ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Формування ринку лізингових послуг

Опыт Германии
В 1997 г. доля Германии в мировом объеме производства
составляла 5%, а в мировом экспорте - 12%.
Первой в Германии была учреждена в 1962 г. лизинговая
компания Locfllease Mietfinanzierung GmbH с уставным капита-
лом в 1 млн. DM. Головной офис этой компании находится не-
далеко от Дюссельдорфа. Необходимо отметить, что в герман-
скую ассоциацию лизинговых компаний входят компании, обра-
зованные и до 1962 г. Однако ранее они не занимались проведе-
нием лизинговых операций.
В Германии лизинг не регламентируется отдельным зако-
ном, все правовые условия лизинговой деятельности создаются
судебной практикой и постановлением налоговых служб. Реше-
ние Федерального Финансового Суда от 26 января 1970 г. явля-
ется основанием для всех других инструкций по лизингу в Гер-
мании.
Инструкции, касающиеся лизинга, - это не законодательные
акты, а административные правила, которые обязательны для
финансовых властей. Инструкция, касающаяся лизинга с полной
выплатой, состоит из Декрета по движимым активам от 19 апре-
ля 1971 г. и Декрета по недвижимости от 21 марта 1972 г. Декрет
от 22 декабря 1975 г. касается договора с неполной выплатой и
обычно применяется только к движимым активам. Договор ли-
зинга недвижимости с неполной выплатой заключается в соот-
ветствии с декретом от 23 декабря 1991 г.
Определенное воздействие на деятельность германских ли-
зинговых компаний оказывают региональные нормативные актыпо лизингу, которые приняты, к примеру, в землях Саксония и
Гессен.
Германское гражданское уложение (ГГУ) не дает определе-
ния лизинговым контрактам, они, согласно ст. 535 ГГУ, регули-
руются как договоры аренды. Согласно этому закону, арендатор
имеет.право на использование актива за арендную плату. Это
подтверждено несколькими решениями Верховного суда. Кроме
этого, применяются положения закона об общих условиях ком-
мерческой деятельности и закона о потребительском кредите.
Вообще, в Германии не существует ограничений на тип актива,
который может быть сдан в лизинг, хотя специальные требова-
ния регистрации применяются к лизингу программного обеспе-
чения.
По немецкому законодательству, объект лизинга должен
числиться на балансе лизингодателя, т.к. в ином случае контракт
классифицируется как кредитная сделка, что ставит под сомнение
законный статус лизингодателя как собственника. Кроме того,
согласно законодательству о несостоятельности (банкротстве),
определение лизингового контракта как кредитной сделки может
понизить юридический статус лизингодателя как кредитора.
В Германии обращают внимание на то, что до последнего
времени в законодательстве существовали нормы, согласно ко-
торым после требования процедуры признания неплатежеспо-
собности лизингополучателя он мог решать, будет ли контракт
завершен. В германском законодательстве с 1 января 1999 г. су-
ществует норма, в соответствии с которой в случае если лизин-
гополучатель оказывается несостоятельным, лизингодатель име-
ет преимущественное право перед другими кредиторами как
собственник сдаваемых в лизинг активов.
Германия является крупнейшей в Европе страной по разви-
тию рынка лизинговых услуг, по валовому объему лизинговых
операций занимая первое место в Европе и третье в мире. Так, в
2001 г. объем лизинговых операций достиг 46,3 млрд. EURO, a
доля Германии в общеевропейском объеме всех лизинговых опе-
раций составила 24% (что, однако, явилось снижением с 31,3% в
1996 г.). Снижение доли на европейском рынке объясняется тем,
что темповые характеристики в ведущих европейских странах
были достаточно высоки, а также существенно расширилась
99
7*география европейского лизингового рынка - на карте появился
ряд новых стран с немалыми объемами предоставляемых лизин-
говых услуг. В общемировом объеме лизинга доля Германии в
2000 г. составляла более 6%.
На протяжении последних 14 лет (с 1988 по 2001 г.) доля
лизинга в общем объеме инвестиций колеблется в районе
15-17% (16,7% в 2001 г.). Следует отметить, что в 1996-1998 гг.
наблюдался подъем до 19,7% (в 1998 г.), после чего произошел
возврат к прежнему уровню.
Лизинговый сектор промышленности Германии представ-
ляют около 1300 компаний, 215 из них, входящие в Федераль-
ную ассоциацию лизинговых компаний Германии, составляют
основную долю рынка. По количеству лизинговых компаний,
входящих в составы национальных ассоциаций, Германия в
2001 г. заняла первое место, опередив Францию и Чехию.
Лизинговые компании Германии в соответствии с их стату
сом могут быть разделены на три основные категории:
-находящиеся в собственности изготовителей (кэптивные ли
зинговые компании);
-находящиеся в собственности банков;
-независимые лизинговые компании.
Наибольшее количество компаний имеют статус независи-
мых (67,4% в 2001 г.). Рост их числа произошел за счет вхожде-
ния в ассоциацию большого количества мелких компаний. Для
сравнения, в 1997 г. наибольшее представительство на рынке
имели дочерние компании банков (48% от общего числа), а так-
же кэптивные компании (40%).
Иногда на Западе лизинг называют формой, альтернативной
продажам. В Германии хорошо понимают, что лизинг является
не столько альтернативной, сколько одной из наиболее эффек-
тивных форм реализации оборудования, техники, недвижимо-
сти. Статистика свидетельствует, что в течение последних не-
скольких лет передаваемое в лизинг его непосредственными
производителями имущество ежегодно увеличивается в среднем
на 6% [111].
Три года подряд (в 1995-1997 гг.) в годовых отчетах
LEASEUROPE отмечалось, что рост лизинговых инвестиций в
100Германии был больше, чем рост инвестиций в целом в экономи-
ку страны. Причем в эти годы происходил рыночный подъем в
экономике. В частности, реальный валовой внутренний продукт
в 1996 г. вырос на 1,4, а в 1997 г.- на 2,2%. Объективности ради
необходимо указать, что в эти годы в Германии возникали про-
блемы с лизингом недвижимости, так как кризисные явления
захватили строительный сектор. Только возрастающее число
проектов предотвратило ухудшение ситуации.
Следует отметить, что немецкий рынок лизинговых услуг
является самым конкурентным среди всех стран - членов
Leaseurope, индекс Херфиндаля-Хиршмана для него составляет
около 300. В то же время разрыв между лидерами рынка и мел-
кими операторами достигает 39 раз, что свидетельствует о силь-
ном влиянии на лизинговый рынок нескольких лидирующих
компаний. Так, 2,3% компаний контролируют первых 25% рын-
ка, а 9,3% компаний - первых 75% рынка.
Ряд немецких лизинговых компаний входит в сотню круп-
нейших лизингодателей мира (см. табл. 2.11). Ежегодно заклю-
чаемые лизинговые сделки некоторых из них превышают
3 млрд. USD.
Таблица
2.11 Список крупнейших немецких лизинговых компаний
По заключенным в 1995 г. сделкам
(в млн. USD)
По размерам лизингового портфеля на
конец 1995 г. (в млн. USD)
KG Allgemeine Leasing 3 150 KG Allgemeine Leasing 21 000
GEFA Leasing 3 148 GEFA Leasing 5 289
Deutsche Leasing 1900 VR Leasing 3 927
VR Leasing 1 300 Deutsche Leasing 3 378
ALD Autoleasing 1 163 ALD Autoleasing 1409
GVD Leasing 952 Sudleasing 1380
Анализ показал, что более чем у половины компаний устав-
ный капитал составляет от 1 до 10 млн. DM и более чем у 30% -
свыше 10 млн. DM. Такой капитал позволяет привлечь для ли-
зинговых операций кредитные средства в размере сотен мил-
лионов марок. Первоначальный уставный капитал «KG Allge-
meine Leasing» равнялся 40 млн. DM, а объем портфеля лизинго-
вых контрактов этой компании составляет 33,6 млрд. DM [111].
101Более 90% германских лизинговых компаний зарегистриро-
вано в форме обществ с ограниченной ответственностью
(GmbH). Эта форма наиболее распространенная и удобная для
малых и средних предприятий. Процедура учреждения такого
общества значительно проще, чем акционерного, и в то же время
в GmbH сохранены его основные достоинства. Одновременно
GmbH использует некоторое преимущество полного и комман-
дитного товарищества (так, GmbH не обязано публиковать отче-
ты). Минимальный размер уставного капитала для GmbH со-
ставляет 50 тыс. марок [111].
Конкуренция среди лизинговых компаний Германии в по-
следние несколько лет была очень динамичной, следствием чего
стало некоторое сокращение прибылей компаний. Вместе с тем
конкуренция повлияла и на расширение различных видов серви-
са, предоставляемого лизинговыми компаниями.
Из общего объема лизинговых инвестиций в 2001 г. 81%
приходился на лизинг движимого имущества и, соответственно,
19% - на лизинг недвижимости. Рассмотрим с помощью табли-
цы 2.12 динамику структуры немецкого лизингового бизнеса.
Таблица
2.12 Лизинговый бизнес в Германии (в млн. ЭКЮ/евро)
1991 1994 1997 2001
Лизинг оборудования, всего 15 361 19 223 24 693 37 500
в том числе:
- машиностроительное и про-
мышленное оборудование
13,2 % 8,4% 9,3% 10,7%
- компьютеры и офисное обо-
рудование
21,6% 13,0% 11,3% 14,7%
- грузовые автомобили 6,4% 6,8% 8,7% 8,0%
- легковые автомобили 46,7 % 58,9 % 54,6 % 50,7%
- другое оборудование 12,1 % 12,9 % 16,1 % 15,9%
Лизинг недвижимости, всего 2 194 5 715 6 ПО 8 800
в том числе:
- промышленные здания 8,0% 20,0 % 12,5 % 13,6%
- места для розничной торговли 36,0 % 25,0 % 14,2 % 20,5%
- офисные здания 41,7 % 40,0 % 38,3 % 29,5%
- частное обслуживание 0,0% 5,0% 25,0 % 5,7%
- другие 14,3 % 10,0% 10,0 % 30,7%
102В Германии наиболее развитым является лизинг автотранс-
портных средств. Удельный вес лизинга легковых автомобилей
в общем объеме лизинга всех видов оборудования составлял в
2001 г. 50,7%, а с учетом грузовиков - 58,7%. Однако следует
отметить тенденцию к снижению доли операций данного вида.
Так, по сравнению с 1994 г. доля данных операций сократилась
на 8 процентных пунктов.
Годовой объем новых сделок по лизингу легковых автомо-
билей в 2001 г. составлял в Германии 19 млрд. евро, или 35,6%
всех европейских операций данного вида. Среди лизинговых
компаний, входящих в состав ассоциации, 25 непосредственно
специализируются на лизинге автомобилей и грузовиков. Их
учредителями являются крупнейшие автомобильные концерны
мира. По сути, эти лизинговые компании входят в состав хол-
дингов, занимающихся финансированием, производством и реа-
лизацией автомобилей различных моделей с большим спектром
направлений и условий эксплуатации. Поэтому, как правило,
лизинг автомобилей в Германии представляет собой форму ли-
зинга с полным набором сервисных услуг, что предусматривает
наличие комплексной системы технического и гарантийного об-
служивания, ремонта, страхования.
Крупнейшие германские автомобилестроители (БМВ,
«Мерседес», «Фольксваген»), в одних случаях самостоятельно, в
других - с участием крупных банков, создали целую сеть лизин-
говых компаний в различных европейских странах, в Америке.
Чтобы заинтересовать как можно больше клиентов в своих
услугах и сделать их на долгие годы лизингополучателями, была
разработана схема, по которой по истечении срока лизинга ста-
рый автомобиль принимается в зачет первого платежа по новому
договору лизинга уже на новую машину. Это означает, что в те-
чение четырех лет происходит практически полная амортизация
автомобиля, и он выкупается у лизингополучателя по остаточ-
ной стоимости в размере чуть более 2%. Существуют и такие
схемы лизинговых соглашений, при которых размер лизинговых
платежей зависит от интенсивности эксплуатации автомобилей.
Представленные меры позволили резко расширить рынок
продаж на условиях лизинга, что является основной целью това-
ропроизводителей. Например, концерн «Фольксваген», входя-
103щий в первую сотню крупнейших компаний Европы, имел в
1995 г. обороты в 53 169,3 млн. USD. При этом лизинговые ком-
пании, учрежденные этим концерном, имели общий объем
портфеля контрактов на сумму в 4 395 млн. USD., т.е. через ли-
зинг реализовывалось 8,3% продукции концерна.
Лизинг недвижимости в Германии касается имущества, ис-
пользуемого для предпринимательских целей. Поскольку такие
сделки обычно бывают дорогостоящими, для каждого объекта
недвижимости учреждается отдельная имущественная компания.
Имеются некоторые налоговые, коммерческие и административ-
ные преимущества, связанные с учреждением этих компаний.
Все крупные лизинговые компании, занимающиеся недви-
жимостью, предлагают широкий диапазон услуг. Они включают
управление строительством, опытное консультирование по мон-
тажу здания, принятие на себя ответственности за бухгалтерский
учет в течение основного срока договора лизинга, годовую от-
четность и уплату налогов имущественной компанией.
Наиболее распространенные сроки лизинговых соглашений
в Германии для лизинга оборудования - от 2 до 5 лет (70,7 % в
2001 г.), что полностью соответствует общеевропейским тен-
денциям. Для лизинга недвижимости нет четко выраженной
тенденции: равные объемы сделок совершаются на сроки от 8 до
16 лет (29,5%), от 16 до 20 лет (29,5%) и свыше 20 лет (29,5%),
что свидетельствует о лучших условиях для немецких лизинго-
получателей, чем в целом в Европе.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опыт Германии» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЕРГОНОМІЧНІ ВИМОГИ ДО ТОВАРУ
Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...
Діалектна лексика
Віднесення грошових потоків до інвестиційного проекту
ДИЗАЙН, ЙОГО ОБ’ЄКТИ ТА ПРОГРАМИ


Категорія: Формування ринку лізингових послуг | Додав: koljan (28.11.2011)
Переглядів: 1370 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП