Общий рынок, единое торговое пространство; в соответствии с Римским догово- ром от 25 марта 1957 г. - экон. союз, образующий Общий рынок Бельгии, Люксембурга, Франции, Германии, Италии и Нидерлан- дов. В 1952 г. первые шесть стран - членов Европейского Сообще- ства (ЕС) создали Европейское сообщество по угольной и стале- литейной промышленности (ЕСУС), а в 1958 г. - Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ). В 1953 г. к шестиЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО странам присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, к-рые ранее были членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). 1 января 1981 г. в ЕС вступила Греция, а позднее - Испания и Португалия. 9 мая 1950 г. министр ин. дел Франции Роберт Шуман выдвинул план выхода Европы из послевоенного кризиса. В качестве перво- го шага на пути к тому идеалу единой Европы, к-рый в прошлом пытались достичь только насильственно, он предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность европейских стран. В настоящее время разрабатываются планы обеспечения к 31 де- кабря 1992 г. свободной торговли и промышленного сотрудниче- ства между странами. (Уже реализованы. - Прим. науч. ред.) В 1967 г. ЕСУС, ЕЭС и ЕВРАТОМ осуществили слияние своих исполнительных органов, добавив к Парламенту и Международ- ному суду единую комиссию и единый совет в качестве органов ЕС. Комиссия ЕС (исполнительный орган) в составе 13 комиссаров со штаб-квартирой в Брюсселе осуществляет управление деятель- ностью ЕС. Основным органом ЕС, принимающим решения, яв- ляется состоящий из 12 членов (по одному от каждой страны) Совет министров. Фин. и контрольные полномочия Европейского пар- ламента, заседающего в Люксембурге и Страсбурге, ограничены. Международный суд также находится в Люксембурге; каждое входя- щее в ЕС гос-во представлено в нем одним членом. Суд обеспечи- вает соответствие политики ЕС и ее реализации законодательству. Европейская валютная система (ЕВС) была создана в марте 1979 г. и включала 8 членов. Ее принципы разработаны в соответствии с принципами МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА (МВФ) и направ- лены на сокращение краткосрочных колебаний курсов валют ЕС. Европейская валютная единица (ЭКЮ), определяемая на основе "корзины" валют стран - членов ЕС, используется в международ- ных расчетах гос-в ЕС и поддерживается обязательной валютной интервенцией. Первые прямые выборы в Парламент состоялись 7 и 10 июня 1979 г. 410 членов Парламента (некоторые из них были видными политическими деятелями) должны были обеспечить более актив- ное участие этого органа в разработке политики ЕС. Общая с.-х. политика, осуществление к-рой началось в 1962 г., была направлена на обеспечение гарантий в области поставок про- довольствия по стабильным и разумным ценам и повышение эф- фективности с. х. Она привела к возникновению излишков ряда продуктов и установлению внутренних цен существенно выше ми- рового уровня. Субсидированный экспорт с.-х. продукции из стран ЕС неоднократно вызывал озабоченность в США. ЕС заключало рамочные соглашения со многими развивающи- мися странами. В 1975 г. ЕС и более чем 50 бывших колоний Аф- рики, Карибского бассейна и Тихого океана подписали Ломейское соглашение, обеспечивающее беспошлинные поставки в страны ЕС многих видов продукции, а также фин. и техническое содей- ствие. В июне 1979 г. завершились переговоры по Второму Ло- мейскому соглашению (Третья Ломейская конвенция подписана в 1984 г., четвертая - в 1989 г. - Прим. науч. ред.). ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК (учреждение ЕС) предостав- ляет кредиты на осуществление гос. и частных инвестиционных проектов, помогающих менее развитым регионам Сообщества осу- ществлять модернизацию промышленности, внедрять новые тех- нологии, обеспечивать поддержку энергетики, совершенствовать средства связи, а также осуществлять охрану окружающей среды. Банк находится в Люксембурге. ЕС стремится к дальнейшему развитию социального аспекта Общего рынка. Им разрабатываются меры, направленные на по- вышение жизненного уровня и условий труда иммигрантов, инва- лидов и безработных. Страны - члены ЕС решили предпринимать усилия по сглаживанию различий между регионами Сообщества. Для увеличения инвестиций и создания рабочих мест в менее раз- витых регионах в 1975 г. был создан Европейский фонд региональ- ного развития. Политика ЕС в области охраны окружающей среды привела к разработке программ мероприятий, направленных на за- щиту природных ресурсов Европы. ЕС также разработало меры в области здравоохранения и безопасности, защиты потребителей, развития культуры и спорта. Сообщество разработало также единую энергетическую полити- ку, задачами к-рой являются устранение зависимости между экон. ростом и спросом на энергоносители, а также последовательное сокращение потребления нефти. ЕС стимулирует более активное использование альтернативных форм энергии (солнечной, ветря- ной, геотермальной, гидроэлектроэнергии) и обеспечивает сред- ства для их развития. ЕС содействует разработке и проведению единой транспортной политики, особенно в области грузовых автомобильных и ж.-д. перевозок, внутреннего каботажа, установ- ления норм безопасности движения. Направленная на развитие конкуренции политика ЕС не допускает нездоровой конкуренции, обеспечивая режим наибольшего благоприятствования некоторым предприятиям, и не допускает раздела рынков отдельными фир- мами путем установления новых барьеров в торговле. Договор ЕС содержит положения об антитрестовской политике и гос. помощи; в др. соглашении установлены специальные правила для угольной и сталелитейной промышленности. Правила ЕС запрещают заклю- чение соглашений, ограничивающих конкуренцию, также все фор- мы злоупотребления своим положением на рынке - напр., введе- ние фиксированных цен или ограничений на выпуск продукции, на рынки или техническое развитие. Договоры ЕС запрещают пре- доставление нац. субсидий (гос. помощи) отдельным фирмам или отраслям промышленности, чтобы не допустить несправедливого получения выгод, либо ставят эти дотации под контроль Сообще- ства. ЕС приняло меры для содействия структурной перестройке традиционных отраслей промышленности - таких, как сталелитей- ная, текстильная и кораблестроительная - в связи с усилением кон- куренции и сокращением спроса на их продукцию. ЕС поставило своей целью создание динамичной среды для развития частного бизнеса путем устранения нац. барьеров на пути свободного дви- жения товаров и услуг, а также обновления научно-технической базы европейских гос-в. Цель Сообщества - достижение единства по взаимному согла- сию на основе свободно принятой совокупности правовых норм. Движение к этой цели было медленным и трудным. Правитель- ствам нелегко расстаться со своими полномочиями, прерогатива- ми и традициями. Население двенадцати стран Сообщества составляет 321 млн чел., что примерно на 80 млн больше, чем в США, и на 50 млн больше, чем в (бывшем. - Прим. науч. ред.) СССР. Его доля в мировой тор- говле составляет 22%. В 1987 г. Сообщество руководствовалось более чем 60 многосторонними соглашениями и более чем 250 дву- сторонними соглашениями. Кризис бюджета и общей с.-х. политики в 1986 г. создал угрозу Сообществу. Эти проблемы были частично решены в последующие годы. На пути к единству перед ЕЭС стоит множество проблем, однако у него большое будущее. Комиссия ЕС сыграла важнейшую роль в Токийском раунде мно- госторонних торговых переговоров. США последовательно поддерживали концепцию европейской интеграции. Представители ЕС проводят регулярные встречи с вы- сокопоставленными руководителями США в Брюсселе и Вашинг- тоне по таким вопросам, как энергетика, торговля, экон. полити- ка и отношения с развивающимися странами. Миссия США в ЕС в Брюсселе и делегация ЕС в Вашингтоне решают оперативные вопросы, а их руководители часто пересекают Атлантический океан для обсуждения конкретных и узкоспециальных вопросов. Кроме того, дважды в год проводятся встречи между делегациями Конг- ресса США и Европейского Парламента. Пакт 1991 г. расширил границы Общего рынка ЕЭС, включив в него несколько соседних стран Западной Европы - членов ЕВРОПЕЙ- СКОЙ АССОЦИАЦИИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ). Членами ЕАСТ явля- 364ются Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Швеция и Швейцария. Задача пакта состояла в том, чтобы привести ЕАСТ в соответствие с планом Общего рынка ЕЭС. Обе организации долж- ны были остаться самостоятельными структурами. Пакт расширил географические границы рынка ЕЭС более чем на 50%. Население стран - членов ЕАСТ, составляющее 31 млн чел., меньше населения Испании. Пакт открыл дорогу созданию самого большого и взаи- мосвязанного Общего рынка, включающего почти 400 млн потре- бителей. Его целью было устранение многих барьеров на пути дви- жения товаров, людей, услуг в Западной Европе. Для вступления в силу с 1 января 1993 г. соглашение должно было быть ратифициро- вано всеми членами ACT и Европейским Парламентом, состоящим из 518 членов. Считается, что для многих стран этот пакт является первым шагом на пути к полному членству в ЕЭС. Несколько стран - членов ЕАСТ уже обратились с просьбой о членстве в ЕЭС. В 1992 г. в Дании и Франции прошли выборы, к-рые могли определить будущее Европы. В обеих странах был проведен рефе- рендум по вопросу о Маастрихтском договоре. В данном дого- воре выдвинуто предложение об институциональной организации 12 стран - членов ЕЭС. В нем обрисован план создания единого ЕЭС, в основе к-рого лежит модель интервенционистской нации- гос-ва. Интеграция должна охватывать только те страны, к-рые готовы передать часть суверенитета наднациональным структурам. Экон. интеграция должна быть дополнена перераспределением дохода в пользу менее богатых членов сообщества. Результаты ре- ферендума в Дании были отрицательными. Франция одобрила выдвигаемые идеи незначительным большинством.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»