Практика лизинговых отношений в Российской Федерации
Лизинг в России развивается не согласно, а вопреки эконо- мическим условиям, которые существуют на этапе переходного периода, когда происходит спад производства. Развитие лизинга можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап, продолжавшийся до начала 1990-х гг., пред- ставляет собой создание экономической основы и предпосылок для дальнейшего развития лизинговых отношений. Лизинг ис- пользовался в очень ограниченных масштабах и только в сфере международной торговли. В условиях существовавшей государ- ственной монополии лизинг рассматривался советскими внеш- неторговыми организациями как одна из форм приобретения или реализации станков, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники с использованием специальной формы кредита. Лизинг фиксировался как аренда на определенный срок, соответствующий сроку службы сдаваемого имущества (или несколько меньший) с сохранением права собственности за арендодателем. На условиях «бербоут-чартер» (разновидность лизинга судов без экипажа) Минфлот СССР приобрел значи- тельное количество танкеров, сухогрузов, пассажирских судов, построенных на иностранных верфях. В 1989 г. предприятия получили право выхода на внешний рынок, в связи с чем у многих из них появился источник ино- странной валюты, а затем и возможность ее приобретения на внутреннем рынке. Кроме того, создались условия для компен- сационного лизинга, позволяющего предприятиям осуществлять расчеты по лизингу оборудования не валютой, а поставками 119производимой продукции. Перевод предприятий на арендные формы хозяйствования и перестройка банковской системы, соз- дание коммерческих и кооперативных банков явились толчком в развитии лизинга. С 1990 г. стали появляться первые лизинговые компании: во Владивостоке - Дальневосточная акционерная лизинговая ком- пания «Дальлизинг» (сфера-деятельности - лизинг рыболовец- ких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде - тор- гово-лизинговое объединение «РОСС и Я» (операции со станоч- ным оборудованием, прокатными станами, электронными сис- темами); в Ярославле - лизинговая компания «Ярославтехли- зинг», а в Санкт-Петербурге - компания «Балтийский лизинг». Второй этап характеризуется введением начисления ускоренной амортизации для объектов лизинга и распадом СССР. В результате введения с 1 января 1991 г. новых норм амортизационных отчислений объем закупок оборудования всеми банками для сдачи по лизингу возрос с 1,3 млн руб. на 1 января 1989 г. до 286,8 млн.руб. на 1 января 1992 г., из которых 97,5% приходилось на коммерческие банки. После распада СССР и образования новых суверенных государств, многие лизинговые компании, созданные в 1983-1991 гг., продолжали действовать и в Российской Федерации. Вместе с тем начали создаваться и новые лизинговые организации. Одна из них - компания «Лизингбизнес» и сегодня является одной из крупнейших на российском рынке. Однако после произошедшего в 1992 г. в результате «либе- рализации» цен и высокого уровня инфляции значительного спа- да производства и еще более глубокого инвестиционного кризиса многие лизинговые компании вынуждены были зани- маться иными финансовыми сделками, что превратило их в уни- версальные финансовые структуры. Некоторые компании стали посредническими, или торговыми, поскольку инвестиционные вложения в условиях гиперинфляции становились невыгодными. К тому же отсутствие соответствующего законодательства обу- словливало низкую эффективность лизинговых операций и сво- дило их к состоянию обычной аренды. Следующий этап начался с выхода ряда законодательных актов, по которым лизинг получил государственную поддержку 120в виде налоговых льгот. Последние на фоне снизившихся темпов инфляции дали лизинговым компаниям возможность эффектив- но функционировать. Снижение прибыльности на других финан- совых рынках (валютные операции, продажа денег на межбанков- ском рынке, операции на рынке государственных облигаций) по- будили банки обратить внимание на этот вид деятельности. Большее внимание стало уделяться малому предпринимательст- ву - одному из наиболее перспективных потребителей лизинга. До середины 1998 г. лизинговая индустрия Российской Фе- дерации постепенно набирала обороты. Однако после широко- масштабного финансового кризиса многие российские лизинго- вые компании в течение полутора-двух месяцев не заключали новых лизинговых контрактов. Заключительный этап развития лизинговых отношений в России начинается с момента вступления в действие Федераль- ного закона «О лизинге» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ. Приня- тие закона, по мнению автора, послужило новым толчком к дальнейшему развитию лизинговых отношений. Согласно Закону «О лизинге», договор классифицируется как договор лизинга, если он содержит указания на наличие инве- стирования денежных средств в предмет лизинга и его лизинго- получателю. Финансовый лизинг характеризуется следующими чертами: -лизингодатель закупает имущество по указанию лизингополу чателя; -продолжительность действия лизингового договора соизмери ма или превышает срок амортизации объекта лизинга; -невозможность перехода права собственности и завершения до говора и перехода права собственности до выплаты лизингопо лучателем полной суммы обязательств по договору лизинга. В России лизинг относится к лицензируемым видам дея- тельности. Лицензии на право осуществления лизинга на всей территории Российской Федерации выдаются Министерством экономики Российской Федерации по решению Комиссии, в ко- торую входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Лизинг привлек внимание региональных властей. Интен- сивно развиваются законодательная и нормативная базы лизин- 121говых отношений в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В начале 1998 г. в Совете Федерации создан Эксперт- ный совет по лизингу. В октябре 1994 г. была создана национальная лизинговая ассоциация «Рослизинг». При создании ассоциации в ее состав вошли 15 компаний. К июню 1998 г. в ее состав входило 56 компаний (сейчас более 70). По статистическим данным, представленным по 1997 г. «Leaseurope», структура российского рынка лизинговых услуг выглядит следующим образом: приблизительно равные доли занимают дочерние компании банков и независимые лизингода- тели (45% и 47% соответственно), и только 8% составляют до- черние структуры компаний-производителей. Причем информа- ция представлена лишь по 29 компаниям, входящим в состав ассоциации «Рослизинг». Однако, по информации Комиссии по лицензированию, к августу 1999 г. лицензии на осуществление лизинговых операций получили 937 компаний-резидентов (но только 419 из них специализируются на лизинговой деятельно- сти), которые можно разделить на пять групп: -компании, организованные банками и другими финансовыми институтами (их деятельность строится в рамках и интересах общей инвестиционной политики материнских компаний); -компании, организованные крупными промышленниками, коммерческими и торговыми предприятиями и корпорациями с целью интенсификации сбыта своей продукции; -компании, создаваемые при участии органов власти регионов с целью реализации приоритетных для конкретного региона ли зинговых проектов; -компании-посредники, ориентированные на случайные проек ты (сопровождение, консультирование и т.п.) в сфере лизинга, работающие на грани выживания; -компании, созданные отдельными физическими и юридиче скими лицами за счет собственных, как правило, незначитель ных средств, финансирующие мелкие проекты. По данным Государственной регистрационной палаты, в конце 1999 г. 75,8% компаний, получивших лицензию на право осуществления лизинговой деятельности, находились в европей- ской части Российской Федерации. Большая часть лизинговых компаний сконцентрирована в Москве. 122Различные органы государственного управления (федераль- ные и региональные) являются основными учредителями боль- шого числа лизинговых компаний, что является особенностью российского лизинга. Среди них такие лизинговые компании, как «Росагролизинг», «Лизингуголь», Московская лизинговая компания и др. Среди российских и зарубежных фирм, заинтересованных в сбыте своей продукции с помощью механизма лизинга, или фирм, создавших лизинговые компании для минимизации стои- мости приобретения оборудования, значатся «РТК-лизинг», «Хьюлетт Паккард», «Продмашлизинг» и др. Деятельность этих компаний во многом определяется наличием большого спроса российских лизингополучателей на их услуги и возможностью привлекать недорогие финансовые ресурсы или получать значи- тельные коммерческие кредиты от поставщиков оборудования. У 20,6% компаний, получивших лицензии на осуществление лизинговой деятельности, единственным или одним из учреди- телей являются банки, однако среди реально работающих на рынке компаний их доля составляет 46,1%. Причем существен- ная их часть учреждена банками, входящими в первую десятку крупнейших российских банков по показателю суммы активов. К ним относятся Сбербанк России, АКБ «СБС-Агро», «Инком- банк», банк «Менатеп», ОНЭКСИМбанк, Альфа-Банк, КБ «Газ- промбанк». Интересно, что наиболее крупные в настоящее время рос- сийские лизинговые компании, такие как «ММБ-лизинг», «Рус- ЛизингСвязь», «Интеррослизинг», «РТК-лизинг», «Инкомлизинг (холдинг)», «МЕНАТЕП-лизинг» с совокупным годовым объе- мом более чем на 300 млн. USD, сформировались только в 1995-1997 гг. Стоящие за этими компаниями мощные финансово-про- мышленные структуры в течение нескольких лет присматрива- лись к возможностям российского лизинга. Когда они уверовали в его успешную будущность, то создали по-хорошему амбици- озные и агрессивные лизинговые компании с высококвалифици- рованным персоналом, способные эффективно решать проблемы технического перевооружения крупных предприятий, входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти лизинго- вые компании. 123Представительство иностранных лизинговых компаний со- ставляет около 9% общего количества лизингодателей, лицензи- рованных на российском рынке. Среди компаний-нерезидентов семь представляют первую сотню крупнейших в мире лизинго- дателей. К ним относятся: «Sogeliase Leasing GmbH», входящая в группу «Societe Generele» (Австрия - Франция); «Capital Cor- poration CIS», входящая в группу «AT&T Capital» (США); «ABN Amro Lease» (Голландия); «Rank Xerox Leasing» (Europe) Ltd. и «Ксерокс (СНГ)», входящие в группу «Xerox» (Великобритания - США); «Хьюлетт Паккард АО», входящая в группу «Hewlett Packard» (Австрия - США); «Sudleasing GmbH» (Германия); «ABB Credit» (Швеция). Наиболее существенными инвестиционными льготами от получения оборудования по лизингу в России являются: -возможность применения механизма ускоренной в три раза амортизации; -сокращение налога на имущество, налогооблагаемой базой для которого становится быстро уменьшаемая остаточная стои мость оборудования; -отнесение лизинговых платежей на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя, что позволяет снизить нало гооблагаемую базу по налогу на прибыль, тогда как при по купке оборудования за счет полученного кредита выплата процентов за пользование финансовыми ресурсами более чем наполовину осуществляется за счет прибыли предприятия, ос тающейся после налогообложения. Доля лизинга в общем объеме инвестиций находится всего на уровне не выше 4.5%. Дать более точную оценку пока еще не представляется возможным, т.к. общегосударственной ком- плексной системы статистической информации по лизингу в России до настоящего времени нет. Представленные в периоди- ческой печати данные очень противоречивы, а данные, пред- ставляемые ассоциацией «Рослизинг», не отражают полной кар- тины, поскольку доля компаний этой ассоциации составляет только около 60% лизингового рынка. При дальнейшем анализе российского рынка лизинговых услуг автором использованы данные, приведенные в моногра- фии В.Д. Газмана [30] и отчете ассоциации «Рослизинг» за 1998-2001 гг. 124В 1996 г., по оценке Министерства экономики России, в объеме инвестиций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн. USD. Опубликованы эти материалы в статье Дэвида Портера и Энди Томсона «Leasing penetration continues to grow» в «World Leasing Yearbook 1998». Такие объемы лизинговых операций поставили Россию на 36-е место в мире. На рисунке 2.10 представлена ди- намика российского лизинга по данным В.Д. Газмана. Рис. 2.10. Развитие лизинговой отрасли в Российской Федерации Анализ ситуации в российской экономике приводит к выво- ду, что главным источником производственных инвестиций бы- ли и остаются собственные средства предприятий. За их счет финансируется около 80% капиталовложений в стране. По- скольку подавляющее большинство лизинговых операций осу- ществляется с привлечением кредитных средств, то можно ут- верждать, что доля нового лизингового бизнеса в общем объеме кредитных средств в прямых инвестициях превышает 10%. К сожалению, для исследователя рынок лизинговых услуг Российской Федерации в определенной степени остается закры- тым. Например, нет информации по крупнейшим лизинговым компаниям. Лишь в монографии В.Д. Газмана [30] упоминается, что можно с определенной уверенностью прогнозировать, что такие лизинговые компании, как «РТК-лизинг», «Инкомлизинг (холдинг)», «ММБ-лизинг», «РусЛизингСвязь», «Интерросли- 125зинг», «Лизингбизнес», «РГ-лизинг», «ЛК-лизинг», могут в бли- жайшее время войти если не в первую, то во вторую-третью сотню крупнейших лизинговых компаний мира. В своей монографии Л.Н. Прилуцкий [106] отмечает сле- дующие причины, сдерживающие развитие лизинговой отрасли: -финансовая слабость лизинговых компаний, которые во мно гом зависят от банкод-учредителей; -дороговизна кредитных ресурсов (хотя в последнее время влияние этого фактора стало меньше); -неурегулирование залогового законодательства, когда имуще ство нельзя быстро забрать обратно при расторжении лизинго вой сделки (по данному вопросу существуют принципиальные расхождения между Гражданским кодексом Российской Феде рации и Законом «О лизинге», которые еще предстоит согла совать); -отсутствие вторичного рынка оборудования; -не всегда благоприятные условия налогового, валютного и та моженного законодательств; -недостаточная квалификация кадров. Приведенные данные показывают, что рынок лизинга в Рос- сии, несмотря на неустойчивую политическую и экономическую ситуацию в стране, стабилен и имеет тенденции к развитию. На- до иметь в виду, что среда, в которой работают российские ли- зинговые компании, очень динамична и ее трудно прогнозиро- вать. Тем не менее опыт показывает, что многие лизинговые компании сумели пережить сложные времена, когда ставка ре- финансирования Центрального банка России составляла 120% годовых, и августовский кризис 1998 г.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Практика лизинговых отношений в Российской Федерации» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»