Рыночная экономика не исключает, но предполагает государственное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики. Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма основывается на симбиозе элементов различных теорий регулирования — концепций кейнсианства (Дж.М. Кейнс, Дж.В. Робинсон), монетаризма (М. Фридмен), конвергенции социально-экономических систем (Дж.К. Гэлбрейт, У. Ростоу, Я. Тинберген). Данные теории были разработаны применительно к условиям развитых рыночных отношений, но в чистом виде ни одна из них практически не применяется. Привлекательность каждой теории проявляется на определенной стадии развития общества. Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям: • регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику; • регулирование пропорций воспроизводства — структурного развития экономики; • разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики, или отдельных ее отраслей, или направлений; • установление социальных, гуманитарных, экологических норм; • нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие, как предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги и др.; • введение стандартов качества продукции и услуг; • определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы. Существуют следующие методы государственного регулирования рынка: • правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг и др.); • финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.); • социальные (установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий и др.). Перечисленные методы можно разделить на: • прямые (общегосударственные программы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройку экономики, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции, государственный заказ); • косвенные (финансовая политика, налоговая политика, условия и направления кредитования, регулирование внешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование и др.). Государство осуществляет регулирование на основе демократизации и децентрализации функций при передаче многих полномочий по регулированию рыночной экономики на региональные уровни или демократическим институтам, представляющим интересы различных объединений граждан.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственное регулирование экономики» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»