорке.
Контроль за осуществлением валютной политики. На Фонд воз-
ложена задача обеспечения эффективного функционирования ми-
ровой валютной системы. В этих целях он осуществляет наблюде-
ние за исполнением членами МВФ принятых ими обязательств по
сотрудничеству с Фондом и между собой в интересах формирова-
ния упорядоченных валютных отношений и стабильного режима
валютных курсов. Политика стран - членов МВФ должна быть на-
правлена на обеспечение здорового экон. роста при сохранении в
разумных пределах стабильных цен. Должны формироваться основ-
ные условия, на базе к-рых может быть достигнута экон. и фин.
стабильность.
В этих целях Фонд осуществляет наблюдение за политикой
стран-членов в отношении валютных курсов. Разработаны и при-
няты принципы, к-рыми рекомендуется руководствоваться стра-
нам - членам Фонда в этом вопросе, и определены методы и про-
цедура контроля. И принципы, и процедура призваны помогать
выявлению и устранению негативных явлений в области форми-
рования валютных курсов.
При выборе форм валютного регулирования страны - члены
Фонда могут выбрать режим плавающих или фиксированных кур-
сов своих валют. В последнем случае имеется в виду искусствен-
ное поддержание паритета нац. ден. единицы к валютам др. стран
или СДР. Расчет валютного паритета обычно ведется на основе кор-
зины из пяти валют или какой-то иной валютной корзины. Суще-
ствует и др. метод, используемый в ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕ-
МЕ (ЕВС), когда группа стран придерживается фиксированных
пределов взаимных колебаний курсов своих валют при свободном
их колебании в отношении валют др. стран, не входящих в ЕВС.
Консультации. МВФ проводит консультации (не реже одного
раза в год) со странами-членами для изучения положения и поли-
тики этих стран в валютной и экон. областях. Консультации явля-
ются главным средством, с помощью к-рого Фонд выполняет свои
обязанности по контролю за политикой стран-членов в отноше-
нии валютных курсов. Они же позволяют Фонду быстро реагиро-
вать на просьбы стран-членов о заимствовании средств МВФ и о
тех изменениях курсов валют, к-рые требуют предварительного
одобрения Фонда. Страны-члены постоянно снабжают МВФ дан-
ными о своем экон. положении, причем часть этой информации
становится достоянием широкой публики через издания МВФ.
748МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
Консультации обычно начинаются со встречи в соответствую-
щей стране между сотрудниками Фонда и представителями мест-
ного правительства. На основе этих обсуждений составляется доклад
для Исполнительного совета. Конечным результатом консультаций
являются выводы, к-рые формулирует директор-распорядитель как
отражающие взгляды Фонда на экон. ситуацию страны-члена и
проводимую ею политику. Эти выводы направляются от имени
Фонда правительству страны.
Последние годы ознаменовались необычайным осложнением
проблемы внешней задолженности, порожденной устойчиво вы-
соким уровнем инфляции и слабым использованием производ-
ственных мощностей во многих странах - членах Фонда. Эти гло-
бальные проблемы все в большей степени требовали от входящих
в МВФ гос-в координировать свою внутриэкономическую поли-
тику на международном уровне. Для того чтобы способствовать
усилиям в этом направлении, сотрудники Фонда время от време-
ни проводят специальные консультации с теми странами, полити-
ка к-рых оказывает особенно глубокое воздействие на мировую
экономику. Эти консультации становятся как бы подготовкой к
последующему обзору экон. положения в мире Исполнительным
советом и к дискуссиям по этому вопросу на заседаниях Времен-
ного комитета и сессиях Совета управляющих.
Обзоры экон. положения в мире и оценка его перспектив яв-
ляются главным средством, с помощью к-рого Исполнительный
совет отслеживает тенденции развития международной валютной
системы и оценивает последствия для мировой экономики, к к-рым
может привести экон. политика ведущих стран и групп roc-в. Эти
обзоры, ежегодно публикуемые под заглавием "Всемирное экон. обо-
зрение", способствуют лучшему функционированию мировой ва-
лютной системы, ставя в центр внимания необходимость коорди-
нации политических курсов стран - членов Фонда и предоставляя
им одновременно средства для такой координации.
Квоты и ресурсы. Принятая в МВФ система квот является од-
ной из наиболее характерных его черт. Квоты используются для
определения числа голосов, принадлежащих каждой стране, объе-
ма ее взноса в капитал Фонда, права ее доступа к использованию
этих ресурсов и доли при размещении СДР. Квота страны-члена
отражает ее экон. вес в сравнении с остальными членами Фонда
вместе взятыми. Каждый член Фонда платит взносы, эквивалент-
ные его квоте, а Совет управляющих решает, какая часть взноса
должна быть уплачена в СДР и какая в нац. валюте.
Квоты, выделяемые каждому члену Фонда, пересматриваются не
реже чем раз в пять лет. В прошлом был достигнут ряд соглашений
об общем значительном увеличении квот, с тем чтобы привести их
в соответствие с ростом мировой экономики и появлением допол-
нительной потребности в международной валютной ликвидности.
Кроме этого, время от времени достигались отдельные договорен-
ности об изменениях квот с целью согласовать их размеры с темпа-
ми экон. роста отдельных членов МВФ и относительными сдвига-
ми в их экон. позициях. Рост общей суммы квот был результатом
появления новых членов Фонда и увеличения квот стран-членов.
МВФ может также привлекать внешние ресурсы путем заимство-
вания. С этой целью Фондом заключены специальные соглашения,
позволяющие удовлетворять потребности его членов в дополни-
тельном кредитовании в случаях, когда эти средства не могут быть
предоставлены из собственных ресурсов МВФ.
Кроме того, десять индустриальных стран - членов МВФ, заклю-
чивших генеральное соглашение о займах, создали группу, куда во-
шли также Швейцария и занимающая особое положение Саудов-
ская Аравия. Они договорились о взаимном предоставлении займов
в случае, когда у какой-то из этих стран возникают трудности с пла-
тежным балансом. К этим договоренностям не раз приходилось об-
ращаться, с тех пор как они были достигнуты в 1962 г. Максималь-
ный размер предоставляемого в соответствии с ними кредита
составляет сумму, эквивалентную 6,5 млрд СДР (ок. 8,5 млрд дол.)
в валюте кредитора.
Схема кредитования. Существует несколько постоянных и вре-
менных схем кредитования, к-рыми могут воспользоваться гос-ва -
члены МВФ для выравнивания своего платежного баланса.
Член Фонда, прибегающий к его помощи, закупает у МВФ на
нац. валюту эквивалентную сумму валюты др. члена Фонда или
СДР. Заимствованные т. о. средства используются для ликвидации
дефицита платежного баланса страны-заемщика. При этом счет в
нац. валюте страны-заемщика, находящийся в распоряжении Фон-
да, увеличивается, а сумма СДР или той валюты, в к-рой был пре-
доставлен кредит, уменьшается.
По истечении установленного срока или ранее, если позволит
состояние платежного баланса и резервов страны-заемщика, она
может выкупить у Фонда свою нац. валюту, внесенную при полу-
чении кредита. При этом она может расплатиться СДР или валю-
той др. членов МВФ по усмотрению Фонда.
В результате использования нац. валюты одной из стран др. чле-
нами МВФ ее сумма, находящаяся в распоряжении Фонда, может
уменьшиться до уровня ниже нац. квоты. В этом случае позиция
страны в Фонде характеризуется резервной траншей. Эта сумма
отличается высокой ликвидностью, и в тех случаях, когда указан-
ная нац. валюта вносится при получении займа, страна-заемщик
не обязана ее выкупать. Если сумма нац. валюты одного из членов
МВФ опускается ниже установленного уровня, то Фонд выплачи-
вает этой стране вознаграждение за пользование ее валютой. Раз-
меры вознаграждения устанавливаются в зависимости от процент-
ных ставок краткосрочных кредитов на ден. рынке и ежекварталь-
но пересматриваются Фондом.
Основная и расширенная схемы кредитования. Пользуясь основ-
ным механизмом Фонда - кредитной траншей, - страна при обыч-
ных условиях может заимствовать средства на сумму, равную ее
квоте, тем самым повышая сумму своей нац. валюты в распоряже-
нии Фонда до 200% квоты. Если же страна-член страдает струк-
турной несбалансированностью производства, торговли или цено-
образования, и потому нуждается в привлечении средств Фонда на
более долгий срок и в большем объеме, чем это разрешается об-
щими правилами, то такая страна может прибегнуть к расширен-
ной схеме кредитования, по к-рой она может приобрести инвалю-
ту на сумму до 110% своей квоты.
Заимствование обычно производится на основе либо резервно-
го (гарантийного) кредита, либо расширенного кредита, в зависи-
мости от того, какая из схем кредитования применяется. В первом
случае средства предоставляются на один год, иногда срок продле-
вается до трех лет. Во втором случае срок кредита - три года. По
основной схеме погашение кредита начинается через три года и
завершается через пять лет после его получения. При расширен-
ной схеме сроки соответственно составляют четыре года и не бо-
лее десяти лет.
Во всех случаях, когда применяются постоянные схемы, кроме
резервных позиций, по кредиту платят комиссию в размере 0,5%
плюс ежегодные проценты по ставке, к-рая зависит от срока его
погашения. Эти проценты, однако, ниже, чем рыночные процент-
ные ставки, в соответствии с политикой МВФ, имеющей целью
помочь своим членам в стабилизации платежных балансов.
Поступления от указанных выше платежей по кредиту идут на
выплату процентов тем странам, чья валюта использовалась для
кредитования, и на текущие нужды Фонда. При образовании из-
лишка поступлений могут быть увеличены процентные ставки по
счетам или снижены проценты по кредитам: он может быть вклю-
чен в основной капитал Фонда или распределен между членами
МВФ в зависимости от размеров их квот. Если в течение любого
шестимесячного периода выплаты превышают поступления по кре-
дитам, Фонд должен всесторонне проанализировать свое положе-
ние, а также ставки комиссии, сборов и процентов.
Получив от Фонда средства в соответствии с основной или рас-
ширенной кредитной схемой, страна должна принять программу
мер по ликвидации дефицита платежного баланса. Этот аспект дея-
749МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
тельности МВФ известен как обусловленные кредиты. Как мини-
мум член Фонда должен продемонстрировать, что он предприни-
мает разумные усилия для преодоления своих трудностей. Если
потребности страны-члена в кредитах для стабилизации платеж-
ного баланса превышают размер ее квоты, от этой страны потре-
буется приложить больше усилий для исправления этого положе-
ния. Соответственно ей потребуются более детальные и обоснован-
ные аргументы, чтобы убедить др. членов Фонда принять предла-
гаемую этой страной программу мер. В подобной ситуации помощь
МВФ предоставляется траншами, в зависимости от хода выполне-
ния программы. Оценка в этом случае дается на основе таких
широких экон. и фин. критериев, как политика данной страны в
области кредита, гос. правительственных субсидий, внешних зай-
мов, торговых и валютных ограничений. Фонд поощряет гос-ва,
испытывающие проблемы с платежами, к своевременному приня-
тию таких мер по исправлению положения, к-рые могли бы быть
поддержаны за счет ресурсов МВФ. На своевременность делается
особый упор, поскольку по мере того как дестабилизация фин. и
экон. положения страны распространяется вширь и вглубь, при-
ходится предпринимать более радикальные, а следовательно, и
более трудные шаги для выправления ситуации. Оказывая своим
членам помощь в разработке стабилизационных программ, Фонд
полностью принимает во внимание социальные и политические
цели, к-рые ставят перед собой эти страны, их экон. приоритеты и
конкретную ситуацию.
Специальные схемы кредитования. МВФ имеет две постоянные
модели, применяемые для конкретных случаев, - компенсацион-
ное финансирование и финансирование буферных запасов, а так-
же временную систему дополнительного финансирования. Ком-
пенсационное финансирование предоставляется членам, у к-рых
трудности с платежами возникли вследствие временного падения
экспортных доходов, вызванного объективными причинами, напр.,
снижением цен на соответствующие товары или природными бед-
ствиями, включая неблагоприятные погодные условия. Финанси-
рование буферных запасов имеет целью помочь странам-членам,
испытывающим платежные затруднения, оплатить свои взносы в
международные буферные запасы. Эти запасы создаются для ста-
билизации мирового рынка таких товаров, как олово и каучук. Об-
ложение займов, предоставляемых на основе постоянных систем,
производится по тому же принципу, что и при основной и расши-
ренной схемах кредитования.
Для конкретных случаев иногда создаются специальные схемы
кредитования. Напр., членам Фонда предоставлялась возможность
заимствовать 6,9 млрд СДР (ок. 9 млрд дол.) в рамках нефтяного
фонда, учрежденного для помощи странам в преодолении трудно-
стей платежного баланса, порожденных ростом цен на нефть в 1974
и 1975 гг. В 1979-1984 гг. Фонд предоставил дополнительные сред-
ства, чтобы помочь тем странам-членам, где дефицит платежного
баланса был непропорционально велик по сравнению с их квота-
ми. Средства по этой схеме выделяются в увязке с займами, полу-
чаемыми по основной и расширенной схемам кредитования.
Специальные права заимствования. Специальные права заим-
ствования (Special drawing rights - SDR) представляют собой меж-
дународные резервные активы, созданные МВФ в связи с глобаль-
ной потребностью в новых платежных средствах в дополнение к
существующим. Новая единица возникла в 1969 г. на основе Пер-
вой поправки к Уставу МВФ в качестве ответа на всеобщую озабо-
ченность необходимостью принять адекватные меры в связи с ро-
стом международной ликвидности. Страны - члены Фонда заявили
о своем намерении превратить СДР в конечном итоге в главный
резервный актив в мировой валютной системе.
Размещение СДР осуществляется пропорционально квотам
стран-членов, участвующих в специальном соглашении по этому
вопросу. Первая эмиссия на сумму 9,3 млрд СДР имела место в
1970-1972 гг. Затем, 1 января 1979 г., - на сумму 4 млрд СДР, и еще
на 4 млрд СДР - 1 января 1980 г. После того как еще 4 млрд СДР
были размещены 1 января 1981 г., их общая сумма составила 21,3 млрд,
что равняется приблизительно 4% основных международных ре-
зервных активов, исключая золото.
Метод определения стоимости СДР определяется Фондом. СДР
оценивалась исходя из рыночных курсов валют, входящих в валют-
ную корзину. С 1992 г. эта корзина состояла из пяти валют стра-
нов-членов МВФ, имеющих наибольшую долю в мировом экспор-
те. Каждый рабочий день Фонд публикует довольно обширный на-
бор курсов валют, оказывающих влияние на котировку СДР; эти
данные сообщаются рядом ежедневных газет, передаются по теле-
фонным и телеграфным каналам связи и публикуются МВФ дваж-
ды в месяц в "Ай-Эм-ЭФ Сёрвей" (MF Survey) и в его ежемесяч-
ном статистическом издании "Интернэшнл Файнэншл Статистике"
(International Financial Statistics).
Любая страна - член МВФ может использовать СДР без ограни-
чений для выполнения широкого круга операций по соглашению
с др. страной - членом МВФ, напр., для покупки валюты по сдел-
кам "спот", для расчетов по фин. обязательствам, таким как ссуда,
предоставление обеспечения по ссуде, валютная сделка "своп" или
"форвард". Кроме того, если стране - члену МВФ необходимо уре-
гулировать свой платежный баланс, она может использовать СДР
для получения требуемой валюты у др. страны - члена МВФ, ука-
занной Фондом. Страна - член МВФ также может использовать
СДР для осуществления платежей Фонду, напр., по сделкам "репо",
а МВФ может переводить СДР своим членам для их использова-
ния на различные цели, включая расчеты между ними в СДР, а не
в валюте, и за счет ресурсов Фонда.
Страна - член МВФ, располагающая счетом СДР, превышающим
его долю, получает проценты на сумму превышения, а страна - член
МВФ, имеющая сумму СДР меньшую, чем его доля, уплачивает
проценты на сумму разницы по той же ставке. Процентная ставка
по СДР связана с краткосрочными ставками ден. рынка и ежене-
дельно пересматривается.
СДР является счетной единицей, используемой для учета опе-
раций Фонда. Вне Фонда СРД широко используется в качестве
счетной единицы в частных сделках, таких как депозитные опера-
ции банков в СДР, а также международными и региональными
учреждениями и организациями, в т. ч. Африканский банк разви-
тия, Азиатский банк развития, Арабский валютный фонд, Азиат-
ский клиринговый союз, Экономическое сообщество Стран Запад-
ной Африки, Исламский банк развития и Скандинавский инве-
стиционный банк.
Ряд стран - членов МВФ принял решение привязать их валюты
к СДР (в 1997 г. осталось только две валюты, привязанные к СДР. -
Прим. науч. ред.). Курс такой валюты фиксируется в СДР, то есть
устанавливается исходя из курсов их соотношений, входящих в кор-
зину СДР, курс к-рых ежедневно рассчитывается Фондом.
Продажа золота и доверительный фонд. Предпринятые в после-
дние годы усилия по реформированию мировой валютной систе-
мы включали меры по постепенному снижению монетарной доли
золота. В их числе: отмена официальной цены на золото и каких-
либо условий по осуществлению странами-членами платежей в
МВФ золотом.
Техническое содействие. Странам- членам МВФ, находящимся
на различных ступенях развития, оказывается техническое содей-
ствие по многим направлениям, связанным с процессом совершен-
ствования управления их экономик. Эксперты, направляемые
МВФ в эти страны, дают консультации по организации деятель-
ности центральных и коммерческих банков, в части проведения
фин. и кредитно-ден. политики, регулирования платежного балан-
са, в области статистики, бухучета, обменных и торговых опера-
ций, разъясняют цели деятельности МВФ и проводимой им по-
литки.
По просьбе стран-членов Фонд занимается оказанием техниче-
ского содействия с первых лет своего существования, в настоящее
время - в форме консультирования, направления в страны спе-
750МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА
циальных миссий по оказанию технического содействия, деятель-
ности постоянных представителей Фонда и привлекаемых экспер-
тов. Для расширения и координации постоянно растущих объемов
технической помощи Фонда в 1964 г. были созданы Институт МВФ,
Департамент центральных банков и Финансовый департамент,
к-рые также участвуют во многих др. сферах деятельности МВФ.
Институт МВФ - это департамент Фонда, целью к-рого являет-
ся повышение качества экспертных оценок, уровня владения со-
временными методиками экон. анализа, методами управления
экономикой и знания возможностей и направлений деятельности
МВФ гос. служащими стран - членов МВФ. Обучение по програм-
мам фин. анализа и фин. политики, а также методологии регули-
рования платежного баланса проводится в главном офисе Фонда
на арабском, английском, французском и испанском языках. Та-
кое обучение прошли около пяти тысяч представителей почти всех
стран - членов Фонда: посильную помощь институт оказывает так-
же нац. и региональным учебным центрам.
Новые направления деятельности МВФ в последние десятиле-
тия. Сложная экон. обстановка 70-х и 80-х годов потребовала от
МВФ наибольшего напряжения за всю 40-летнюю историю его
существования. Фонд весьма эффективно отреагировал на крах
Бреттон-Вудской валютной системы и ошеломляющий рост цен на
нефть. Не менее серьезной проблемой стал и разразившийся в
80-е годы международный долговой кризис, вызванный неспособно-
стью ряда развивающихся стран, имевших значительную внешнюю
задолженность, погашать кредиты, полученные от коммерческих
банков и правительств стран - членов МВФ. Фонд осуществил не
имевшую аналогов широкомасштабную программу кредитования
с целью поддержания экон. реорганизации в странах-должниках,
МВФ выступил в качестве посредника между ними и странами-
кредиторами и оказал помощь в реструктуризации их внешнего
долга. Фонд также справился с задачей стабилизации мировой
валютной системы. Проблемами долгового кризиса МВФ занимал-
ся на протяжении 80-х годов, в этот период он совместно со Все-
мирным банком и др. кредиторами осуществлял программу чрез-
вычайно льготного кредитования стран-членов, проводивших
полномасштабную экон. реорганизацию с целью устранения за-
труднений в погашении их внешнего долга. Низкие процентные
ставки и длительный период погашения сделали эти кредиты при-
влекательным инструментом преобразования нац. экономик. В ко-
нечном счете МВФ удалось довести объем кредитования по дан-
ной программе до 12 млрд дол. за счет полученного при активном
содействии Фонда доступа к источникам средств, находящихся в
наиболее благополучных странах - членах МВФ.
Международная долговая проблема 80-х годов потребовала от
МВФ большого фин. напряжения. Его собственные ресурсы в раз-
мере 30 млрд СДР были направлены на реализацию программ экон.
модернизации в 70-ти странах-членах, помимо этого немалые уси-
лия были затрачены на осуществление комплексной фин. поддерж-
ки этих программ правительствами, коммерческими банками и др.
кредитно-фин. учреждениями. В 1985 году Секретарь Казначейства
США Джеймс Бейкер внес предложение по координации между-
народных усилий в деле решения долговой проблемы развиваю-
щихся стран. В июне 1987 года на своей очередной встрече в Вене
руководители семи экон. развитых стран пришли к соглашению о
необходимости совершенствования координационной деятельно-
сти в области внешней политики и дальнейшего оказания фин.
помощи развивающимся странам, испытывающим серьезные зат-
руднения в обслуживании своего внешнего долга.
Резюме. После краха Бреттон-Вудской валютной системы в 1971 г.,
последовавшего после прекращения США в августе 1971 года обме-
на на золото офиц. долларовых запасов зарубежных стран и попы-
ток реанимировать в Смитсоновском соглашении систему валют-
ных паритетов с фиксированными пределами взаимных колебаний
курсов валют (декабрь 1971 года), наступил период роста усиления
их колебаний и введения в 1873 году как свободноплавающих, так
и регулируемых плавающих курсов, что привело к появлению
опасений возврата к "конкурентной" девальвации и др. недобро-
совестным и спекулятивным методам, к-рые весьма негативно от-
разились на международной торговле и движении капиталов в годы
перед второй мировой войной.
За время своего существования Бреттон-Вудская валютная си-
стема бесспорно способствовала существенному увеличению меж-
дународной торговли и международным инвестициям за счет со-
здания необходимых условий в виде относительной стабилизации
валютных курсов, минимизации протекционизма во внешней тор-
говле и нахождения источников ликвидных средств для преодоле-
ния несбалансированности платежных балансов. Все это, по воз-
можности, заслуживало сохранения. Поэтому утвержденный Раз-
дел IV Устава МВФ, касающийся соглашений о регулировании
валютных курсов, предусматривал возможность выбора странами-
членами какого-либо режима валютного курса, включая свобод-
ноплавающие и регулируемые плавающие валютные курсы, а так-
же сохранение роли МВФ в поддержании как обусловленной, так
и необусловленной платежеспособности, что закрепило основопо-
лагающую позицию МВФ в обеспечении международной валют-
ной системы.
Печатные издания. МВФ выпускает большое количество отчетов,
докладов, книг и др. изданий.
Отчеты и др. документы (в свободном доступе):
Ежегодный отчет исполнительного совета за фин. год.
Ежегодный отчет о валютных соглашениях и валютных огра-
ничениях.
Правила и инструкции.
Подборка решений и документов МВФ.
Итоговые отчеты о ежегодных собраниях совета управляющих
фонда.
Подписные издания:
Данные платежного баланса.
Данные по международной торговле.
Ежегодный правительственный фин. статистический справоч-
ник.
Данные международной фин. статистики.
Рабочие прочие документы.
Международные экон. фин. обзоры.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит орендованих необоротних активів
Выстрел на дне океана
Аудит звітності з податку на прибуток
Індивідуальні та інституційні інвестори
Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...


Категорія: Енциклопедія банківської справи, фінансів | Додав: koljan (20.11.2011)
Переглядів: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП