Бухгалтерский и налоговый учет операций по возврату некачественного товара
Порядок отражения операций по возврату некачественного товара в учете покупателя зависит от того, в какой момент выявлено, что приобретенный для цели перепродажи товар не соответствует требуемому качеству: в момент приемки на склад, на стадии хранения или после того, как он был продан. Рассмотрим каждую из перечисленных ситуаций подробно. 1. Товар ненадлежащего качества выявлен в момент приемки товара на склад покупателя. Если порядок проверки качества товара определен непосредственно условиями договора купли-продажи, то при приемке товара по качеству покупатель руководствуется положениями договора. Если договором порядок приемки не закреплен, то применяется порядок проверки, установленный законом, иными правовыми актами или обязательными требованиями государственных стандартов (п. 1 ст. 474 ГК РФ). Если к поставленному товару перечисленные нормативные акты не предъявляют специальных требований, то качество товара проверяется в соответствии с обычаями делового оборота (п. 2 ст. 474 ГК РФ). Если в процессе приемки товара на склад установлено, что товар не соответствует требуемому качеству, то в соответствии с п. 2.1.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5, покупатель оформляет акт по форме N ТОРГ-2 (в четырех экземплярах), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", являющийся юридическим основанием для выставления претензии поставщику (перевозчику, организации связи). Акт составляется специальной комиссией, в которую входят представитель поставщика и материально ответственные лица организации-покупателя, хотя допускается составление акта и в одностороннем порядке (при согласии поставщика или его отсутствии). После составления акта делается отметка об актировании на товаросопроводительном документе к товару. Обращаем ваше внимание, что при поставке некачественного импортного товара применяется акт по форме N ТОРГ-3 (составляется в пяти экземплярах), которая также утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Заполненный акт с приложением соответствующих документов (счета-фактуры, накладные) передается в бухгалтерию для составления претензии. Так как нормами действующего законодательства типовая форма претензии не утверждена, то торговая организация - покупатель составляет этот документ в произвольной форме. Напоминаем, что самостоятельно разработанный документ должен содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), в противном случае его нельзя учесть в качестве первичного учетного документа. Кроме того, в претензии покупателю следует отразить следующую информацию: - номер договора на поставку товара, по которому выявлен бракованный товар, а также номера товаросопроводительных документов; - описание товара и характер выявленных дефектов; - номер акта о расхождениях товара по качеству с указанием лиц, составивших акт; - требования организации-покупателя относительно выявленного некачественного товара, которые рекомендуется изложить со ссылкой на нормы ГК РФ. Если торговая организация производила независимую экспертизу товаров, то следует привести заключение независимого эксперта; - требование о возмещении убытков, связанных с поставкой некачественного товара. Обращаем ваше внимание на то, что если поступивший бракованный товар на момент приемки не был оплачен, то неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются. То есть торговая организация производит оплату товаров за вычетом стоимости бракованного товара, который помещается на временное хранение и подлежит возврату поставщику, о чем организация торговли должна уведомить последнего (п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н). Возврат некачественного товара с временного хранения поставщику торговая организация оформляет товарной накладной, аналогичной форме N ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Если покупатель расторгает договор купли-продажи в части некачественного товара, то это означает, что право собственности на эти товары к нему не перешло. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ имущество, не принадлежащее организации на праве собственности, отражается на забалансовых счетах. Поэтому товары, забракованные при приемке, отражаются торговой организацией - покупателем на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета)). В бухгалтерском учете организации-покупателя эти операции отражаются при помощи следующей схемы корреспонденции счетов: Дебет 60, субсчет "Авансы выданные", Кредит 51 - перечислена предварительная оплата под поставку товара; Дебет 41 Кредит 60 - принят товар к учету надлежащего качества; Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС, предъявленный к оплате поставщиком в части товара надлежащего качества; Дебет 60 Кредит 60, субсчет "Авансы выданные", - зачтена сумма предварительной оплаты в части товаров надлежащего качества; Дебет 002 - помещен на ответственное хранение товар не соответствующего качества; Дебет 76 Кредит 60, субсчет "Авансы выданные", - предъявлена претензия поставщику; Кредит 002 - возвращен поставщику товар ненадлежащего качества; Дебет 51 Кредит 76 - получена от поставщика сумма денежных средств за возвращенный товар. Если договором купли-продажи было предусмотрено, что доставка товара производилась силами покупателя, то организация-покупатель в сумму претензии, выставляемой поставщику, включает и часть транспортных расходов, приходящихся на бракованный товар. Помимо этого в претензию могут быть включены и иные расходы, связанные с приобретением и возвратом некачественного товара. 2. Товар ненадлежащего качества выявлен на стадии хранения. В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ продавец обязан передать товар в собственность покупателю, а последний его обязан принять и уплатить за него определенную денежную сумму. Передача продавцом покупателю товара ненадлежащего качества означает, что свои условия по договору купли-продажи продавец исполнил ненадлежащим образом (п. 1 ст. 469 ГК РФ). В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель на основании п. 2 ст. 475 ГК РФ имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств. Если на поставленный некачественный товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то в соответствии с п. 2 ст. 477 ГК РФ покупатель вправе предъявить претензии продавцу при условии того, что недостатки товара были обнаружены в разумный срок, не превышающий двух лет со дня передачи товара покупателю. Если договором или законом определен больший срок, то покупатель вправе предъявить свои требования и в течение более длительного срока. Таким образом, договор купли-продажи может быть расторгнут покупателем уже и после того, как к нему перешло право собственности на этот товар. Брак товара, выявленный после принятия к учету, также необходимо подтвердить документально. Так как унифицированной формы акта некачественного товара после его приемки на склад не существует, то форму такого документа покупатель должен разработать самостоятельно (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ) и закрепить ее использование в приложении к учетной политике для целей бухгалтерского учета. Далее на основании составленного акта бухгалтерская служба торговой фирмы составляет претензию и направляет ее поставщику. В данном случае некачественный товар уже принят покупателем к учету и отражен в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета на балансовом счете 41 "Товары". Поэтому возврат товаров отражается по кредиту счета 41 в корреспонденции со счетом 76, субсчет "Расчеты по претензиям". Если покупатель - плательщик НДС, то сумма налога, ранее принятая им к вычету, подлежит восстановлению и включается в сумму претензии. В бухгалтерском учете организации-покупателя эти операции отражаются при помощи следующей схемы корреспонденции счетов: При принятии товара на учет: Дебет 41 Кредит 60 - принят товар к учету; Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС, предъявленный к оплате поставщиком товара; Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету НДС; Дебет 60 Кредит 51 - перечислена поставщику задолженность за товар. После обнаружения брака: Дебет 76 Кредит 41 - некачественный товар возвращен поставщику; Дебет 19 Кредит 68 - восстановлен НДС, ранее принятый к вычету; Дебет 68 Кредит 51 - доплачен НДС в бюджет; Дебет 76 Кредит 19 - сумма восстановленного налога включена в сумму претензии. После удовлетворения претензии: Вариант 1. Поставщик возвращает за возвращенный товар сумму денежных средств. Дебет 51 Кредит 76 - получена от поставщика сумма денежных средств за возвращенный товар. Вариант 2. Поставщик поставляет взамен бракованного товара товар надлежащего качества. Дебет 41 Кредит 76 - удовлетворена претензия путем поставки товара надлежащего качества; Дебет 19 Кредит 76 - учтен НДС по замененному товару; Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету НДС. Следует иметь в виду, что если качество товара, хранящегося на складе, снизилось в результате неправильного хранения, то в этом случае потери от порчи товара будет нести покупатель. При этом покупатель должен руководствоваться нормами действующего законодательства: во-первых, при выявлении снижения качества товара на основании ст. 12 Закона N 129-ФЗ необходимо провести инвентаризацию. На основании п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ испорченный товар в пределах естественной убыли списывается за счет организации, сверх норм - за счет виновных лиц. Только если лица, виновные в порче товара, не установлены или во взыскании с них причиненного ущерба отказано судом, то убытки списываются на финансовые результаты организации. Аналогичный порядок списания испорченных товаров предусмотрен п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. Планом счетов бухгалтерского учета для отражения в учете суммы недостач имущества предусмотрен балансовый счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", на котором выявленная при инвентаризации сумма потерь отражается по фактической себестоимости. В бухгалтерском учете организации-покупателя эти операции отражаются с помощью следующих записей: Дебет 94 Кредит 41 - списана фактическая себестоимость испорченного товара; Дебет 73 Кредит 94 - стоимость испорченного товара списана за счет виновного лица; Дебет 91 Кредит 94 - списан товар в состав прочих расходов, в случае, если виновные лица не установлены или в возмещении убытков отказано судом. В налоговом учете потери от порчи товара при его хранении уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль только в пределах норм естественной убыли, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)). Если по испорченному товару отсутствуют нормы естественной убыли, утвержденные в надлежащем порядке, то можно применить "старые" нормы, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Если же по данному виду товара нет и старых норм, то потери от порчи товара не учитываются для целей налогообложения на основании п. 1 ст. 252 НК РФ. Напоминаем, что нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания утверждены Приказом Минэкономразвития России от 07.09.2007 N 304. 3. Товар ненадлежащего качества выявлен после продажи покупателю. Если товар ненадлежащего качества выявлен после его продажи другому покупателю, то организация-покупатель, продавшая товар, должна внести соответствующие корректировки в бухгалтерский учет. Во-первых, возврат бракованного товара означает, что покупатель от него отказался, и право собственности на этот товар не перешло от продавца к покупателю. Следовательно, не соблюдаются условия, установленные п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, в отношении признания выручки в бухгалтерском учете. А так как в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 129-ФЗ к основным задачам бухгалтерского учета относится формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, то после возврата некачественного товара организация-продавец должна внести в бухгалтерский учет соответствующие корректирующие записи, включая суммы начисленных налогов. В отношении возвращенного товара организация-продавец вправе в течение срока, установленного ст. 477 ГК РФ, в свою очередь предъявить претензии своему поставщику. В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом: В момент продажи товара покупателю: Дебет 62 Кредит 90-1 - отражена выручка от продажи товара; Дебет 90-3 Кредит 68 - начислен НДС; Дебет 90-2 Кредит 41 - списана себестоимость проданного товара. После возврата товара от покупателя: Вариант 1. Продажа и возврат товара осуществлены в одном финансовом году. Дебет 62 Кредит 90-1 - сторно - отражена выручка от продажи товара; Дебет 90-2 Кредит 41 - сторно - списана себестоимость проданного товара; Дебет 68 Кредит 90-3 - принят к вычету НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет при реализации товара (п. 5 ст. 171 НК РФ); Дебет 62 Кредит 51 - возвращены покупателю денежные средства за возвращенные товары. Вариант 2. Возврат товара произведен в следующем финансовом году. Дебет 91-2 Кредит 62 - выявлен убыток прошлых лет; Дебет 91-2 Кредит 41 - сторно - списана себестоимость проданных товаров; Дебет 62 Кредит 51 - возвращены денежные средства за проданный товар ненадлежащего качества; Дебет 68 Кредит 91-1 - принят к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет (п. 5 ст. 171 НК РФ). При возврате некачественного товара поставщику: Дебет 76 Кредит 41 - некачественный товар возвращен поставщику; Дебет 68 Кредит 19 - восстановлен НДС, ранее принятый к вычету; Дебет 76 Кредит 19 - сумма восстановленного налога учтена в претензии; Дебет 68 Кредит 51 - заплачена в бюджет сумма восстановленного налога; Дебет 51 Кредит 62 - удовлетворена сумма претензии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бухгалтерский и налоговый учет операций по возврату некачественного товара» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»