По сравнению с др. ден. системами при З.с. ден. единица имеет золотое содержание. Разновидностями З.с. являются золотомонетный стандарт, при к-ром производится свободная чеканка золотых монет без взима- ния пошлин, за исключением брассажа для покрытия издержек на чеканку; золотослитковый СТАНДАРТ, при к-ром использование зо- лота более экономично и не осуществляется чеканка золотых мо- нет; при этом поддерживается золотое содержание обращающих- ся денег, к-рые свободно могут быть разменены только на золотые слитки; ЗОЛОТОДЕВИЗНЫЙ СТАНДАРТ, при к-ром использование золо- та является наиболее экономичным, т. к. все виды денег, находя- щиеся в обращении, могут обмениваться только на инвалюту, ба- зирующуюся на З.с. Валюты, базирующиеся на неурезанном З.с, свободно конвер- тируются в золото по фиксированной цене, устанавливаемой на основании закона, как правило, фин. органами, и, следовательно, золото может использоваться в международном обороте как сред- ство платежа или средство, обеспечивающее движение капитала. На мировом рынке, где нет ограничений, использование золота по фиксированной цене обеспечивает действие верхних и нижних пределов колебаний валютных курсов, называемых "золотыми ТОЧ- КАМИ". Так, для амер. должников по ин. требованиям покупка и продажа золота с учетом всех издержек (цена покупки, транспор- тные расходы, отгрузка, страхование, потеря процента на время в пути и т. д.) может привести к повышению курса инвалюты сверх золотого паритета валюты (премия); при этом становится выгод- нее осуществлять расчеты путем купли-продажи золота, чем пла- тить дороже в инвалюте, т. е. речь в данном случае идет о "золотой экспортной точке". С др. стороны, ин. должники по требованиям США могут предпочесть расплачиваться не долларами, а золотом, путем покупки и поставки его, если размер снижения (дисконта) курса их валюты к доллару по сравнению с золотым паритетом окажется выше издержек на покупку и поставку золота, т. е. в дан- ном случае речь идет о "золотой импортной точке" (для США. - Прим. науч. ред.). Свободно функционирующий З.с. без ограничений размена банк- нот на золото служит механизмом автоматического выравнивания платежного баланса. В случае, если страна покрывает дефицит пла- тежного баланса золотом, отлив золота оказывает дефляционное воздействие на экономику, имеющее тенденцию стимулировать экспорт и ограничивать импорт, но со временем может показать свою эффективность в плане изменения направления движения золота (вызывая приток золота в страну). С др. стороны, если при- ток золота в страну возрастает, инфляционное воздействие на эко- номику, имеющее тенденцию сдерживать экспорт и стимулировать импорт, со временем может привести к обратному изменению дви- жения золота (вместо притока - отток). Этот автоматизм действует при наличии диверсифицированной внешней торговли страны, свободной от торговых ограничений, к-рые могут воспрепятство- вать подобному автоматическому выравниванию; страны, испыты- вающие хронический дефицит платежного баланса, отражающего несбалансированность экспорта и импорта, не способны привлечь золото по линии торгового баланса, они зависят от притока ин. капитала для покрытия торгового дефицита. Т. о., необходимо обес- печить элементы управления экономикой, такие, как установле- ние центральным банком учетных ставок на надлежащем уровне, стимулирующем инвестиции, установление процентных ставок на соответствующем уровне, а также разработка программ развития торговли. Страны, выступающие в качестве международных креди- торов, в свою очередь были бы заинтересованы в осуществлении инвестиций в страны, являющиеся международными должниками, чтобы избежать кризиса функционирования механизма выравни- вания платежных балансов путем перелива золота, т. к. любая сба- лансированная ден. система должна базироваться на столь же сба- лансированных торговле и инвестициях. Введение золотого стандарта. В масштабах всемирной истории З.с. был введен сравнительно недавно. Впервые золотой моно- металлизм, при к-ром золото являлось единственным ден. метал- лом, а серебру придавались функции вспомогательных металличе- ских денег, был официально введен в Англии в 1816 г. Закон Анг- лии 1774 г. (предусматривавший, что серебряная монета может служить законным средством платежа в пределах 25 фунтов еди- новременно, за исключением случаев, когда платеж свыше 25 фун- тов осуществляется серебряными монетами, но по цене слитка) практически закрепил введение золотого монометаллизма, хотя его 518ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ значение в то время не было полностью осознано. Банк Англии приостановил в 1797 г. размен своих банкнот на золото, однако к 1821 г., когда этот размен был возобновлен, Англия уже полностью осознавала значение З.с. в современном понимании. США официально начали использовать биметаллизм (золото и серебро по фиксированному соотношению), однако из-за колеба- ний рыночных цен на золотые и серебряные слитки и наличия пра- ва свободной чеканки монет на Монетном дворе из любого из этих двух металлов по фиксированному соотношению биметаллизм на практике обычно был либо золотым, либо серебряным стандартом, в зависимости от того, цена какого из двух металлов на соответ- ствующий момент была завышена Монетным двором по сравне- нию с рыночными ценами. После изменения офиц. соотношения между золотом и серебром с принятием Закона 1853 г., в соответ- ствии с к-рым было снижено металлическое содержание вспомо- гательных серебряных монет, начался отход от биметаллизма; этот процесс продолжался в связи с принятием в 1873 г. Закона о во- зобновлении размена бумажных денег на металл, в к-ром было опущено положение о чеканке серебряного доллара; и, наконец, отход от биметаллизма был подтвержден ЗАКОНОМ О ЗОЛОТОМ СТАН- ДАРТЕ 1900 г. В "золотой век" функционирования З.с. без ограничения (1900-1914 гг.) наиболее влиятельные в фин. отношении страны ис- пользовали золотой стандарт: Великобритания, США, Германия (принят в 1871 г.), Бельгия, Франция, Италия и Швейцария (1874 г.), Нидерланды (1875 г.), Австрия (1892 г.), Россия (1898 г.), Япония (1897 г.), Швеция (1873 г.) и др. Приостановка золотого стандарта и изменение валютных кур- сов. В годы первой мировой войны все воевавшие европейские страны оказались не в состоянии поддерживать З.с. без ограни- чений. Запрет вывоза золота, по сути дела, отменил З.с. Ден. си- стемы стран стали опираться либо на урезанный З.с, либо на бу- мажные деньги. В последующее после первой мировой войны де- сятилетие многие валюты оказались обесцененными вследствие инфляции, и попытки добиться их стабилизации путем отказа от уплаты долгов, изменения золотого содержания или ден. реформы привели к дальнейшему изменению курсов европейских валют по отношению к доллару США (данные Совета управляющих ФРС). 4 Австрия: 1923-1924 гг. 1 золотая крона = 0,2026 дол. США; 1925 г. 1 шиллинг = 0,1407 дол. США. Бельгия: 1913-1925 гг. 1 франк = 0,1930 дол. США; 1926 г. 1 бельга = 0,1390 дол. США. Болгария: 1913-1926 гг. 1 лев = 0,1930 дол. США; 1927 г. 1 лев = 0,0072 дол. США. Эстония: 1921-1922 гг. 1 эстонская марка = 0,00238 дол. США; 1924-1927 гг. 1 эстонская марка = 0,00268 дол. США; 1928 г. 1 крона = 0,2680 дол. США. Финляндия: 1913-1925 гг. 1 марка = 0,1930 дол. США; 1925 г. 1 марка = 0,0252 дол. США. Франция: 1913-1928 гг. 1 франк = 0,1930 дол. США; 1928 г. 1 франк = 0,0392 дол. США. Германия: 1913-1923 гг. 1 марка = 0,2382 дол. США; 1924 г., после обмена денег по курсу 1 рейхсмарка на 1 трлн ма- рок, 1 рейхсмарка = 0,2382 дол. США. Греция: 1913-1928 гг. 1 драхма = 0,1930 дол. США; 1928 г. 1 драхма = 0,0130 дол. США. Венгрия: 1924 г. 1 крона = 0,2026 дол. США; 1925 г. 1 пенге = 0,1749 дол. США. Италия: 1913-1926 гг. 1 лира = 0,1930 дол. США; 1927 г. 1 лира = 0,0526 дол. США. Польша: 1913-1923 гг. 1 польская марка = 0,2382 дол. США; 1924-1926 гг. 1 злотый = 0,1930 дол. США; 1927 г. 1 злотый = 0,1122 дол. США. Румыния: 1913-1929 гг. 1 лей = 0,1930 дол. США; 1929 г. 1 лей = 0,0060 дол. США. Россия: 1913-1917 гг. 1 рубль = 0,5146 дол. США; 1922 г. 1 червонец = 5,1460 дол. США. К концу 1928 г. З.с. был восстановлен большинством ведущих стран, однако они приняли варианты, к-рые отличались от З.с, функционировавшего до первой мировой войны. Отличие состоя- ло в том, что после войны установлены его разновидности - золо- тослитковый или золотодевизный стандарты с ограниченным разменом банкнот на золото; регулирование З.с. в значительно большей степени осуществлялось такими инструментами, как по- литика центральных банков и налоговая политика; функциониро- вание З.с. сдерживалось тарифными, торговыми ограничениями, нестабильностью платежных балансов под влиянием факторов, связанных с репарациями, военными долгами и неравномерной миграцией международных инвестиций. Отмена золотого стандарта, 1931-1932 гг. В 1929 и 1930 гг. лишь несколько стран отказались от З.с, а всеобщий отказ произошел в 1931 г. После напряженного десятилетия после первой мировой войны, когда Великобритания поддерживала довоенный золотой паритет своей валюты, в 1931 г. она положила начало всеобщему отказу от З.с. После отмены Великобританией 2 сентября 1931 г. расчетов золотом, волна отказа от З.с. немедленно охватила весь мир в конце 1931 г. и первой половине 1932 г. Более 40 стран отка- зались от З.с. официально или путем введения жесткого регулиро- вания или контроля за экспортом золота и операциями с инвалютой в этот период. Страны Золотого блока остались единственными странами, занимавшими значительные позиции в международных финансах, к-рые продолжали использовать З.с; в США отмена в 1933 г. расчетов золотом явилась составной частью политики, на- правленной на восстановление экономики, а не мерой, вызванной крайней необходимостью. Большинство стран, не входящих в Золотой блок (в блок входи- ли Франция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия и др.), были во- влечены в "гонки" по обесценению валют и введению валютных ограничений, что вызвало "бегство" золота в страны "Золотого бло- ка" вплоть до 1934 г., когда амер. доллар, наиболее стабильная ва- люта, наконец, был девальвирован, и курс его стабилизировался, а страны Золотого блока с золотыми паритетами практически оста- лись в одиночестве. В результате этого последовал отток золота в США, к-рый в период между февралем 1934 г. и декабрем 1940 г. достиг 15 млрд дол. золотом при одновременном сокращении зо- лотых резервов зарубежных стран на 5 млрд дол. Подобное "бег- ство" золота было вызвано не только растущей ненадежностью положения некоторых членов Золотого блока, но также усилени- ем влияния фактора подготовки ко второй мировой войне. Повы- шение в США офиц. цены золота с 20,67 дол. до 35 дол. за унцию существенно помогло зарубежным странам сдержать отток золота в США. В годы второй мировой войны огромный объем поставок по ленд-лизу и военных расходов США в зарубежных странах при- остановил приток золота в США, одновременно зарубежные стра- ны перестали вывозить золото. Период после второй мировой войны. Существенным подспорь- ем для рационализации послевоенных международных валютно- фин. отношений явилось стимулирование добычи золота в пред- военные годы, а также переоценка золотых резервов путем повы- шения офиц. цены золота в связи с его девальвацией в США в 1933 и 1934 гг. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) в 1946 г., когда начал свою деятельность с целью ослабления и устранения огра- ничений в фин. и торговых операциях, достижения валютной стабилизации и избежания конкурентного обесценения валют, столкнулся с доставшимися в наследство от предвоенных лет не- уравновешенными торговыми балансами, торговыми и валютны- ми ограничениями, конкурентным обесценением валют и т. д., а также с нарушениями нормальной экон. деятельности, вызван- ными войной. Золотые паритеты валют должны были согласовы- ваться с МВФ, причем страны - члены МВФ брали обязательство проводить интервенции на валютном рынке, чтобы рыночный курс их валют не повышался дальше верхнего предела (1% выше пари- тета) и не опускался ниже минимального предела уровня (1% ниже 519ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ паритета). Подобные искусственно фиксируемые курсы должны были обеспечить их относительную стабильность, что способство- вало бы снижению валютных рисков в международной торговле и инвестиционной деятельности; паритеты, вокруг к-рых колебались валютные курсы, могли быть изменены более чем на 10% лишь в случае "фундаментального неравновесия" с согласия МВФ. С др. стороны, для преодоления временного, краткосрочного снижения курса валюты страны - члена МВФ фонд вправе предоставить ей возможность заимствования средств из своего капитала, состояще- го из валют, обеспеченных золотом, и др. валют, внесенных страна- ми - членами МВФ в качестве своей квоты по подписке, при этом Фонд устанавливает максимальную сумму заимствований и усло- вия погашения долга. Т. о., был введен урезанный золотовалютный стандарт, при к-ром доллар США в качестве ключевой валюты до- полнил золото в качестве международного резервного средства. При этой валютной системе после второй мировой войны суще- ственно расширились объемы мировой торговли и международных инвестиций. Этот успех, однако, породил проблемы и неравнове- сие платежных балансов, к-рые подорвали систему и привели к ее модификации: снизилась доля резервов по отношению к импорту в большинстве стран - членов МВФ, особенно в США, в связи с более крупным дефицитом их платежного баланса и возросшим импортом; способность доллара США играть роль резервной ва- люты была подорвана в связи с сокращением золотого запаса США и резким увеличением зарубежных долларовых авуаров в результа- те дефицита платежного баланса США; поправки к соглашению о создании МВФ предусматривали неоднократное увеличение квот и в конечном счете создание дополнительных прав заимствования, известных как Специальные права заимствования (СДР) МВФ. Более того, неравновесие платежных балансов и нестабильность усилились в связи с движением "горячих" денег, обменом этих крат- косрочных капиталов в одной валюте на др., что стимулировалось межстрановыми различиями в уровне прибыли, а также ожидания- ми, связанными с изменением курсов валют. Основными событиями в сфере изменения паритетов валют яв- лялись следующие: девальвация фунта стерлингов в 1949 г. на 30,5%; девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3%; эмиссия 1 января 1960 г. нового фр. франка, равного 100 старым франкам, а также его девальвация в августе 1969 г. на 11,1%; при- нятие решения о введении в мае 1971 г. плавающего курса запад- ногерманской марки (без соблюдения пределов колебаний курсов, предусмотренных соглашением о создании МВФ) вслед за реваль- вацией марки в октябре 1969 г. на 9,3%. В начале 70-х гг. основны- ми дестабилизирующими факторами в международном масштабе являлись: дефицит платежного баланса США и активное сальдо платежного баланса ФРГ. Новая мировая валютная система. После приостановки между- народной конвертируемости доллара на золото, объявленной пре- зидентом США 15 августа 1971 г. в качестве составной части новой политики регулирования доходов, курс доллара на мировых валют- ных рынках стал плавающим, и дол. перестал быть ключевой ва- лютой, используемой как международное резервное средство в отличие от предыдущего этапа, когда доллар по требованию офиц. ин. органов конвертировался в золото. Вслед за закрытием "золотого окошка" США 15 августа 1971 г., а также введением дополнительной 10-процентной пошлины на им- порт товаров и сокращением на 10% ин. помощи по распоряже- нию президента, курс доллара на валютных рынках стал плаваю- щим, а курс основных валют по отношению к нему повысился по сравнению с прежними паритетами. Такое относительное обесце- нение доллара приветствовалось властями США, к-рые считали, что для достижения стабилизации США нуждались дополнитель- но в 13 млрд дол. для покрытия базисного сальдо своего платеж- ного баланса (текущие операции и движение долгосрочных капи- талов плюс правительственные субсидии). Рыночное формирова- ние валютных курсов, однако, вызвало возражения др. стран, чьи центральные банки проводили интервенции на валютных рынках, во-первых, для того, чтобы удержать курсы в пределах установлен- ных границ колебаний вокруг паритета и, во-вторых, для сдержи- вания темпа повышения курса их валют по отношению к доллару. В ходе последовавших затем переговоров с основными торговы- ми партнерами США согласились рассмотреть новый режим фор- мирования валютных курсов с использованием метода усреднен- ного выравнивания, к-рое не полностью бы обеспечило приток в США 13 млрд дол. для сбалансирования их платежного баланса; переговоры были завершены на встрече группы десяти в Смит- соновском институте в Вашингтоне (СМИТСОНОВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ) 17-18 декабря 1971 г. Ключевые элементы соглашения представля- ли собой новый режим валютных курсов, предусматривавших рас- ширение допустимых пределов рыночных колебаний вокруг пари- тетов до +2,25% от новых центральных курсов. Составной частью соглашения явилась отмена со стороны США 10-процентной та- моженной импортной пошлины, введенной 15 августа 1971 г.; со- глашение формально приобрело завершенный вид, когда Конгресс США разрешил проведение девальвации доллара по отношению к золоту (P. L. 92-268 от 8 мая 1972 г.). В соответствии с Законом об изменении паритета, золотое содержание доллара было снижено с 13,71 грана чистого золота (35 дол. за 1 унцию чистого золота) до 12,63 грана (38 дол. за 1 унцию чистого золота). США больше не возобновляли конвертируемость доллара в золото, однако вырази- ли готовность взять на себя соответствующие обязательства по конвертируемости в рамках должным образом реформированной мировой валютной системы при условии существенного улучше- ния платежного баланса США и их (золотых. - Прим. науч. ред.) резервов, что сделало бы такие обязательства реальными. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ при президенте США до- кладывал, что в ходе последующих переговоров в 1972 г. по вопро- сам реформ с Комитетом двадцати МВФ, назначенным для своев- ременной разработки проекта основных направлений реформы к ежегодной сессии МВФ в 1973 г., США предложили усилить зна- чение СДР как резервных активов для повышения международной ликвидности (СДР в принципе были одобрены на сессии в Рио- де-Жанейро в 1967 г. и введены МВФ в 1970 г.); сделать упор на рассмотрение непропорциональных изменений резервов той или иной страны (увеличение или уменьшение), что свидетельствует о насущной необходимости ликвидировать неуравновешенность пла- тежных балансов; постепенно уменьшить роль золота в мировой валютной системе. Валютные резервы не должны ни запрещаться, ни поощряться, но, по мнению США, их доля в совокупных меж- дународных резервных активах должна быть ниже. 1973 г., однако, начался в условиях весьма хрупкой стабильно- сти, к-рая вскоре привела к отказу от фиксированных валютных курсов, предусмотренных Смитсоновским соглашением. 22 янва- ря 1973 г. Швейцария, "олицетворение фин. ортодоксальности", приняла решение ввести плавающий курс швейцарского франка в связи со значительным притоком капиталов из-за рубежа, что уско- ряло и без того высокие темпы инфляции в стране. Италия ввела плавающий курс в результате "бегства" капиталов из Италии в Швейцарию. Ожидание неизбежных корректировок курсов валют, особенно Японии и Германии, привело к резкому увеличению по- купок марок и иен на доллары, причем пик этих сделок наступил в первую неделю февраля, что заставило закрыть валютные рынки 10 февраля. Поспешное многостороннее выравнивание валютных курсов, одобренное соглашением 14 ведущих промышленно раз- витых стран, включало новую 10-процентную девальвацию доллара США по отношению к СДР (это решение вступило в силу 18 октяб- ря 1973 г. в соответствии с поправкой, внесенной в раздел 2 Закона об изменении паритета (P. L. 93-110), принятый 21 сентября 1973 г.). Повышение цены золота с 38 дол. за тройскую унцию чистого зо- лота до 42,22 дол. узаконило девальвацию доллара США; курс япон- ской иены был повышен и стал также плавающим. 520ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ Однако эта проведенная в спешке многосторонняя корректиров- ка курсовых соотношений не восстановила доверие рынка к ним, особенно к курсу немецкой марки; широкомасштабный перевод спекулятивных капиталов из долларов в марки и ряд др. валют про- должался вплоть до нового закрытия валютных рынков, со 2 марта до 19 марта 1973 г., хотя частная торговля валютами продолжалась в промежутке между этими датами. 19 марта 1973 г. пять стран - членов Европейского экон. сообщества (ЕЭС): Бельгия, Дания, Франция, Германия и Нидерланды - ввели совместно плавающий курс своих валют по отношению к доллару и др. валютам, и, как и прежде, эти страны приняли решение удерживать курсы любых двр валют этих стран в пределах 2,25% от согласованных курсов их соотношений (европейская "змея"). Впоследствии Норвегия и Швеция приняли решение поддерживать курс своих валют по от- ношению к совместно плавающим курсам валют стран ЕЭС. В течение второго квартала уже и так хаотично начавшегося 1973 г. произошло дальнейшее существенное обесценение доллара по отношению к большинству европейских валют, в т. ч. на 11% по отношению к большинству валют стран ЕЭС с совместно плаваю- щим курсом и на 15% к немецкой марке, к-рая была ревальвиро- вана на 5,5% по отношению к др. валютам стран ЕЭС с совместно плавающим курсом. Быстрое падение курса доллара значительно ниже той точки, к-рую многие рассматривали как долговременный ориентир для расчетов в долларах создало ситуацию общей неопре- деленности в отношении будущих тенденций на валютных рынках, в результате чего возросли трудности трейдеров с покрытием сде- лок форвардными контрактами. (Один из ключевых аргументов в пользу свободно плавающих валютных курсов заключался в том, что валютного риска можно избежать при помощи форвардных ва- лютных сделок.) Тем не менее, как отмечал в докладе Совет экон. консультантов, в течение этого периода валютные рынки остава- лись открытыми, и "обычные международные торговые и инве- стиционные сделки продолжали заключаться без существенных сбоев. Опасения многих, что плавающие валютные курсы могут нарушить ход международной торговли, оказались безоснователь- ными". К началу третьего квартала 1973 г. существенное увеличение эк- спорта товаров и услуг из США, объявление 18 июля 1973 г. о на- мерении валютных органов США осуществлять интервенции на ва- лютном рынке "с целью поддержания упорядоченных рыночных условий" в сочетании с превалирующим мнением о том, что дол- лар США котируется ниже его реальной стоимости, остановили и повернули вспять процесс падения курса доллара. К концу 1973 г. курс доллара США почти вернулся к февральскому последеваль- вационному уровню. Комитет двадцати на своем заседании в ходе ежегодной сессии МВФ в сентябре 1973 г. определил 31 июля 1974 г. конечной датой достижения соглашения о структурной валютной реформе. Одна- ко объявленное странами ОПЕК в октябре и декабре 1973 г. повы- шение цен на нефть, рост общемировых темпов инфляции и рас- пространение плавающих валютных курсов привели к необходи- мости дальнейшего изучения и корректировки предложений по внесению изменений (поправок) в Соглашение о создании МВФ, к-рые окончательно были согласованы и одобрены временным комитетом МВФ в январе 1976 г. для последующего их вынесения на утверждение стран - членов МВФ (Кингстон, Ямайка, далее до- стигнутые соглашения именуются как Ямайское соглашение). Были внесены следующие существенные изменения и поправки. 1. Предоставление стране - члену МВФ права выбора из опреде- ленного набора мер валютного регулирования, включая ее право поддерживать курс своей валюты по отношению к СДР или др. точке отсчета, кроме золота; или применение страна- ми-членами совместных мер по поддержанию курсов их ва- лют по отношению к валюте или валютам др. стран-членов; или др. меры валютного регулирования по выбору страны - члена МВФ. Однако внесенные поправки давали МВФ право при поддержке большинства в 85% голосов устанавливать систему валютного регулирования, базирующуюся "на устой- чивых, но регулируемых с учетом международной экон. конъ- юнктуры валютных паритетах". 2. Постепенное исключение золота из операций МВФ. Золото больше не должно было служить платежным средством по сделкам в рамках МВФ; одна шестая часть золотого запаса МВФ должна быть возвращена странам-членам (пропорцио- нально их квотам); одна шестая золотого запаса МВФ должна быть продана через аукцион в течение 4 лет с целью создания доверительного фонда для оказания помощи беднейшим стра- нам - членам МВФ; соглашение десяти крупнейших промыш- ленных развитых стран, подлежащее пересмотру каждые два года, предусматривало запрет любых действий, направленных на искусственное поддержание цены золота, а также устано- вило, что совокупные запасы золота МВФ и валютных орга- нов стран - членов МВФ, не должны увеличиваться. 3. Увеличение на 33,6% ресурсов фонда до 39 млрд СДР в соот- ветствии с шестым пересмотром квот. (Вторая эмиссия СДР на 1979-1981 гг. была предназначена для ликвидации по- следствий неравномерного распределения резервных активов стран - членов МВФ.) Решение о выпуске СДР на сессии МВФ в Рио-де-Жанейро в 1968 г. и стало первой поправкой к Соглашению о создании МВФ; впоследствии на ее основе внесена вторая поправка к Соглашению 0 создании МВФ, вступившая в силу 1 апреля 1978 г. Вторая поправка предоставляет странам - членам МВФ свободу выбора форм валютного регулирования, за исключением права устанавливать курс нац. валюты по отношению к золоту. В то же время любая страна - член МВФ в соответствии со статьей IV Со- глашения берет на себя обязательство "сотрудничать с Фондом и др. странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валют- ных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов", одновременно Фонд обязан осуществлять "жест- кий надзор" за политикой стран-членов в области валютных кур- сов с тем, чтобы существовала уверенность, что указанная поли- тика соответствует курсу на достижение указанной глобальной цели. Для выполнения указанной функции в апреле 1977 г. Фонд утвердил принципы в качестве руководства для стран - членов МВФ при проведении ими политики валютных курсов, а также определил принципы и процедуры, используемые Фондом для надзора за осу- ществлением этой политики. Были разработаны три принципа про- ведения политики валютных курсов стран - членов МВФ в целях ее соответствия их общим обязанностям, изложенным в статье IV Устава МВФ. 1. Страна - член МВФ должна избегать манипулирования валют- ными курсами или мировой валютной системой, направлен- ного на то, чтобы препятствовать эффективному выравнива- нию платежного баланса или получать несправедливое кон- курентное преимущество перед др. членами МВФ. 2. Страна-член должна осуществлять валютную интервенцию, если необходимо противодействовать созданию условий дезор- ганизации, к-рые могут в частности проявиться в периодиче- ских кратковременных колебаниях курса их валют. 3. Страны - члены МВФ должны учитывать при проведении ва- лютной интервенции интересы др. стран-членов, включая те страны, в валюте к-рых осуществляются интервенции. С апреля 1978 г. "многие страны пересмотрели свои взгляды относительно понятия надлежащего режима валютного курса"; 1 января 1979 г. была образована ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС), призванная быть и "оставаться" системой, функционирую- щей в полном соответствии со статьями Соглашения о создании МВФ (с марта 1979 г. страны - члены ЕВС депонировали 20% их офиц. золотых и долларовых резервов в Европейском фонде валют- ного сотрудничества, к-рый выпустил европейские валютные еди- ницы (экю) на сумму, эквивалентную приблизительно 20 млрд СДР
против депозитов соответствующей доли золотых резервов стран - членов ЕВС). Резюме. Новая мировая валютная система отказалась от систе- мы жестких фиксированных валютных курсов (с пределами разре- шенных рыночных колебаний выше и ниже фиксированных кур- совых соотношений, базирующихся на золотых паритетах валют стран-членов. Золото было заменено СДР, служащими в качестве "нюмерер" (счетных денег) МВФ, однако оно продолжает оставать- ся составной частью совокупных резервных активов стран в допол- нение к СДР, зачисленным на их счета, резервной позиции в МВФ и валютных резервов. Хотя валютные курсы формально являются плавающими, следует учитывать, что этот процесс носит регули- руемый характер в соответствии с директивами МВФ относитель- но политики валютных интервенций. МВФ больше не является "строгим надзирателем" за валютными курсами, каким он являлся в рамках Бреттонвудской системы, а его функция надзора зависит от степени сотрудничества стран - членов МВФ и достижения ими консенсуса.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»