Для торговой компании в борьбе за потребителя основным инструментом выступает цена реализации товара. И это не удивительно, поскольку торговая деятельность не создает новой стоимости, поэтому, сколько бы ни старалась организация оптимизировать структуру постоянных и переменных издержек, во многом успех этих мероприятий будет зависеть от условий поставщика и сторонних организаций. Стимулирование потребительского спроса, а следовательно, и увеличение объема продаж происходит при помощи предоставления различного рода скидок, бонусов и премий. В российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует определение скидки. Это создает определенные трудности в том, что считать скидкой, и какие экономические последствия из этого вытекают. Как правило, под скидкой понимают уменьшение первоначально заявленной цены товара. Однако это не совсем корректная трактовка этого понятия, поскольку скидка может предоставляться покупателю уже после совершения сделки купли-продажи (скидка как прощение долга). Поэтому скидку можно определить как экономические отношения между покупателем и продавцом по достижению оптимальных условий сделки. Следует заметить, что различают скидки производителя и скидки продавца. Отличие состоит в механизме предоставления таких скидок. Как правило, при предоставлении скидки производитель товара жертвует частью своей прибыли за счет увеличения объема реализации и так называемого эффекта масштаба, в случае скидки продавца источником предоставления последней является торговая наценка. Именно за счет нее продавец покрывает все понесенные издержки и получает прибыль. Система использования скидок в торговой организации должна быть закреплена в маркетинговой политике, которая может являться составной частью учетной политики хозяйствующего субъекта. Если компания использует несколько схем предоставления скидок, необходимо каждую из таких схем закрепить в маркетинговой политике отдельно, прописав условия вступления в силу каждой из них. В российской практике предоставление скидок и использование различных дисконтных систем в последние годы находит широкое применение. Основным видом скидки, которую используют торговые организации, является функциональная скидка или торговая. Она представляет собой снижение изначально объявленной цены товара. Этот вид скидки - наиболее распространенный инструмент борьбы в ценовой конкуренции. Как правило, использование современной дисконтной системы осуществляется посредством выдачи пластиковых карт покупателям. О вопросе учета таких карточек высказался Минфин России в одном из своих разъяснений. Во-первых, он указал, что бесплатная выдача дисконтных карт покупателям может рассматриваться как часть маркетинговой политики организации. При этом финансовое ведомство указало, что безвозмездная передача товаров в рекламных целях (коей и является выдача дисконтной карты) подлежит обложению НДС. Таким образом, операции по выдаче бесплатных дисконтных карт, дающих право на скидку, покупателям будут облагаться НДС. Однако если в положении о дисконтных картах (маркетинговой политике) и на самих картах указано, что дисконтная карта является собственностью торговой организации, то передача их покупателям не будет считаться реализацией. Так как объектом налогообложения по НДС является реализация, то есть переход права собственности (ст. ст. 146 и 39 НК РФ), в таком случае право собственности на карту остается у ее эмитента, и НДС данные операции облагаться не должны. В то же время, если передача дисконтных карт производилась в рамках рекламной акции и расходы на приобретение (создание) карты не превышают 100 руб., то согласно пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ данные операции также не будут облагаться НДС. Если же операция по передаче дисконтной карты не соответствует требованиям пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, то необходимо начислять НДС по такой операции. Для товаров, обладающих ярко выраженным характером сезонности, используют сезонные скидки. В отношении этого вида скидок существуют определенные законодательные ограничения. Дело в том что сами по себе сезонные скидки являются достаточно большими, а двадцатипроцентное отклонение цены в российском законодательстве от уровня цен аналогичных товаров на рынке является поводом к доначислению налогов (ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации). Поэтому в отношении предоставления сезонных скидок необходимо четко прописать условия и метод их предоставления в маркетинговой политике. Также существуют товары, носящие псевдосезонный характер. Колебания их цен не связаны с какими-либо сезонными изменениями. Такими примерами могут быть парфюмерные товары, цветы, шампанское, мандарины. Следовательно, такие скидки можно назвать праздничными. Большинство торговых организаций заинтересовано в привлечении постоянных покупателей. Для этого используются различные виды накопительных и бонусных скидок. Накопительные скидки предоставляются покупателю по достижении определенного объема покупок, причем скидка предоставляется на последнюю по времени приобретения покупку. Методика предоставления накопительной скидки заключается в том, что от раза к разу размер скидки увеличивается. Такая система обладает значительным психологическим эффектом и буквально привязывает покупателя к данной торговой организации. Бонусная система отличается от накопительной только тем, что размер предоставляемой скидки фиксирован и предполагает приобретение покупателем определенного вида товара, количества, времени. Бонусная система скидок наиболее удобна при проведении различных акций и мероприятий фирмы по привлечению новых покупателей и реализации залежалого товара. Также в системе бонусных скидок существует так называемый ретро-вариант. По своей сути он представляет собой совмещение систем накопительной и бонусных скидок. Дело в том что при ретро-варианте скидка распространяется не только на последнюю по времени приобретения покупку, но и на покупки, сделанные ранее. В крупных розничных сетях может использоваться также система комплектных скидок. Суть этой системы заключается в том, что товар, входящий в комплект, стоит несколько дешевле, чем в отдельности. Как правило, такая система достаточно эффективна при торговле товарами, которые дополняют друг друга (товары-комплименты). Довольно редкой, но вместе с тем достаточно эффективной системой предоставления скидок является предоставление авансированных скидок. Как правило, она используется в крупных торговых организациях, осуществляющих оптовые продажи новым клиентам. Суть этой системы сводится к тому, что торговая организация, не зная своего нового клиента, предоставляет ему определенный размер скидки с условием того, что покупатель в ответ на это приобретает определенное количество товара. Если покупатель выполняет план по закупке, то он получает право на предоставление скидки в следующем отчетном периоде. Условия предоставления скидок должны быть зафиксированы в договоре. Как правило, это могут быть либо отдельные пункты самого договора купли-продажи, либо дополнительное соглашение к основному договору. Также следует отметить, что при составлении дополнительного соглашения к договору, чтобы избежать возникновения претензий со стороны налоговых органов, необходимо разграничить понятия скидки и премии. Скидка воспринимается как уменьшение цены товара, премия - это вознаграждение за что-либо (своевременную оплату счетов, своевременное выполнение условий поставки и так далее). Таким образом, независимо от того, какая система скидок используется в деятельности торговой организации, она должна быть экономически обоснована и документально закреплена во внутренних документах компании.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Система скидок» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»