Исполнение государственного или муниципального контракта обеими сторонами
Государственный или муниципальный контракт (далее - Госконтракт) представляет собой договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Такое определение Госконтракта содержится в ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Основанием для заключения Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд является заказ, размещаемый государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Законом N 94-ФЗ. Следует отметить, что особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами. Порядок заключения Госконтрактов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд урегулирован ст. ст. 527 и 528 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ. В силу ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд у поставщика (исполнителя) возникает обязанность по передаче товаров государственному или муниципальному заказчику (далее - Заказчику) либо по его указанию иному лицу, а у Заказчика, соответственно, возникает обязанность по оплате поставленных товаров. Как следует из ст. 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд может осуществляться: - непосредственно на основе Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. В этом случае поставка товаров осуществляется поставщиком самому Заказчику или указанным им получателям товаров, без заключения поставщиком с получателями товаров договора поставки; - на основе договора поставки, заключенного, в свою очередь, между поставщиком и покупателем товаров на основе Госконтракта, условиями которого предусмотрено прикрепление Заказчиком поставщика к конкретному покупателю товаров. Пунктом 2 ст. 525 ГК РФ прямо установлено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ. При этом указано, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной параграфом 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" гл. 30 ГК РФ, применяются иные правила. Таким образом, исполнение Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд обеими сторонами осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными правилами ст. ст. 506 - 522 ГК РФ о договоре поставки. Вместе с тем исполнение Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд имеет свои особенности, которым посвящены ст. ст. 531 и 532 ГК РФ. Особенности исполнения Госконтракта, в котором покупателем выступает сам государственный или муниципальный заказчик, установлены ст. 531 ГК РФ. Пунктом 1 указанной статьи ГК РФ определено, что, если условиями Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрено, что поставка осуществляется непосредственно Заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю товаров), отношения сторон по исполнению Госконтракта регулируются правилами, предусмотренными ст. ст. 506 - 522 ГК РФ о договоре поставки. Однако в отношении оплаты товаров, переданных поставщиком по такому Госконтракту получателю, указанному в отгрузочной разнарядке Заказчиком, существуют специальные нормы, установленные п. 2 ст. 531 ГК РФ. Как следует из указанного пункта, в случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится Заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен Госконтрактом. Иначе говоря, при передаче товаров поставщиком получателю обязанность по оплате поставленных товаров в общем случае сохраняется за Заказчиком. Вместе с тем условиями Госконтракта может быть предусмотрено, что оплату поставленных товаров будет производить их получатель. Однако здесь следует помнить, что получатель товаров не является стороной Госконтракта, поэтому если он не оплатил поставленные поставщиком товары, то поставщик вправе требовать оплаты товаров от Заказчика. Помимо этого, поставщик вправе потребовать от Заказчика возмещения убытков и уплаты процентов за пользование чужими средствами. Обращаем ваше внимание, что согласно ст. 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки Заказчиком обязательства, предусмотренного Госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Такого же подхода придерживается и правоприменительная практика, в качестве примера можно привести Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 18 мая 2007 г. по делу N А46-11399/2006. В указанном Постановлении сказано, что в отношениях по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд возможно несовпадение покупателя и получателя, такие условия соответствуют нормам ст. 526 и п. 2 ст. 531 ГК РФ. В том случае, когда поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем товаров, указанным в отгрузочной разнарядке, обязанность по оплате поставленных товаров лежит на государственном заказчике, если иной порядок расчетов не предусмотрен Госконтрактом. Поскольку в рассматриваемом деле иной порядок расчетов не был предусмотрен государственным контрактом, суд принял решение о взыскании долга с Заказчика, так как у получателя товаров отсутствовали обязательства по оплате полученных товаров во исполнение договора. В отношении взыскания неустойки за просрочку оплаты товаров по Госконтракту в качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 2 ноября 2007 г. по делу N А64-7081/06-14. В указанном Постановлении арбитры указали, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства по оплате поставщик вправе потребовать уплату неустойки. Причем неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства Заказчиком начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства по оплате. Обратите внимание, в ст. 9 Закона N 94-ФЗ указано, что Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Такого же мнения придерживаются и судебные инстанции. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 7 февраля 2007 г. N Ф09-396/07-С5 по делу N А60-22499/2006-С3 судьи отказали во взыскании суммы процентов за пользование чужими средствами в связи с тем, что у Ответчика отсутствовала вина в несвоевременном исполнении денежного обязательства по оплате. Особенности исполнения Госконтракта, на основании которого заключен договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, установлены в ст. 532 ГК РФ. Как следует из указанной статьи ГК РФ, по общему правилу оплату поставленных по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд производит покупатель, причем по ценам, определяемым в соответствии с Госконтрактом. Напомним, что в соответствии со ст. 9 Закона N 94-ФЗ цена Госконтракта (за некоторым исключением) является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, причем цена определяется Заказчиком на стадии размещения заказа. Если используется иной порядок определения цен и расчетов, то это должно быть предусмотрено в Госконтракте. Статьей 532 ГК РФ закреплена норма, направленная на защиту имущественных интересов поставщика, в соответствии с которой при оплате товаров, поставленных по договору поставки для государственных или муниципальных нужд покупателем, Заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Иначе говоря, в случае если покупатель не произвел оплату поставленных товаров, то на основании п. 2 ст. 363 ГК РФ Заказчик будет отвечать перед поставщиком в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков поставщика, вызванных ненадлежащим исполнением обязательства по оплате товаров. В качестве примера арбитражной практики по данному вопросу можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 декабря 2004 г. по делу N А66-2451-04, в котором суд удовлетворил требования истца, признав, что обязательства по оплате поставленного товара покупателя и Заказчика являются солидарными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исполнение государственного или муниципального контракта обеими сторонами» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»