Неприбыльная организация (non-profit organization, НПО)
НПО - форма открытой организации, обычно специализирующейся на предоставлении merit goods - товаров, которые ряд людей хотели бы видеть потребляемыми в большем объеме другими людьми (так как они первые также получат от этого пользу опосредованно). Например, зеленые насаждения, защита от голода, прививки, образование Заказчики merit goods бывают двух типов. Заказчик № 1 – это правительство, которое заинтересовано в том, чтобы народ не бунтовал и исправно платил налоги. Заказчик № 2 - разные частные лица. Здесь все зависит от того, какого рода массовые предпочтения возникают в обществе. НПО могут быть 2-х видов: 1) фонд (цель - создание и распространение в больших объемах, дешево либо совсем даром частных merit goods). Основной источник финансирования - пожертвования, цели получения прибыли не преследует. 2) Non-profit organization, специализирующаяся на merit goods. Ориентирована на стандартную прибыль, если её не получает, то собирает частные вклады точно так же, как и фонды. Отличие foundation от non-profit firm в том, что фонд, как правило, не занимается продажей, а многие non-profits ею занимаются при дополнительном субсидировании своей деятельности. НПО работает не ради прибыли и не имеет residual claims. Т.е. остаточные права, как правило, отрицательные, их надо покрывать дотациями, благотворительными вкладами. Управление – совет фонда, менеджеры, правление. Преимущества 1. Возможность диверсификации активов (доноры, которые желают стимулировать те или иные merit goods, распределяют свой портфель, вкладывая средства в несколько фондов). Также спонсоры при достаточной диверсификации могут добиваться эффективности своих капиталовложений, т.к. им выгодно, если искомой цели (производства достаточного кол-ва благ с особыми достоинствами) они будут достигать путём меньших взносов. 2. Диверсифицированность вкладов позволяет донорам оценить эффективность деятельности того или иного фонда (какой из них больше средств тратит на собственный аппарат, какой меньше, и пр.). Часто доноры являются членами совета фонда и тем самым участвуют в управлении им. 3. Нет претензий на остаточный доход, след-но, нет агентских издержек между спонсорами и претендентами на остаточный доход. Недостатки 1. Низкая эффективность деятельности, ниже чем у ООВ (т.к. нет достаточных стимулов снижать издержки управления и производства, т.к. спонсоры не стремятся получить прямую выгоду от своих вложений, а правом на получение остаточного дохода никто не наделён) 2. Есть агентские издержки между спонсорами и управляющими, которые могут быть уменьшены путём участия спонсоров в управлении. Но всё равно существует проблема отлынивания со стороны менеджеров, необходимость их контроля.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Неприбыльная организация (non-profit organization, НПО)» з дисципліни «Індустріальна економіка»