ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Енциклопедія банківської справи, фінансів

ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ
По сравнению с др.
ден. системами при З.с. ден. единица имеет золотое содержание.
Разновидностями З.с. являются золотомонетный стандарт, при
к-ром производится свободная чеканка золотых монет без взима-
ния пошлин, за исключением брассажа для покрытия издержек на
чеканку; золотослитковый СТАНДАРТ, при к-ром использование зо-
лота более экономично и не осуществляется чеканка золотых мо-
нет; при этом поддерживается золотое содержание обращающих-
ся денег, к-рые свободно могут быть разменены только на золотые
слитки; ЗОЛОТОДЕВИЗНЫЙ СТАНДАРТ, при к-ром использование золо-
та является наиболее экономичным, т. к. все виды денег, находя-
щиеся в обращении, могут обмениваться только на инвалюту, ба-
зирующуюся на З.с.
Валюты, базирующиеся на неурезанном З.с, свободно конвер-
тируются в золото по фиксированной цене, устанавливаемой на
основании закона, как правило, фин. органами, и, следовательно,
золото может использоваться в международном обороте как сред-
ство платежа или средство, обеспечивающее движение капитала.
На мировом рынке, где нет ограничений, использование золота
по фиксированной цене обеспечивает действие верхних и нижних
пределов колебаний валютных курсов, называемых "золотыми ТОЧ-
КАМИ". Так, для амер. должников по ин. требованиям покупка и
продажа золота с учетом всех издержек (цена покупки, транспор-
тные расходы, отгрузка, страхование, потеря процента на время в
пути и т. д.) может привести к повышению курса инвалюты сверх
золотого паритета валюты (премия); при этом становится выгод-
нее осуществлять расчеты путем купли-продажи золота, чем пла-
тить дороже в инвалюте, т. е. речь в данном случае идет о "золотой
экспортной точке". С др. стороны, ин. должники по требованиям
США могут предпочесть расплачиваться не долларами, а золотом,
путем покупки и поставки его, если размер снижения (дисконта)
курса их валюты к доллару по сравнению с золотым паритетом
окажется выше издержек на покупку и поставку золота, т. е. в дан-
ном случае речь идет о "золотой импортной точке" (для США. -
Прим. науч. ред.).
Свободно функционирующий З.с. без ограничений размена банк-
нот на золото служит механизмом автоматического выравнивания
платежного баланса. В случае, если страна покрывает дефицит пла-
тежного баланса золотом, отлив золота оказывает дефляционное
воздействие на экономику, имеющее тенденцию стимулировать
экспорт и ограничивать импорт, но со временем может показать
свою эффективность в плане изменения направления движения
золота (вызывая приток золота в страну). С др. стороны, если при-
ток золота в страну возрастает, инфляционное воздействие на эко-
номику, имеющее тенденцию сдерживать экспорт и стимулировать
импорт, со временем может привести к обратному изменению дви-
жения золота (вместо притока - отток). Этот автоматизм действует
при наличии диверсифицированной внешней торговли страны,
свободной от торговых ограничений, к-рые могут воспрепятство-
вать подобному автоматическому выравниванию; страны, испыты-
вающие хронический дефицит платежного баланса, отражающего
несбалансированность экспорта и импорта, не способны привлечь
золото по линии торгового баланса, они зависят от притока ин.
капитала для покрытия торгового дефицита. Т. о., необходимо обес-
печить элементы управления экономикой, такие, как установле-
ние центральным банком учетных ставок на надлежащем уровне,
стимулирующем инвестиции, установление процентных ставок на
соответствующем уровне, а также разработка программ развития
торговли. Страны, выступающие в качестве международных креди-
торов, в свою очередь были бы заинтересованы в осуществлении
инвестиций в страны, являющиеся международными должниками,
чтобы избежать кризиса функционирования механизма выравни-
вания платежных балансов путем перелива золота, т. к. любая сба-
лансированная ден. система должна базироваться на столь же сба-
лансированных торговле и инвестициях.
Введение золотого стандарта. В масштабах всемирной истории
З.с. был введен сравнительно недавно. Впервые золотой моно-
металлизм, при к-ром золото являлось единственным ден. метал-
лом, а серебру придавались функции вспомогательных металличе-
ских денег, был официально введен в Англии в 1816 г. Закон Анг-
лии 1774 г. (предусматривавший, что серебряная монета может
служить законным средством платежа в пределах 25 фунтов еди-
новременно, за исключением случаев, когда платеж свыше 25 фун-
тов осуществляется серебряными монетами, но по цене слитка)
практически закрепил введение золотого монометаллизма, хотя его
518ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ
значение в то время не было полностью осознано. Банк Англии
приостановил в 1797 г. размен своих банкнот на золото, однако к
1821 г., когда этот размен был возобновлен, Англия уже полностью
осознавала значение З.с. в современном понимании.
США официально начали использовать биметаллизм (золото и
серебро по фиксированному соотношению), однако из-за колеба-
ний рыночных цен на золотые и серебряные слитки и наличия пра-
ва свободной чеканки монет на Монетном дворе из любого из этих
двух металлов по фиксированному соотношению биметаллизм на
практике обычно был либо золотым, либо серебряным стандартом,
в зависимости от того, цена какого из двух металлов на соответ-
ствующий момент была завышена Монетным двором по сравне-
нию с рыночными ценами. После изменения офиц. соотношения
между золотом и серебром с принятием Закона 1853 г., в соответ-
ствии с к-рым было снижено металлическое содержание вспомо-
гательных серебряных монет, начался отход от биметаллизма; этот
процесс продолжался в связи с принятием в 1873 г. Закона о во-
зобновлении размена бумажных денег на металл, в к-ром было
опущено положение о чеканке серебряного доллара; и, наконец,
отход от биметаллизма был подтвержден ЗАКОНОМ О ЗОЛОТОМ СТАН-
ДАРТЕ 1900 г.
В "золотой век" функционирования З.с. без ограничения
(1900-1914 гг.) наиболее влиятельные в фин. отношении страны ис-
пользовали золотой стандарт: Великобритания, США, Германия
(принят в 1871 г.), Бельгия, Франция, Италия и Швейцария (1874 г.),
Нидерланды (1875 г.), Австрия (1892 г.), Россия (1898 г.), Япония
(1897 г.), Швеция (1873 г.) и др.
Приостановка золотого стандарта и изменение валютных кур-
сов. В годы первой мировой войны все воевавшие европейские
страны оказались не в состоянии поддерживать З.с. без ограни-
чений. Запрет вывоза золота, по сути дела, отменил З.с. Ден. си-
стемы стран стали опираться либо на урезанный З.с, либо на бу-
мажные деньги. В последующее после первой мировой войны де-
сятилетие многие валюты оказались обесцененными вследствие
инфляции, и попытки добиться их стабилизации путем отказа от
уплаты долгов, изменения золотого содержания или ден. реформы
привели к дальнейшему изменению курсов европейских валют по
отношению к доллару США (данные Совета управляющих ФРС).
4 Австрия: 1923-1924 гг. 1 золотая крона = 0,2026 дол. США;
1925 г. 1 шиллинг = 0,1407 дол. США.
Бельгия: 1913-1925 гг. 1 франк = 0,1930 дол. США;
1926 г. 1 бельга = 0,1390 дол. США.
Болгария: 1913-1926 гг. 1 лев = 0,1930 дол. США;
1927 г. 1 лев = 0,0072 дол. США.
Эстония: 1921-1922 гг. 1 эстонская марка = 0,00238 дол. США;
1924-1927 гг. 1 эстонская марка = 0,00268 дол. США;
1928 г. 1 крона = 0,2680 дол. США.
Финляндия: 1913-1925 гг. 1 марка = 0,1930 дол. США;
1925 г. 1 марка = 0,0252 дол. США.
Франция: 1913-1928 гг. 1 франк = 0,1930 дол. США;
1928 г. 1 франк = 0,0392 дол. США.
Германия: 1913-1923 гг. 1 марка = 0,2382 дол. США;
1924 г., после обмена денег по курсу 1 рейхсмарка на 1 трлн ма-
рок, 1 рейхсмарка = 0,2382 дол. США.
Греция: 1913-1928 гг. 1 драхма = 0,1930 дол. США;
1928 г. 1 драхма = 0,0130 дол. США.
Венгрия: 1924 г. 1 крона = 0,2026 дол. США;
1925 г. 1 пенге = 0,1749 дол. США.
Италия: 1913-1926 гг. 1 лира = 0,1930 дол. США;
1927 г. 1 лира = 0,0526 дол. США.
Польша: 1913-1923 гг. 1 польская марка = 0,2382 дол. США;
1924-1926 гг. 1 злотый = 0,1930 дол. США;
1927 г. 1 злотый = 0,1122 дол. США.
Румыния: 1913-1929 гг. 1 лей = 0,1930 дол. США;
1929 г. 1 лей = 0,0060 дол. США.
Россия: 1913-1917 гг. 1 рубль = 0,5146 дол. США;
1922 г. 1 червонец = 5,1460 дол. США.
К концу 1928 г. З.с. был восстановлен большинством ведущих
стран, однако они приняли варианты, к-рые отличались от З.с,
функционировавшего до первой мировой войны. Отличие состоя-
ло в том, что после войны установлены его разновидности - золо-
тослитковый или золотодевизный стандарты с ограниченным
разменом банкнот на золото; регулирование З.с. в значительно
большей степени осуществлялось такими инструментами, как по-
литика центральных банков и налоговая политика; функциониро-
вание З.с. сдерживалось тарифными, торговыми ограничениями,
нестабильностью платежных балансов под влиянием факторов,
связанных с репарациями, военными долгами и неравномерной
миграцией международных инвестиций.
Отмена золотого стандарта, 1931-1932 гг. В 1929 и 1930 гг. лишь
несколько стран отказались от З.с, а всеобщий отказ произошел в
1931 г. После напряженного десятилетия после первой мировой
войны, когда Великобритания поддерживала довоенный золотой
паритет своей валюты, в 1931 г. она положила начало всеобщему
отказу от З.с. После отмены Великобританией 2 сентября 1931 г.
расчетов золотом, волна отказа от З.с. немедленно охватила весь
мир в конце 1931 г. и первой половине 1932 г. Более 40 стран отка-
зались от З.с. официально или путем введения жесткого регулиро-
вания или контроля за экспортом золота и операциями с инвалютой
в этот период. Страны Золотого блока остались единственными
странами, занимавшими значительные позиции в международных
финансах, к-рые продолжали использовать З.с; в США отмена в
1933 г. расчетов золотом явилась составной частью политики, на-
правленной на восстановление экономики, а не мерой, вызванной
крайней необходимостью.
Большинство стран, не входящих в Золотой блок (в блок входи-
ли Франция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия и др.), были во-
влечены в "гонки" по обесценению валют и введению валютных
ограничений, что вызвало "бегство" золота в страны "Золотого бло-
ка" вплоть до 1934 г., когда амер. доллар, наиболее стабильная ва-
люта, наконец, был девальвирован, и курс его стабилизировался,
а страны Золотого блока с золотыми паритетами практически оста-
лись в одиночестве. В результате этого последовал отток золота в
США, к-рый в период между февралем 1934 г. и декабрем 1940 г.
достиг 15 млрд дол. золотом при одновременном сокращении зо-
лотых резервов зарубежных стран на 5 млрд дол. Подобное "бег-
ство" золота было вызвано не только растущей ненадежностью
положения некоторых членов Золотого блока, но также усилени-
ем влияния фактора подготовки ко второй мировой войне. Повы-
шение в США офиц. цены золота с 20,67 дол. до 35 дол. за унцию
существенно помогло зарубежным странам сдержать отток золота
в США. В годы второй мировой войны огромный объем поставок
по ленд-лизу и военных расходов США в зарубежных странах при-
остановил приток золота в США, одновременно зарубежные стра-
ны перестали вывозить золото.
Период после второй мировой войны. Существенным подспорь-
ем для рационализации послевоенных международных валютно-
фин. отношений явилось стимулирование добычи золота в пред-
военные годы, а также переоценка золотых резервов путем повы-
шения офиц. цены золота в связи с его девальвацией в США в 1933
и 1934 гг. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) в 1946 г., когда
начал свою деятельность с целью ослабления и устранения огра-
ничений в фин. и торговых операциях, достижения валютной
стабилизации и избежания конкурентного обесценения валют,
столкнулся с доставшимися в наследство от предвоенных лет не-
уравновешенными торговыми балансами, торговыми и валютны-
ми ограничениями, конкурентным обесценением валют и т. д.,
а также с нарушениями нормальной экон. деятельности, вызван-
ными войной. Золотые паритеты валют должны были согласовы-
ваться с МВФ, причем страны - члены МВФ брали обязательство
проводить интервенции на валютном рынке, чтобы рыночный курс
их валют не повышался дальше верхнего предела (1% выше пари-
тета) и не опускался ниже минимального предела уровня (1% ниже
519ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ
паритета). Подобные искусственно фиксируемые курсы должны
были обеспечить их относительную стабильность, что способство-
вало бы снижению валютных рисков в международной торговле и
инвестиционной деятельности; паритеты, вокруг к-рых колебались
валютные курсы, могли быть изменены более чем на 10% лишь в
случае "фундаментального неравновесия" с согласия МВФ. С др.
стороны, для преодоления временного, краткосрочного снижения
курса валюты страны - члена МВФ фонд вправе предоставить ей
возможность заимствования средств из своего капитала, состояще-
го из валют, обеспеченных золотом, и др. валют, внесенных страна-
ми - членами МВФ в качестве своей квоты по подписке, при этом
Фонд устанавливает максимальную сумму заимствований и усло-
вия погашения долга. Т. о., был введен урезанный золотовалютный
стандарт, при к-ром доллар США в качестве ключевой валюты до-
полнил золото в качестве международного резервного средства.
При этой валютной системе после второй мировой войны суще-
ственно расширились объемы мировой торговли и международных
инвестиций. Этот успех, однако, породил проблемы и неравнове-
сие платежных балансов, к-рые подорвали систему и привели к ее
модификации: снизилась доля резервов по отношению к импорту
в большинстве стран - членов МВФ, особенно в США, в связи с
более крупным дефицитом их платежного баланса и возросшим
импортом; способность доллара США играть роль резервной ва-
люты была подорвана в связи с сокращением золотого запаса США
и резким увеличением зарубежных долларовых авуаров в результа-
те дефицита платежного баланса США; поправки к соглашению о
создании МВФ предусматривали неоднократное увеличение квот
и в конечном счете создание дополнительных прав заимствования,
известных как Специальные права заимствования (СДР) МВФ.
Более того, неравновесие платежных балансов и нестабильность
усилились в связи с движением "горячих" денег, обменом этих крат-
косрочных капиталов в одной валюте на др., что стимулировалось
межстрановыми различиями в уровне прибыли, а также ожидания-
ми, связанными с изменением курсов валют.
Основными событиями в сфере изменения паритетов валют яв-
лялись следующие: девальвация фунта стерлингов в 1949 г. на
30,5%; девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3%;
эмиссия 1 января 1960 г. нового фр. франка, равного 100 старым
франкам, а также его девальвация в августе 1969 г. на 11,1%; при-
нятие решения о введении в мае 1971 г. плавающего курса запад-
ногерманской марки (без соблюдения пределов колебаний курсов,
предусмотренных соглашением о создании МВФ) вслед за реваль-
вацией марки в октябре 1969 г. на 9,3%. В начале 70-х гг. основны-
ми дестабилизирующими факторами в международном масштабе
являлись: дефицит платежного баланса США и активное сальдо
платежного баланса ФРГ.
Новая мировая валютная система. После приостановки между-
народной конвертируемости доллара на золото, объявленной пре-
зидентом США 15 августа 1971 г. в качестве составной части новой
политики регулирования доходов, курс доллара на мировых валют-
ных рынках стал плавающим, и дол. перестал быть ключевой ва-
лютой, используемой как международное резервное средство в
отличие от предыдущего этапа, когда доллар по требованию офиц.
ин. органов конвертировался в золото.
Вслед за закрытием "золотого окошка" США 15 августа 1971 г., а
также введением дополнительной 10-процентной пошлины на им-
порт товаров и сокращением на 10% ин. помощи по распоряже-
нию президента, курс доллара на валютных рынках стал плаваю-
щим, а курс основных валют по отношению к нему повысился по
сравнению с прежними паритетами. Такое относительное обесце-
нение доллара приветствовалось властями США, к-рые считали,
что для достижения стабилизации США нуждались дополнитель-
но в 13 млрд дол. для покрытия базисного сальдо своего платеж-
ного баланса (текущие операции и движение долгосрочных капи-
талов плюс правительственные субсидии). Рыночное формирова-
ние валютных курсов, однако, вызвало возражения др. стран, чьи
центральные банки проводили интервенции на валютных рынках,
во-первых, для того, чтобы удержать курсы в пределах установлен-
ных границ колебаний вокруг паритета и, во-вторых, для сдержи-
вания темпа повышения курса их валют по отношению к доллару.
В ходе последовавших затем переговоров с основными торговы-
ми партнерами США согласились рассмотреть новый режим фор-
мирования валютных курсов с использованием метода усреднен-
ного выравнивания, к-рое не полностью бы обеспечило приток в
США 13 млрд дол. для сбалансирования их платежного баланса;
переговоры были завершены на встрече группы десяти в Смит-
соновском институте в Вашингтоне (СМИТСОНОВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ)
17-18 декабря 1971 г. Ключевые элементы соглашения представля-
ли собой новый режим валютных курсов, предусматривавших рас-
ширение допустимых пределов рыночных колебаний вокруг пари-
тетов до +2,25% от новых центральных курсов. Составной частью
соглашения явилась отмена со стороны США 10-процентной та-
моженной импортной пошлины, введенной 15 августа 1971 г.; со-
глашение формально приобрело завершенный вид, когда Конгресс
США разрешил проведение девальвации доллара по отношению к
золоту (P. L. 92-268 от 8 мая 1972 г.). В соответствии с Законом об
изменении паритета, золотое содержание доллара было снижено с
13,71 грана чистого золота (35 дол. за 1 унцию чистого золота) до
12,63 грана (38 дол. за 1 унцию чистого золота). США больше не
возобновляли конвертируемость доллара в золото, однако вырази-
ли готовность взять на себя соответствующие обязательства по
конвертируемости в рамках должным образом реформированной
мировой валютной системы при условии существенного улучше-
ния платежного баланса США и их (золотых. - Прим. науч. ред.)
резервов, что сделало бы такие обязательства реальными.
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ при президенте США до-
кладывал, что в ходе последующих переговоров в 1972 г. по вопро-
сам реформ с Комитетом двадцати МВФ, назначенным для своев-
ременной разработки проекта основных направлений реформы к
ежегодной сессии МВФ в 1973 г., США предложили усилить зна-
чение СДР как резервных активов для повышения международной
ликвидности (СДР в принципе были одобрены на сессии в Рио-
де-Жанейро в 1967 г. и введены МВФ в 1970 г.); сделать упор на
рассмотрение непропорциональных изменений резервов той или
иной страны (увеличение или уменьшение), что свидетельствует о
насущной необходимости ликвидировать неуравновешенность пла-
тежных балансов; постепенно уменьшить роль золота в мировой
валютной системе. Валютные резервы не должны ни запрещаться,
ни поощряться, но, по мнению США, их доля в совокупных меж-
дународных резервных активах должна быть ниже.
1973 г., однако, начался в условиях весьма хрупкой стабильно-
сти, к-рая вскоре привела к отказу от фиксированных валютных
курсов, предусмотренных Смитсоновским соглашением. 22 янва-
ря 1973 г. Швейцария, "олицетворение фин. ортодоксальности",
приняла решение ввести плавающий курс швейцарского франка в
связи со значительным притоком капиталов из-за рубежа, что уско-
ряло и без того высокие темпы инфляции в стране. Италия ввела
плавающий курс в результате "бегства" капиталов из Италии в
Швейцарию. Ожидание неизбежных корректировок курсов валют,
особенно Японии и Германии, привело к резкому увеличению по-
купок марок и иен на доллары, причем пик этих сделок наступил
в первую неделю февраля, что заставило закрыть валютные рынки
10 февраля. Поспешное многостороннее выравнивание валютных
курсов, одобренное соглашением 14 ведущих промышленно раз-
витых стран, включало новую 10-процентную девальвацию доллара
США по отношению к СДР (это решение вступило в силу 18 октяб-
ря 1973 г. в соответствии с поправкой, внесенной в раздел 2 Закона
об изменении паритета (P. L. 93-110), принятый 21 сентября 1973 г.).
Повышение цены золота с 38 дол. за тройскую унцию чистого зо-
лота до 42,22 дол. узаконило девальвацию доллара США; курс япон-
ской иены был повышен и стал также плавающим.
520ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ
Однако эта проведенная в спешке многосторонняя корректиров-
ка курсовых соотношений не восстановила доверие рынка к ним,
особенно к курсу немецкой марки; широкомасштабный перевод
спекулятивных капиталов из долларов в марки и ряд др. валют про-
должался вплоть до нового закрытия валютных рынков, со 2 марта
до 19 марта 1973 г., хотя частная торговля валютами продолжалась
в промежутке между этими датами. 19 марта 1973 г. пять стран -
членов Европейского экон. сообщества (ЕЭС): Бельгия, Дания,
Франция, Германия и Нидерланды - ввели совместно плавающий
курс своих валют по отношению к доллару и др. валютам, и, как и
прежде, эти страны приняли решение удерживать курсы любых
двр валют этих стран в пределах 2,25% от согласованных курсов
их соотношений (европейская "змея"). Впоследствии Норвегия и
Швеция приняли решение поддерживать курс своих валют по от-
ношению к совместно плавающим курсам валют стран ЕЭС.
В течение второго квартала уже и так хаотично начавшегося
1973 г. произошло дальнейшее существенное обесценение доллара
по отношению к большинству европейских валют, в т. ч. на 11% по
отношению к большинству валют стран ЕЭС с совместно плаваю-
щим курсом и на 15% к немецкой марке, к-рая была ревальвиро-
вана на 5,5% по отношению к др. валютам стран ЕЭС с совместно
плавающим курсом. Быстрое падение курса доллара значительно
ниже той точки, к-рую многие рассматривали как долговременный
ориентир для расчетов в долларах создало ситуацию общей неопре-
деленности в отношении будущих тенденций на валютных рынках,
в результате чего возросли трудности трейдеров с покрытием сде-
лок форвардными контрактами. (Один из ключевых аргументов в
пользу свободно плавающих валютных курсов заключался в том,
что валютного риска можно избежать при помощи форвардных ва-
лютных сделок.) Тем не менее, как отмечал в докладе Совет экон.
консультантов, в течение этого периода валютные рынки остава-
лись открытыми, и "обычные международные торговые и инве-
стиционные сделки продолжали заключаться без существенных
сбоев. Опасения многих, что плавающие валютные курсы могут
нарушить ход международной торговли, оказались безоснователь-
ными".
К началу третьего квартала 1973 г. существенное увеличение эк-
спорта товаров и услуг из США, объявление 18 июля 1973 г. о на-
мерении валютных органов США осуществлять интервенции на ва-
лютном рынке "с целью поддержания упорядоченных рыночных
условий" в сочетании с превалирующим мнением о том, что дол-
лар США котируется ниже его реальной стоимости, остановили и
повернули вспять процесс падения курса доллара. К концу 1973 г.
курс доллара США почти вернулся к февральскому последеваль-
вационному уровню.
Комитет двадцати на своем заседании в ходе ежегодной сессии
МВФ в сентябре 1973 г. определил 31 июля 1974 г. конечной датой
достижения соглашения о структурной валютной реформе. Одна-
ко объявленное странами ОПЕК в октябре и декабре 1973 г. повы-
шение цен на нефть, рост общемировых темпов инфляции и рас-
пространение плавающих валютных курсов привели к необходи-
мости дальнейшего изучения и корректировки предложений по
внесению изменений (поправок) в Соглашение о создании МВФ,
к-рые окончательно были согласованы и одобрены временным
комитетом МВФ в январе 1976 г. для последующего их вынесения
на утверждение стран - членов МВФ (Кингстон, Ямайка, далее до-
стигнутые соглашения именуются как Ямайское соглашение).
Были внесены следующие существенные изменения и поправки.
1. Предоставление стране - члену МВФ права выбора из опреде-
ленного набора мер валютного регулирования, включая ее
право поддерживать курс своей валюты по отношению к СДР
или др. точке отсчета, кроме золота; или применение страна-
ми-членами совместных мер по поддержанию курсов их ва-
лют по отношению к валюте или валютам др. стран-членов;
или др. меры валютного регулирования по выбору страны -
члена МВФ. Однако внесенные поправки давали МВФ право
при поддержке большинства в 85% голосов устанавливать
систему валютного регулирования, базирующуюся "на устой-
чивых, но регулируемых с учетом международной экон. конъ-
юнктуры валютных паритетах".
2. Постепенное исключение золота из операций МВФ. Золото
больше не должно было служить платежным средством по
сделкам в рамках МВФ; одна шестая часть золотого запаса
МВФ должна быть возвращена странам-членам (пропорцио-
нально их квотам); одна шестая золотого запаса МВФ должна
быть продана через аукцион в течение 4 лет с целью создания
доверительного фонда для оказания помощи беднейшим стра-
нам - членам МВФ; соглашение десяти крупнейших промыш-
ленных развитых стран, подлежащее пересмотру каждые два
года, предусматривало запрет любых действий, направленных
на искусственное поддержание цены золота, а также устано-
вило, что совокупные запасы золота МВФ и валютных орга-
нов стран - членов МВФ, не должны увеличиваться.
3. Увеличение на 33,6% ресурсов фонда до 39 млрд СДР в соот-
ветствии с шестым пересмотром квот. (Вторая эмиссия СДР
на 1979-1981 гг. была предназначена для ликвидации по-
следствий неравномерного распределения резервных активов
стран - членов МВФ.)
Решение о выпуске СДР на сессии МВФ в Рио-де-Жанейро в
1968 г. и стало первой поправкой к Соглашению о создании МВФ;
впоследствии на ее основе внесена вторая поправка к Соглашению
0 создании МВФ, вступившая в силу 1 апреля 1978 г.
Вторая поправка предоставляет странам - членам МВФ свободу
выбора форм валютного регулирования, за исключением права
устанавливать курс нац. валюты по отношению к золоту. В то же
время любая страна - член МВФ в соответствии со статьей IV Со-
глашения берет на себя обязательство "сотрудничать с Фондом и
др. странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валют-
ных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы
валютных курсов", одновременно Фонд обязан осуществлять "жест-
кий надзор" за политикой стран-членов в области валютных кур-
сов с тем, чтобы существовала уверенность, что указанная поли-
тика соответствует курсу на достижение указанной глобальной
цели. Для выполнения указанной функции в апреле 1977 г. Фонд
утвердил принципы в качестве руководства для стран - членов МВФ
при проведении ими политики валютных курсов, а также определил
принципы и процедуры, используемые Фондом для надзора за осу-
ществлением этой политики. Были разработаны три принципа про-
ведения политики валютных курсов стран - членов МВФ в целях
ее соответствия их общим обязанностям, изложенным в статье IV
Устава МВФ.
1. Страна - член МВФ должна избегать манипулирования валют-
ными курсами или мировой валютной системой, направлен-
ного на то, чтобы препятствовать эффективному выравнива-
нию платежного баланса или получать несправедливое кон-
курентное преимущество перед др. членами МВФ.
2. Страна-член должна осуществлять валютную интервенцию,
если необходимо противодействовать созданию условий дезор-
ганизации, к-рые могут в частности проявиться в периодиче-
ских кратковременных колебаниях курса их валют.
3. Страны - члены МВФ должны учитывать при проведении ва-
лютной интервенции интересы др. стран-членов, включая те
страны, в валюте к-рых осуществляются интервенции.
С апреля 1978 г. "многие страны пересмотрели свои взгляды
относительно понятия надлежащего режима валютного курса";
1 января 1979 г. была образована ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
(ЕВС), призванная быть и "оставаться" системой, функционирую-
щей в полном соответствии со статьями Соглашения о создании
МВФ (с марта 1979 г. страны - члены ЕВС депонировали 20% их
офиц. золотых и долларовых резервов в Европейском фонде валют-
ного сотрудничества, к-рый выпустил европейские валютные еди-
ницы (экю) на сумму, эквивалентную приблизительно 20 млрд СДР

против депозитов соответствующей доли золотых резервов стран -
членов ЕВС).
Резюме. Новая мировая валютная система отказалась от систе-
мы жестких фиксированных валютных курсов (с пределами разре-
шенных рыночных колебаний выше и ниже фиксированных кур-
совых соотношений, базирующихся на золотых паритетах валют
стран-членов. Золото было заменено СДР, служащими в качестве
"нюмерер" (счетных денег) МВФ, однако оно продолжает оставать-
ся составной частью совокупных резервных активов стран в допол-
нение к СДР, зачисленным на их счета, резервной позиции в МВФ
и валютных резервов. Хотя валютные курсы формально являются
плавающими, следует учитывать, что этот процесс носит регули-
руемый характер в соответствии с директивами МВФ относитель-
но политики валютных интервенций. МВФ больше не является
"строгим надзирателем" за валютными курсами, каким он являлся
в рамках Бреттонвудской системы, а его функция надзора зависит
от степени сотрудничества стран - членов МВФ и достижения ими
консенсуса.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ISDN в Україні
Інші моделі протоколів
Факторинг
Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми
Аудит вибуття запасів. Оцінка методу списання запасів


Категорія: Енциклопедія банківської справи, фінансів | Додав: koljan (19.11.2011)
Переглядів: 1107 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП