В 1997 г. доля Германии в мировом объеме производства составляла 5%, а в мировом экспорте - 12%. Первой в Германии была учреждена в 1962 г. лизинговая компания Locfllease Mietfinanzierung GmbH с уставным капита- лом в 1 млн. DM. Головной офис этой компании находится не- далеко от Дюссельдорфа. Необходимо отметить, что в герман- скую ассоциацию лизинговых компаний входят компании, обра- зованные и до 1962 г. Однако ранее они не занимались проведе- нием лизинговых операций. В Германии лизинг не регламентируется отдельным зако- ном, все правовые условия лизинговой деятельности создаются судебной практикой и постановлением налоговых служб. Реше- ние Федерального Финансового Суда от 26 января 1970 г. явля- ется основанием для всех других инструкций по лизингу в Гер- мании. Инструкции, касающиеся лизинга, - это не законодательные акты, а административные правила, которые обязательны для финансовых властей. Инструкция, касающаяся лизинга с полной выплатой, состоит из Декрета по движимым активам от 19 апре- ля 1971 г. и Декрета по недвижимости от 21 марта 1972 г. Декрет от 22 декабря 1975 г. касается договора с неполной выплатой и обычно применяется только к движимым активам. Договор ли- зинга недвижимости с неполной выплатой заключается в соот- ветствии с декретом от 23 декабря 1991 г. Определенное воздействие на деятельность германских ли- зинговых компаний оказывают региональные нормативные актыпо лизингу, которые приняты, к примеру, в землях Саксония и Гессен. Германское гражданское уложение (ГГУ) не дает определе- ния лизинговым контрактам, они, согласно ст. 535 ГГУ, регули- руются как договоры аренды. Согласно этому закону, арендатор имеет.право на использование актива за арендную плату. Это подтверждено несколькими решениями Верховного суда. Кроме этого, применяются положения закона об общих условиях ком- мерческой деятельности и закона о потребительском кредите. Вообще, в Германии не существует ограничений на тип актива, который может быть сдан в лизинг, хотя специальные требова- ния регистрации применяются к лизингу программного обеспе- чения. По немецкому законодательству, объект лизинга должен числиться на балансе лизингодателя, т.к. в ином случае контракт классифицируется как кредитная сделка, что ставит под сомнение законный статус лизингодателя как собственника. Кроме того, согласно законодательству о несостоятельности (банкротстве), определение лизингового контракта как кредитной сделки может понизить юридический статус лизингодателя как кредитора. В Германии обращают внимание на то, что до последнего времени в законодательстве существовали нормы, согласно ко- торым после требования процедуры признания неплатежеспо- собности лизингополучателя он мог решать, будет ли контракт завершен. В германском законодательстве с 1 января 1999 г. су- ществует норма, в соответствии с которой в случае если лизин- гополучатель оказывается несостоятельным, лизингодатель име- ет преимущественное право перед другими кредиторами как собственник сдаваемых в лизинг активов. Германия является крупнейшей в Европе страной по разви- тию рынка лизинговых услуг, по валовому объему лизинговых операций занимая первое место в Европе и третье в мире. Так, в 2001 г. объем лизинговых операций достиг 46,3 млрд. EURO, a доля Германии в общеевропейском объеме всех лизинговых опе- раций составила 24% (что, однако, явилось снижением с 31,3% в 1996 г.). Снижение доли на европейском рынке объясняется тем, что темповые характеристики в ведущих европейских странах были достаточно высоки, а также существенно расширилась 99 7*география европейского лизингового рынка - на карте появился ряд новых стран с немалыми объемами предоставляемых лизин- говых услуг. В общемировом объеме лизинга доля Германии в 2000 г. составляла более 6%. На протяжении последних 14 лет (с 1988 по 2001 г.) доля лизинга в общем объеме инвестиций колеблется в районе 15-17% (16,7% в 2001 г.). Следует отметить, что в 1996-1998 гг. наблюдался подъем до 19,7% (в 1998 г.), после чего произошел возврат к прежнему уровню. Лизинговый сектор промышленности Германии представ- ляют около 1300 компаний, 215 из них, входящие в Федераль- ную ассоциацию лизинговых компаний Германии, составляют основную долю рынка. По количеству лизинговых компаний, входящих в составы национальных ассоциаций, Германия в 2001 г. заняла первое место, опередив Францию и Чехию. Лизинговые компании Германии в соответствии с их стату сом могут быть разделены на три основные категории: -находящиеся в собственности изготовителей (кэптивные ли зинговые компании); -находящиеся в собственности банков; -независимые лизинговые компании. Наибольшее количество компаний имеют статус независи- мых (67,4% в 2001 г.). Рост их числа произошел за счет вхожде- ния в ассоциацию большого количества мелких компаний. Для сравнения, в 1997 г. наибольшее представительство на рынке имели дочерние компании банков (48% от общего числа), а так- же кэптивные компании (40%). Иногда на Западе лизинг называют формой, альтернативной продажам. В Германии хорошо понимают, что лизинг является не столько альтернативной, сколько одной из наиболее эффек- тивных форм реализации оборудования, техники, недвижимо- сти. Статистика свидетельствует, что в течение последних не- скольких лет передаваемое в лизинг его непосредственными производителями имущество ежегодно увеличивается в среднем на 6% [111]. Три года подряд (в 1995-1997 гг.) в годовых отчетах LEASEUROPE отмечалось, что рост лизинговых инвестиций в 100Германии был больше, чем рост инвестиций в целом в экономи- ку страны. Причем в эти годы происходил рыночный подъем в экономике. В частности, реальный валовой внутренний продукт в 1996 г. вырос на 1,4, а в 1997 г.- на 2,2%. Объективности ради необходимо указать, что в эти годы в Германии возникали про- блемы с лизингом недвижимости, так как кризисные явления захватили строительный сектор. Только возрастающее число проектов предотвратило ухудшение ситуации. Следует отметить, что немецкий рынок лизинговых услуг является самым конкурентным среди всех стран - членов Leaseurope, индекс Херфиндаля-Хиршмана для него составляет около 300. В то же время разрыв между лидерами рынка и мел- кими операторами достигает 39 раз, что свидетельствует о силь- ном влиянии на лизинговый рынок нескольких лидирующих компаний. Так, 2,3% компаний контролируют первых 25% рын- ка, а 9,3% компаний - первых 75% рынка. Ряд немецких лизинговых компаний входит в сотню круп- нейших лизингодателей мира (см. табл. 2.11). Ежегодно заклю- чаемые лизинговые сделки некоторых из них превышают 3 млрд. USD. Таблица 2.11 Список крупнейших немецких лизинговых компаний По заключенным в 1995 г. сделкам (в млн. USD) По размерам лизингового портфеля на конец 1995 г. (в млн. USD) KG Allgemeine Leasing 3 150 KG Allgemeine Leasing 21 000 GEFA Leasing 3 148 GEFA Leasing 5 289 Deutsche Leasing 1900 VR Leasing 3 927 VR Leasing 1 300 Deutsche Leasing 3 378 ALD Autoleasing 1 163 ALD Autoleasing 1409 GVD Leasing 952 Sudleasing 1380 Анализ показал, что более чем у половины компаний устав- ный капитал составляет от 1 до 10 млн. DM и более чем у 30% - свыше 10 млн. DM. Такой капитал позволяет привлечь для ли- зинговых операций кредитные средства в размере сотен мил- лионов марок. Первоначальный уставный капитал «KG Allge- meine Leasing» равнялся 40 млн. DM, а объем портфеля лизинго- вых контрактов этой компании составляет 33,6 млрд. DM [111]. 101Более 90% германских лизинговых компаний зарегистриро- вано в форме обществ с ограниченной ответственностью (GmbH). Эта форма наиболее распространенная и удобная для малых и средних предприятий. Процедура учреждения такого общества значительно проще, чем акционерного, и в то же время в GmbH сохранены его основные достоинства. Одновременно GmbH использует некоторое преимущество полного и комман- дитного товарищества (так, GmbH не обязано публиковать отче- ты). Минимальный размер уставного капитала для GmbH со- ставляет 50 тыс. марок [111]. Конкуренция среди лизинговых компаний Германии в по- следние несколько лет была очень динамичной, следствием чего стало некоторое сокращение прибылей компаний. Вместе с тем конкуренция повлияла и на расширение различных видов серви- са, предоставляемого лизинговыми компаниями. Из общего объема лизинговых инвестиций в 2001 г. 81% приходился на лизинг движимого имущества и, соответственно, 19% - на лизинг недвижимости. Рассмотрим с помощью табли- цы 2.12 динамику структуры немецкого лизингового бизнеса. Таблица 2.12 Лизинговый бизнес в Германии (в млн. ЭКЮ/евро) 1991 1994 1997 2001 Лизинг оборудования, всего 15 361 19 223 24 693 37 500 в том числе: - машиностроительное и про- мышленное оборудование 13,2 % 8,4% 9,3% 10,7% - компьютеры и офисное обо- рудование 21,6% 13,0% 11,3% 14,7% - грузовые автомобили 6,4% 6,8% 8,7% 8,0% - легковые автомобили 46,7 % 58,9 % 54,6 % 50,7% - другое оборудование 12,1 % 12,9 % 16,1 % 15,9% Лизинг недвижимости, всего 2 194 5 715 6 ПО 8 800 в том числе: - промышленные здания 8,0% 20,0 % 12,5 % 13,6% - места для розничной торговли 36,0 % 25,0 % 14,2 % 20,5% - офисные здания 41,7 % 40,0 % 38,3 % 29,5% - частное обслуживание 0,0% 5,0% 25,0 % 5,7% - другие 14,3 % 10,0% 10,0 % 30,7% 102В Германии наиболее развитым является лизинг автотранс- портных средств. Удельный вес лизинга легковых автомобилей в общем объеме лизинга всех видов оборудования составлял в 2001 г. 50,7%, а с учетом грузовиков - 58,7%. Однако следует отметить тенденцию к снижению доли операций данного вида. Так, по сравнению с 1994 г. доля данных операций сократилась на 8 процентных пунктов. Годовой объем новых сделок по лизингу легковых автомо- билей в 2001 г. составлял в Германии 19 млрд. евро, или 35,6% всех европейских операций данного вида. Среди лизинговых компаний, входящих в состав ассоциации, 25 непосредственно специализируются на лизинге автомобилей и грузовиков. Их учредителями являются крупнейшие автомобильные концерны мира. По сути, эти лизинговые компании входят в состав хол- дингов, занимающихся финансированием, производством и реа- лизацией автомобилей различных моделей с большим спектром направлений и условий эксплуатации. Поэтому, как правило, лизинг автомобилей в Германии представляет собой форму ли- зинга с полным набором сервисных услуг, что предусматривает наличие комплексной системы технического и гарантийного об- служивания, ремонта, страхования. Крупнейшие германские автомобилестроители (БМВ, «Мерседес», «Фольксваген»), в одних случаях самостоятельно, в других - с участием крупных банков, создали целую сеть лизин- говых компаний в различных европейских странах, в Америке. Чтобы заинтересовать как можно больше клиентов в своих услугах и сделать их на долгие годы лизингополучателями, была разработана схема, по которой по истечении срока лизинга ста- рый автомобиль принимается в зачет первого платежа по новому договору лизинга уже на новую машину. Это означает, что в те- чение четырех лет происходит практически полная амортизация автомобиля, и он выкупается у лизингополучателя по остаточ- ной стоимости в размере чуть более 2%. Существуют и такие схемы лизинговых соглашений, при которых размер лизинговых платежей зависит от интенсивности эксплуатации автомобилей. Представленные меры позволили резко расширить рынок продаж на условиях лизинга, что является основной целью това- ропроизводителей. Например, концерн «Фольксваген», входя- 103щий в первую сотню крупнейших компаний Европы, имел в 1995 г. обороты в 53 169,3 млн. USD. При этом лизинговые ком- пании, учрежденные этим концерном, имели общий объем портфеля контрактов на сумму в 4 395 млн. USD., т.е. через ли- зинг реализовывалось 8,3% продукции концерна. Лизинг недвижимости в Германии касается имущества, ис- пользуемого для предпринимательских целей. Поскольку такие сделки обычно бывают дорогостоящими, для каждого объекта недвижимости учреждается отдельная имущественная компания. Имеются некоторые налоговые, коммерческие и административ- ные преимущества, связанные с учреждением этих компаний. Все крупные лизинговые компании, занимающиеся недви- жимостью, предлагают широкий диапазон услуг. Они включают управление строительством, опытное консультирование по мон- тажу здания, принятие на себя ответственности за бухгалтерский учет в течение основного срока договора лизинга, годовую от- четность и уплату налогов имущественной компанией. Наиболее распространенные сроки лизинговых соглашений в Германии для лизинга оборудования - от 2 до 5 лет (70,7 % в 2001 г.), что полностью соответствует общеевропейским тен- денциям. Для лизинга недвижимости нет четко выраженной тенденции: равные объемы сделок совершаются на сроки от 8 до 16 лет (29,5%), от 16 до 20 лет (29,5%) и свыше 20 лет (29,5%), что свидетельствует о лучших условиях для немецких лизинго- получателей, чем в целом в Европе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опыт Германии» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»