В соответствии с законом о золотом резерве 1934 г. и посланием президента США от 31 ян- варя 1934 г. весь золотой запас США был передан Казначейству США, включая запасы золота федеральных резервных банков на сумму ок. 3,5 млрд дол. С этого момента все монетарное золото было национализировано. До марта 1968 г., когда на международном уровне семь стран - наиболее активных участниц золотого пула (Бельгия, ФРГ, Италия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания и США) - пришли к соглашению о двухуровневой цене на золото, частные покупатели в США (для производственных нужд и создания произведений ис- кусств) могли приобретать золото в Казначействе по цене 35 дол. США за унцию (плюс 0,33% и плата за чеканку). После марта 1968 г. Казначейство и др. вышеуказанные страны прекратили подобные поставки золота на частный рынок золота, и немонетарные потреб- ности в золоте удовлетворялись через свободные рынки золота (Лондон и Цюрих) и имеющих лицензию дилеров (Казначейство выдало лицензии ок. 1400 фирмам, занимающимся операциями с золотом). P. L. 93-373 с 31 декабря 1974 г. положил конец запрету на част- ное владение золотом гражданами США. Ранее Конгресс США принятым им Публичным законом 93-110 от 21 сентября 1973 г. внес поправки в Закон о золотом резерве 1934 г., позволившие граж- данам США владеть золотом в случае, если президент США нахо- дит, что отмена ограничений на частное владение золотом не ока- жет неблагоприятного влияния на международные валютные и кре- дитные позиции США. В связи с P. L. 93-373 Совет управляющих ФРС уполномочил президентов окружных федеральных резервных банков направить письмо штатным банкам - членам ФРС относительно необходи- мости проявлять предусмотрительность и осторожность при про- ведении операций с золотом. Ниже следует текст письма, утверж- денный 4 декабря 1974 г. PL. 93-373 предусматривает, что 31 декабря 1974 г. будет снят запрет на частное владение золотом. После этого граждане США могут владеть золотом и осуществлять куплю-продажу золота, как и любого др. товара. Нац. банкам предоставлено право покупать и продавать "инвалюту, монеты и слитки", а законы некоторых шта- тов содержат аналогичные положения в отношении банков, создан- ных и зарегистрированных по законам штатов. Управление Конт- ролера ден. обращения США установило, что золото в слитках будет приниматься только с пробой 0,900 или выше. В течение последнего 41 года граждане США имели возможность владеть золотом лишь при наличии у них лицензии Казначейства. В течение этого периода частные лица и банки накопили лишь незначительный опыт проведения операций с золотом. Золото не является законным средством платежа. Скорее всего, оно является товаром с высокоспекулятивными характеристиками, подвержен- ным значительным колебаниям его цены. В свете этих обстоя- тельств банки штатов - члены ФРС в случае, если они решат пре- доставлять своим клиентам услуги, связанные с операциями с зо- лотом, должны действовать крайне осторожно. ФРС считает, что нижеследующая информация может быть по- лезной банкам штатов - членам ФРС, решившим осуществлять опе- рации с золотом. Аналогичная информация предоставляется др. федеральными банковскими учреждениями тем банкам, к-рые находятся под их юрисдикцией. Если банк принимает решение осуществлять операции с золо- том, то, как правило, было бы предпочтительным проводить их на условиях консигнации или в качестве агента. Риск, присущий сделкам с золотом, таков, что банк, намерен- ный действовать в этой сфере в качестве принципала, должен пред- варительно уведомить федеральный резервный банк своего окру- га. Предварительное уведомление должно содержать информацию об опытности персонала, услугах, к-рые банк собирается оказы- вать, предполагаемых товарно-материальных ценностях и объемах"ЗОЛОТЫЕ ТОЧКИ" сделок, о надлежащих условиях хранения, системе страхования, аудиторских процедурах и о предполагаемом влиянии операций с золотом на доходы банка. Банки не должны заниматься выдачей долговых расписок под золото, не учтя всех последствий, вытекающих из законов, регу- лирующих операции с ценными бумагами; любое золото, под к-рое банк выдает такую расписку, должно всегда физически на- ходиться в банке и надежно охраняться. Более того, следует учесть, что обязательства, к-рые должны погашаться золотом или его эк- вивалентом, все еще не могут быть принудительно осуществлены. (Публичная резолюция от 5 июня 1933 г., 31 U.S.С. 463). Как и при предоставлении любого кредита под залог товара, предполагается, что банки должны тщательно проверять степень обеспеченности ссуды залогом золота, принять все меры предос- торожности, чтобы удостоверить подлинность золота, переданно- го в качестве залога, и обеспечить его хранение в сейфах, а также правильно оценить меру риска, связанного с предоставлением ссуд под залог золота. Более того, ссуды под обеспечение золотом дол- жны рассматриваться как непроизводственные кредиты, если они предоставлены не в коммерческих или производственных целях. Если банк должен принять решение о том, чтобы предложить золото на продажу, он обязан тщательно избегать чрезмерной или вводящей в заблуждение рекламно-информационной деятельнос- ти, к-рая может породить у клиентов банка неоправданные ожи- дания и подорвать доверие общественности как к отдельному бан- ку, так и ко всей банковской системе. Ревизоры должны уделять особое внимание практике бухучета в банке и правильности ведения счетов клиентов. Любое количество золота, к-рым владеет банк, должно в фин. отчетах отражаться в графе "прочие активы", а любые хеджинговые фьючерсные кон- тракты должны проходить по графе "меморандум". Предполагает- ся, что банк по крайней мере раз в месяц проводит переоценку этих счетов, чтобы отразить их текущую рыночную стоимость. В ходе ревизии банков штатов - членов ФРС ревизоры должны тщательно проверить степень участия банка в сделках с золотом, чтобы убедиться, что как отдельный банк, так и вся банковская система не подвергаются неоправданному риску. Среди др. аспек- тов ревизоры должны уделять особое внимание степени опытнос- ти руководства банка в сфере операций с золотом, определению степени риска для собственного капитала банка и потребностям клиентов. Неоправданная концентрация ссуд под залог золота, а также любое неосмотрительное участие в сделках с золотом могут служить причиной наслоения практики ненадежных, необдуман- ных действий в банковской сфере, что может привести к запреще- нию таких операций в соответствии с Законом о контроле за дея- тельностью фин. учреждений 1966 г. Наши ревизоры получили ин- струкции действовать решительно в целях противодействия любым проявлениям участия банка в спекуляции золотом. В то же время Совет управляющих ФРС представил банкам - членам ФРС документ в форме вопросов и ответов по операциям с золотом, проводимым федеральными резервными банками. В до- кументе отмечается, что золото не может быть использовано для выполнения резервных требований, т. к. Закон о ФРС предусмат- ривает, что только наличность в расходной кассе, состоящая из ден. знаков и металлических монет США, и остатки на счетах федераль- ных резервных банков могут быть использованы для указанных целей. В документе также отмечалось, что федеральные резервные банки не только не будут оказывать банкам-членам каких-либо услуг при проведении ими операций с золотом, но и не будут при- нимать золото в качестве обеспечения при предоставлении им ссуд. В "Справочникеревизора нац. банков"1981 г. отмечалось, что, хотя P.L. 93-373 отменил запрет на частное владение золотом гражда- нами США, закон не предусматривал полную отмену предыдущего закона, регулировавшего операции с золотом. Закон о нац. банках предусматривает, что нац. банки могут осуществлять свои полномо- чия путем "покупки и продажи валюты, монет и слитков", т. е. могут заниматься операциями с золотом, имеющим физическую форму в виде золотых монет или слитков. Термин "монета" означает мо- неты, отчеканенные на гос. монетном дворе или полностью иден- тичные им новые выпуски данных монет, отчеканенных на гос. монетном дворе или по указанию правительства или др., уполно- моченным на это, предприятием. Термин "слиток" относится толь- ко к золоту или серебру. Платина или др. ценные металлы не обра- щаются в виде слитков. Понятие "слиток" подразумевает, что зо- лото имеет высокую пробу. Управление Контролера ден. обраще- ния установило, что для нац. банков приемлемыми являются З.с, имеющие пробу 0,900 или выше. В большинстве случаев банки имеют дело со слитками, имеющими пробу 0,995 или 0,9995, и любое золото со степенью чистоты менее 0,900 будет рассматри- ваться в качестве сплава, с к-рым нац. банки не вправе совершать операции. Нац. банки должны иметь убедительные доказательства пробы золота, находящегося в их хранилищах, для их представле- ния ревизорам. Хотя с 31 декабря 1974 г. граждане США имеют право владеть золотом, они все еще связаны положениями Совместной резолю- ции 1 от 5 июня 1933 г. (31 U.S.С. 463). Эта резолюция определила, что статьи контрактов, согласно к-рым обязательства погашаются только золотом или же суммой денег, эквивалентной стоимости со- ответствующего количества золота, не могут быть осуществлены в принудительном порядке. Ограничения, содержащиеся в ЗАКОНЕ О БАНКАХ 1933 г., запрещающие инвестиции в определенные компании и андеррайтинг их ценных бумаг, распространяются также на цен- ные бумаги компаний, занятых операциями с золотом. Согласно Закону о золотом резерве 1934 г., золотые резервы США должны храниться в форме слитков, причем стандартным являет- ся слиток весом в 400 тройских унций. Однако для коммерческих операций используются слитки различного веса, включая слитки весом до 1 кг (для производства ювелирных изделий) и слитки весом в 1200 тройских унций, отливаемых в местах добычи золота.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗОЛОТЫЕ СЛИТКИ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»