На протяжении всей истории США развивалась тенденция регулирования по двум направлениям - социальному и экон. Социальное регулирование осуществляют: Агентство по за- щите окружающей среды, Управление охраны труда, Комиссия по безопасности потребительских товаров и др. организации. Список органов экон. регулирования включает Федеральную торговую комиссию, Управление гражданской авиации, Комитет по меж- штатному транспорту и торговле и др. Вопросы политики, затра- гивающие интересы общества, концентрируются вокруг проблем антитрестовской политики, равенства экон. возможностей, равен- ства в вопросах занятости, охраны труда, защиты прав потребите- ля и окружающей среды. Гос. комитет по делам правительства (The State Governmental Affairs Committee) характеризует орган федерального регулирования как "орган: 1) имеющий право принимать решения; 2) определяю- щий стандарты или направления предоставления льгот и введения ограничений в сфере профессиональной этики; 3) действующий главным образом в сфере нац. предпринимательства; 4) чей руко- водитель и члены назначаются президентом и 5) чьи юр. процеду- ры в основном регулируются положениями Закона об админист- ративных процедурах". Конгресс США принял основные антитрестовские законы, на- правленные на поддержание конкуренции и против ограничения торговли. Эти законодательные акты также жестко ограничивают недобросовестную конкуренцию. В Антитрестовском законе Шермана (1890 г.) подчеркивалось, что "любой контракт, объединение... или сговор, имеющие целью ограничение торговли и деловых связей между несколькими шта- тами, настоящим объявляются незаконными", и, что "любое лицо, к-рое монополизирует или... путем объединения или сговора по- старается монополизировать любой участок торговли или деловых связей между несколькими штатами... будет считаться виновным в совершении мисдиминора 1 ". Суды в целом придерживались той позиции, что прежде чем при- знать ограничение незаконным, оно должно быть признано "не- правильным" и "неразумным". Суды признавали, что размер или масштабность предпринимательства сами по себе не являются до- казательством нарушения закона. К подобным делам должен при- меняться "принцип разумного" ("principle of reason"). В частности, Закон Шермана запрещал ценовую дискриминацию, в случае, если она имела тенденцию к ограничению конкуренции в любой сфере торговли. Закон также запрещал продавцам требовать от своих по- купателей, чтобы те воздерживались от покупки товаров у своих конкурентов, если подобная политика вела к созданию монополии (напр., определенные меры, направленные на ограничение прав контрагента или меры навязывания сделок на особых условиях, в соответствии с к-рыми партнер не имел права обращаться к др. контрагенту). Закон Клейтона, принятый в 1914 г., был направлен против со- здания объединений корпораций, ограничивающих торговлю или развитие деловых связей. Касаясь вопросов антитрестовской по- литики, Закон Клейтона определил, что "недобросовестные мето- 1 Мисдиминор (misdemeanour) - категория наименее опасных преступ- лений, граничащих с административными правонарушениями. - Прим. пе-ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ды конкуренции в торговле или затрагивающие торговлю, а также недобросовестные или вводящие в заблуждение действия или прак- тика в торговле, или затрагивающие торговлю, настоящим объяв- ляются незаконными". В частности, закон запрещает ценовую дискриминацию, следствием к-рой может быть ослабление конку- ренции или тенденция к образованию монополии; ограничитель- ные статьи в контрактах, обязывающие покупателей товаров не приобретать товары у конкурента продавца; приобретение одной корпорацией акций др. корпорации с целью ослабления конкуренции; создание взаимосвязанных и взаимозависимых управленческих структур (директоратов). Недавнее совершенствование антитре- стовского законодательства в 1977 г. ужесточило наказание за нару- шение антитрестовских законов, начиная с мисдиминоров и кон- чая фелонией 1 , путем установления штрафов в размере до 1 млн дол. для корпорации и 100 тыс. дол. для частного лица и тюремного заключения до 3 лет. Поправки в Закон Клейтона были внесены в 1936 г. путем при- нятия Закона Робинсона-Патмана. Этот закон был нацелен на предотвращение недобросовестной конкуренции в торговле путем предоставления или получения скидок или услуг, если подобные действия приводили к дискриминации и существенному снижению конкуренции. Ценовая дискриминация может иметь место, когда поставщик продает один и тот же товар двум конкурирующим оп- товым покупателям по разным ценам, в результате чего может быть нанесен ущерб конкуренции. Закон также объявляет незаконны- ми действия покупателя, направленные на намеренное снижение цен или пользование дискриминационными, заниженными цена- ми. Дифференциация может иметь законный характер, если не на- носит ущерба конкуренции, если она является результатом разни- цы в издержках по продаже товара различным клиентам, если используется для реализации устаревших, трудно реализуемых товаров, если добросовестно предлагается, не избегая ценовой кон- куренции со стороны конкурента, и если цены предлагаются клиен- там, не связанным с конкуренцией. Закон также запрещает про- давцам предлагать различного вида скидки с целью компенсации затрат на рекламу товара или с целью компенсации услуг по про- движению товара на рынок, если подобного рода скидки ими не предлагаются всем клиентам "на пропорционально равных усло- виях". Закон Робинсона-Патмана был изменен в 1950 г. путем приня- тия Закона против слияния или поправки Селлера-Кефаувера (Celler-Kefauver Amendment), к-рая объявила незаконной приоб- ретение одной корпорацией активов др. компании, если подобное приобретение существенным образом ослабляет конкуренцию, ограничивает торговлю или ведет к образованию монополии. Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г. определил, что "недобросовестные методы конкуренции в торговле настоящим объявляются незаконными. Комиссия настоящим уполномочивает- ся и инструктируется предотвратить использование недобросовест- ных методов торговли всеми частными лицами, товариществами, корпорациями, за исключением банков, и организациями обще- ственного транспорта, чья деятельность определяется законами, ре- гулирующими сферу торговли". Закон Уилера-Ли (The Wheeler-Lea Act) 1938 г. уполномочил комиссию ограничивать деловую актив- ность в определенных сферах, если она сочтет, что такая деятель- ность наносит ущерб общественным интересам, особенно что ка- сается ложной, недостоверной рекламы и фальсификации произ- веденных товаров. Альтернатива Г.р. предполагала бы большую свободу для бизне- са в сфере достижения социально значимых целей, растущее взаимодействие деловых кругов и правительства с целью установ- ления реальных стандартов качества работы, желание со стороны деловых кругов признать законный характер социальных целей и 1 Фелония (felony) - категория тяжких преступлений, по степени тяже- сти НаХОДЯЩаЯСЯ между ИЗМеНОЙ И МИСДИМИНОрОМ. - Прим. перевод. позволить рынку реализовать желаемые изменения в поведении де- ловых кругов. В прилагаемой схеме показан функциональный анализ суще- ствующей системы федерального регулирования банковской дея- тельности, включенный в Доклад Буша за 1984 г.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»