По мере становления более сложных обществ происходит движение в направлении от неписаных традиций и норм поведе- ния к писаным законам, осуществляется постепенная формализа- ция правил. Часто при этом формальные институты возникают на основе неформальных правил. Первые писаные кодексы коммер- ческого поведения стали возможными благодаря существованию множества неформальных правил, которые регулировали жизнь общества на более ранних стадиях развития. Но и позже в тради- ции общего права действовал принцип: “ Judges must find common law ” — «судьи должны найти обычное право». Судьи в общем пра- ве, в соответствии со старинным принципом юриспруденции, не могут принимать закон, пока не обнаружат социальную норму, которая заслуживает того, чтобы за ее соблюдением следило го- сударство.
43 1.3. Институциональная структура общества В связи с этим можно привести следующий пример. В среде купцов XVIII века имели хождение расписки и векселя как сред- ство платежа и кредита. Но в связи с их обращением возникали очень сложные вопросы распределения риска. Предположим, купец А поставил товары купцу В . Получив товары В передает А расписку с обещанием выплатить определенную сумму в указан- ный срок в будущем. А продает расписку В третьему лицу — С . Тем временем В обнаруживает дефект в товарах, которые он купил у А . Теперь у В есть товары с дефектом, а у С — обещание В заплатить за них А . Может ли В отказаться платить С , ссылаясь на то, что А поставил некачественные товары, или В должен сначала запла- тить С , а потом подать в суд на А за нарушение договорных обя- зательств? Подобные правовые вопросы вставали в связи с бурно развивавшейся в XVIII веке торговлей. Судья Мэнсфилд, как счи- тается, дал основную массу ответов на них. Мэнсфилд знал, что он никогда до конца не поймет, как бизнес использует финансовые инструменты. Поэтому он и не пытался изобрести правила лучше тех, которые сложились на практике. Он тщательно изучал нормы поведения, которые возникли в бизнесе, и старался выявить наи- лучшую сложившуюся практику и заставить стороны соблюдать ее [Cooter, 1996, р. 144]. Формальные правила включают: 1. политические правила; 2. экономические правила; 3. контракты. Совокупность этих правил организована в виде иерархии [Норт, 1997б, с. 68]. На самом верху иерархии находятся консти- туция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым го- сударство делегирует подобные правомочия, затем законодатель- ные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками свя- зано изменение формального правила. Пересмотр индивидуаль- ных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряже- ния местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обе-
44 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения спечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение лю- дей более предсказуемым. Политические правила определяют в самом общем виде ие- рархическую структуру общества, процедуры принятия полити- ческих решений и устанавливают способы осуществления кон- троля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формальные институты» з дисципліни «Індустріальна економіка»