Основной целью создания оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации явилось формирование системы сбыта и распределения сельскохозяйственной продукции после рыночных реформ в начале девяностых годов. Старая система поставок была ликвидирована, а новые институты рыночной инфраструктуры еще не успели сформироваться. Поэтому первые оптовые продовольственные рынки создавались, как правило, при помощи государства и функционировали на бесприбыльных началах. Оптовый продовольственный рынок призван обеспечить реализацию сельскохозяйственной и продовольственной продукции, обеспечив тем самым розничный товарооборот продовольственного сырья, а также продуктов, готовых к употреблению. В нашей стране существует целая система оптовых продовольственных рынков, которая функционирует по принципам рыночных взаимоотношений, публичности сделок, свободы волеизъявления экономических субъектов - участников оптовых продовольственных рынков. Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке утверждены совместным Приказом Минсельхозпрода Российской Федерации N 292, Роскомторга N 95 от 1 декабря 1994 г. "Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке" (далее - Правила). В зависимости от специфики каждого конкретного рынка указанные Правила могут изменяться. Все изменения и дополнения должны быть утверждены администрацией оптового рынка. В соответствии с указанными Правилами к участникам рынка относятся организации - производители, оптовые торговые организации, посредники, а также их уполномоченные представители, допущенные к оптовым торгам в установленном Правилами порядке; розничные структуры, допущенные к оптовым торгам в качестве покупателей в установленном Правилами порядке; персонал оптового продовольственного рынка, который непосредственно обслуживает процесс проведения оптовых торгов. К персоналу оптового продовольственного рынка предъявляются определенные требования. Так, весь персонал оптового рынка в обязательном порядке должен проходить медицинский осмотр и иметь медицинские книжки установленного образца. Также персонал оптового рынка не имеет права осуществлять сделки либо прямо или косвенно влиять на процесс ведения торгов. В системе оптовых продовольственных рынков выделяют: - специализированные и универсальные рынки (отличие в ассортименте предлагаемой продукции); - рынки в местах производства и рынки в местах потребления (отличие состоит в функциональной роли: в местах производства продукция, реализуемая на оптовом продовольственном рынке, выступает, как правило, сырьем для дальнейшей переработки, а в местах потребления - реализуемая продукция представляет собой товары, не требующие дальнейшей переработки и готовые к потреблению); - территориальные, региональные, межрегиональные и межгосударственные оптовые продовольственные рынки. В основу классификации положен принцип административно-территориального деления. Отличен также и характер взаимоотношений между участниками таких рынков. В целях обеспечения нормального функционирования оптовых продовольственных рынков в их структуре создаются различные службы и подразделения, которые обеспечивают непрерывный процесс работы рынков. К таким службам и подразделениям относятся администрация оптового продовольственного рынка, служба обеспечения, хранения, доставки, информационные службы. Основной задачей последних является обеспечение достоверной информацией всех участников оптовых торгов о состоянии спроса и предложения, о ценах и конъюнктуре рынка реализуемых товаров. Информация о конкретных сделках является коммерческой тайной, поэтому за разглашение указанных данных администрация оптового рынка несет ответственность в установленном Уставом порядке. К торговле на оптовом продовольственном рынке допускаются товары, отвечающие требованиям Правил. В частности, эти требования касаются качества товаров и санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к порядку хранения и реализации этих товаров. Если товар не отвечает требованиям, установленным Правилами, то его торговля прекращается, и вся партия снимается с продажи и вывозится с территории оптового рынка. При возникновении спорных вопросов по поводу качества товара, его помещают в специальную конфликтную камеру хранения до вынесения решения. С точки зрения организационно-правовой формы оптовый продовольственный рынок может существовать в форме государственного и муниципального унитарного предприятия, хозяйственного товарищества (различных видов), хозяйственного общества, кооператива. Выбор организационно-правовой формы зависит от формы финансирования и от состава учредителей оптового продовольственного рынка. В зависимости от организационно-правовой формы оптовый продовольственный рынок может существовать как на прибыльной, так и на неприбыльной основах. Доходы оптового продовольственного рынка формируются в основном за счет арендных платежей, членских взносов участников рынка, поступлений от сертификации качества продукции. Отсюда следует, что организационной особенностью проведения торгов на оптовом продовольственном рынке является арендный характер взаимоотношений между продавцами и администрацией оптового продовольственного рынка. В данных отношениях арендатором помимо собственника товара может выступать комиссионер и другие посредники. Оптовые торги осуществляются на основе частных соглашений между продавцом и покупателем товара. В некоторых случаях торги могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Указанные формы проведения торгов регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Право выбора формы торгов на оптовом продовольственном рынке принадлежит собственнику товара. Торги на оптовом продовольственном рынке, как правило, осуществляются в товарных секциях. Товарная секция или павильон представляют собой определенное место в торговом зале оптового продовольственного рынка, отведенное в соответствии с договором аренды между оптовым торговцем и администрацией рынка под торговлю определенным видом товара, допущенного к оптовым торгам в соответствии с номенклатурой оптового продовольственного рынка. Количество и расположение товарных секций (павильонов), а также порядок их аренды продавцами должны быть установлены администрацией оптового продовольственного рынка и закреплены в правилах. Характер взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовом продовольственном рынке определяется гражданским законодательством и основывается на принципах равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства администрации рынка в коммерческую деятельность его участников и так далее. Для получения права продажи на оптовом продовольственном рынке оптовый продавец обязан представить документы, подтверждающие право на осуществление данного вида деятельности (лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию), а также документы, подтверждающие качество товара и состояние здоровья оптового продавца. Следует заметить, что право продажи можно получить только на товарную группу, которая внесена в номенклатуру оптового продовольственного рынка. Более того, Правилами устанавливаются требования к продаже отдельных видов товаров. Следует заметить, что указанные Правила распространяются не только на операции реализации товаров, а также на операции хранения и транспортировки товаров. Так, запрещена совместная реализация плодово-овощной продукции, мяса, рыбы, молока и молочных продуктов. Эти группы товаров должны продаваться в отдельных павильонах. При транспортировке, хранении и реализации продовольственных продуктов участники оптового продовольственного рынка обязаны соблюдать правила товарного соседства. Оптовый продавец и администрация рынка имеют определенные права и обязанности. Так, оптовый продавец обязан соблюдать установленные администрацией рынка правила, санитарные и противопожарные требования, а также по окончании своей торговой деятельности подготовить торговое место для следующего оптового торговца. За несоблюдение указанных правил, а также за нарушение оптовым продавцом законодательства в части ведения торговых операций он лишается права торговли на оптовом продовольственном рынке с наложением определенных санкций. Если эти санкции не выполняются оптовым продавцом в течение 15 дней со дня возникновения права требования, то указанный участник оптового продовольственного рынка лишается права торговли на рынке до предъявления документов, свидетельствующих о погашении существующих санкций. В свою очередь администрация рынка обязана обеспечить оптовому продавцу все условия для осуществления торговли. В случае если администрация рынка не обеспечивает оптовому продавцу нормальные условия осуществления торговли, последний вправе требовать от администрации рынка возмещения убытков и потерь, причиненных ему вследствие указанных действий. На оптовом продовольственном рынке сделки заключаются с реальным товаром на основе устного согласия продавца и покупателя и считаются исполненными с момента оплаты покупателем стоимости товара и передачи этого товара покупателю. Обратите внимание, что торговой сделкой оптового рынка признается соглашение только между продавцом и покупателем. Сам оптовый продовольственный рынок не может осуществлять торговых сделок от своего имени и за свой счет. Несмотря на устную форму соглашения продавца и покупателя, определенные условия сделок подлежат регистрации информационной службой оптового продовольственного рынка. К таким условиям относятся: наименование юридического лица, наименование и сорт проданного товара, объем реализованной партии в натуральном выражении, а также общая сумма выручки от реализации указанной партии товара. Как уже отмечалось, эти данные являются коммерческой тайной организаций, совершивших сделку, поэтому за разглашение таких сведений администрация оптового продовольственного рынка несет ответственность, определенную Уставом. Вся информация о процессе осуществления торговых сделок подлежит оперативному учету. Оперативный учет обеспечивает базу данных для анализа спроса и предложения, а также текущего состояния рынка. В целях доведения полученной информации до заинтересованных лиц в торговом зале оптового продовольственного рынка налажено распространение специальных бюллетеней, а также установлено электронное табло. Форма расчетов при совершении сделок на оптовом продовольственном рынке устанавливается продавцом и покупателем. Расчеты, как правило, осуществляются через банковское учреждение, которое обслуживает указанный рынок. Причем Правилами устанавливается, что покупатель не обязан оплачивать товар до тех пор, пока не появилась возможность осмотреть его, за исключением тех случаев, когда возникновение такой возможности не предвидится в силу объективных причин. Реализуемая продукция должна отвечать санитарным нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации. За несоблюдение указанных требований оптовый продавец несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Ответственность за выполнение санитарных норм и правил в отношении самого оптового продовольственного рынка возлагается на руководителя рынка. На оптовом продовольственном рынке устанавливаются также порядок и правила пользования мерами и измерительными приборами. Следует заметить, что пользование указанными предметами осуществляется на основе арендных отношений, следовательно, именно арендодатель (администрация оптового продовольственного рынка) несет ответственность за техническое и санитарное состояние измерительных приборов. В соответствии с Правилами в торговом зале оптового продовольственного рынка должны быть установлены в обязательном порядке контрольные весы. Таким образом, оптовый продовольственный рынок представляет собой систему распределения продовольственных товаров и сырья между организациями-производителями, организациями оптовой торговли, а также организациями розничной торговли, допущенными к торговле на оптовом продовольственном рынке в соответствии с Правилами. Функционирование оптового продовольственного рынка осуществляется за счет служб и подразделений рынка, которые обеспечивают инфраструктурные связи и взаимодействия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оптовый продовольственный рынок» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»