Государство широко использует различные меры по коррек- тировке деятельности фирм c помощью различного рода ограни- чений. Государство может ограничить право на остаточный доход путем установления более низких цен на продукцию компании, которые перераспределяют часть прибыли в пользу потребителей. Государство может регулировать предельную норму рентабельно- сти*. Избыточная прибыль сверх порогового уровня должна посту- пать потребителям в виде снижения цен. Подобное регулирование часто применяется, к примеру, по отношению к предприятиям в сфере коммунальных услуг. Как предприятия реагируют на подобное государственное регулирование, и как оно влияет на оппортунистическое поведе- ние управляющих этих предприятий? Если государство регулиру- ет норму прибыли на капитал, то предприятия проявляют склон- ность к выбору более капиталоемкой комбинации используемых ресурсов, чем та, которую они выбрали бы в отсутствие регулиро- вания. Увеличивается количество используемого капитала. В этом проявляется так называемый эффект Эверча-Джонсона. * Норма рентабельности (rate of return) — прибыль, приносимая инвестици-rate of return) — прибыль, приносимая инвестици- of return) — прибыль, приносимая инвестици-of return) — прибыль, приносимая инвестици- return) — прибыль, приносимая инвестици-return) — прибыль, приносимая инвестици-) — прибыль, приносимая инвестици- ями. Рассчитывается как отношение полученной суммарной прибыли компании до вычета налогов к объему вложенного капитала.
333 5.2. Альтернативные фирмы деловых предприятий Регулируемая фирма должна принести общий доход, которые покроет ежегодные расходы фирмы и принесет разумную прибыль на вложенный капитал. Сумма доходов должна быть равна E + r · RB , где Е — ежегодные расходы, в которые входят эксплутационные расходы (зарплата работников, сырье и материалы), амортизация и налоги, r — множитель, представляющий собой «справедливую норму» прибыли, а RB — это база для исчисления тарифа, которая представляет собой приписываемую ценность капиталовложений. Прежде всего регулируемая фирма имеет возможность пере- ложить свои текущие расходы E на потребителей, у нее будет мало стимулов, чтобы ограничивать их, а возможности регулирующего органа по определению разумности и обоснованности издержек ограничены. Регулирующий орган может поставить под сомнение расходы на рекламу, иногда он проверяет зарплату высших управ- ляющих. Если компания покупает сырье у дочерней компании, которая целиком принадлежит ей, то регулирующий орган может проверить разумность цен. Множимое RB создает стимулы к чрезмерному вложению ка- питала. Если фирме дозволено увеличивать RB , то цены, которые она сможет назначать, и, соответственно, ее прибыли увеличатся пропорционально RB . Регулирующему органу сложно определить, насколько оправданными были дополнительные капиталовложе- ния. В 1962 году Эверч и Джонсон проанализировали регулиро- вание нормы прибыли и пришли к выводу, что, поскольку раз- решенная прибыль напрямую зависит от RB — капитала фирмы, то она будет склонна заменять другие активы капиталом [Averch, Johnson, 1962]. Одно из подтверждений существования эффек- та Эверча-Джонсона — это то, что предприятия, производящие электроэнергию, предпочитают иметь собственные мощности для удовлетворения спроса потребителей в период пиковой нагрузки, а не покупать электроэнергию у соседних компаний. Возможно покупка электроэнергии у соседей обошлось бы дешевле, чем строительство собственных мощностей, но покупаемая электроэ- нергия входит составной часть в Е — ежегодные расходы и затраты на нее просто компенсируются. А инвестиции в создание мощно-
334 Глава 5 Институциональные теории фирмы стей для удовлетворения потребностей в электроэнергии в перио- ды пиковой нагрузки увеличивают RB — базу для расчета тарифа и приводят к увеличению допустимой прибыли. Эффект Эверча-Джонсона, возможно, имеет и положитель- ные последствия: он стимулирует инновации, поскольку техноло- гические изменения в большинстве регулируемых отраслей про- исходят за счет замещения капиталом других активов. Управляющие в условиях регулирования цен увеличивают расходы, непосредственно не связанные с производством благ, — увеличивают представительские расходы, раздувают штаты, созда- ют для себя и своих подчиненных более комфортные условия тру- да. Акционеры регулируемых предприятий в свою очередь более терпимо относятся к оппортунистическому поведению управляю- щих. Они могут удовлетворять личные потребности, не ущемляя интересов акционеров. Рыночная оценка будущих последствий текущих действий управляющих не так важна для акционеров ре- гулируемых фирм. Рыночный механизм корпоративного контро- ля здесь действует слабее, хотя, в конечном счете, рынок капитала все же ограничивает регулируемое предприятие в выборе неэф- фективного поведения. Кроме того, в период между пересмотром тарифов, регулируемая фирма может получить прибыль, снижая издержки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Регулируемые фирмы» з дисципліни «Індустріальна економіка»