ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, ИЛИ СИТУАЦИОН­НОЕ УПРАВЛЕНИЕ
История возникновения. Метод ситуационного управления
возник в связи с необходимостью моделирования процессов при­
нятия решений в системах с активным элементом (человеком). В
его основе лежат три основные предпосылки.
Первая предпосылка - это психология, которая начала изу­
чать принципы и модели принятия решений человеком в опера­
тивных ситуациях. Известны работы советских психологов в этой
области - В.Н. Пушкина, Б.Ф.Ломова, В.П. Зинченко и др. [1, 2,
3]. В.Н. Пушкин сформулировал так называемую модельную тео­
рию мышления [1]. Он показал, что психологический механизм
661 регулирования актов поведения человека тесно связан с построе­
нием в структурах мозга информационной модели объекта и
внешнего мира, в рамках которого осуществляется процесс уп­
равления на основе восприятия человеком информации извне и
уже имеющегося опыта и знаний. Основой построения модели
являются понятийные представления об объектах и отношениях
между ними, отражающие семантику выделенной сферы деятель­
ности человека (предметной области). Модель объекта имеет
многоуровневую структуру и определяет тот информационный
контекст, на фоне которого протекают процессы управления. Чем
богаче такая информационная модель объекта и выше способно­
сти манипулирования знаниями, тем выше качество принимае­
мых решений, многообразнее поведение человека. В.Н. Пушкин
впервые выделил три важные особенности процесса принятия
решений [1]: наличие возможности классификации ситуаций в со­
ответствии с типовыми решениями по управлению; принципиаль­
ная открытость больших систем; существенная ограниченность
языка описания пространства состояний и решений объекта уп­
равления.
Второй предпосылкой метода ситуационного управления
стали представления, полученные в исследованиях по семио­
тике-науке о знаковых системах. Это работы Ю.А. Шрейде-
ра, Ю.Д. Апресяна. Была определена трехаспектная структура
знака в любой знаковой системе: имя знака, отражающее его син­
таксический аспект; содержание знака, выражающее его семан­
тический аспект; назначение знака, определяющее его прагмати­
ческий аспект (треугольник Фреге). В прикладной семиотике
знаки, вариантами которых являются слова, предложения, тек­
сты, стали рассматриваться как системы, замещающие реальные
объекты, процессы, события внешнего мира [23]. Совокупности
знаков с отношениями между ними, таким образом, стали моде­
лирующими псевдофизическими аналогами реальных систем фун­
кционирования и управления. Именно поэтому ситуационное уп­
равление называли еще и семиотическим моделированием,
поскольку знаковый язык достаточен для описания и процессов
функционирования объекта с требуемой степенью приближения.
Третья предпосылка связана с разработками в области инфор­
мационно-поисковых систем и попытками создания формального
языка описания и представления технических наук с целью авто-
662 матизации работ по реферированию научных публикаций и орга­
низации процессов поиска, хранения и представления инфор­
мации. В рамках этих исследований Э.Ф. Скороходько был раз­
работан и исследован язык, получивший затем название языка
гх-кодов [4]. Свою реализацию этот язык нашел в информацион­
но-поисковой системе БИТ, которая успешно и довольно долго
эксплуатировалась в Институте кибернетики АН УССР.
На основе модельной теории мышления В.Н. Пушкина, язы­
ка гХ'Кодоъ Э.Ф. Скороходько и семиотики Д.А. Поспелов, а за­
тем Ю.И. Клыков в 1965 г. сформулировали новую кибернети­
ческую концепцию управления большими системами в виде
метода ситуационного управления [1-9].
Сущность метода
• За основу управления принято понятие ситуация как основ­
ной объект описания, анализа и принятия решений. Следователь­
но, необходимы соответствующие средства - описания, класси­
фикации, обучения и трансформации ситуаций в соответствии с
принимаемыми решениями.
• Классификация ситуаций обосновывалась существованием,
исходя из анализа структуры задач управления в больших систе­
мах, на каждом уровне управления множества ситуаций, число
которых несоизмеримо велико по сравнению с множеством воз­
можных решений по управлению. Задача принятия решений трак­
товалась как задача поиска такого разбиения множества ситуа­
ций на классы, при котором каждому классу соответствовало
решение, наиболее целесообразное с позиции заданных критери­
ев функционирования. При наличии такого разбиения поиск ре­
шения в конкретной ситуации сводился к поиску класса и соотне­
сения ему решения по управлению. Однако такая постановка
задачи справедлива для систем управления, в которых число по­
тенциально возможных ситуаций (ПВС) существенно превышает
(иногда на несколько порядков) число возможных решений
по управлению. Этот случай соответствует контекстно-независи­
мому способу вывода решений, когда все множество ПВС разби­
вается на классы таким образом, чтобы каждому классу в соот­
ветствие ставилось решение по управлению. Случай, когда
множества ситуаций и решений были либо соизмеримы по мощ­
ности, либо достаточно больше, чтобы этот факт можно бьшо ус­
тановить, был рассмотрен и разработан затем в работах Л.С. За-
гадской и ее школы [12 - 18].
663 • За основу языка описания всего множества ситуаций были
взяты идеи языков г-дг-кодов и синтагматических цепей. Роль мно­
жества объектов предметной области играли их знаковые экви­
валенты в естественном языке, т.е. слова-имена, а в роли отноше­
ний выступали слова-имена, соответствующие реальным связям
между объектами или процессами. В качестве грамматики языка
ситуационного управления (ЯСУ) выступали правила порожде­
ния новых понятий и отношений, их преобразования и класси­
фикации (см. Язык ситуационного управления).
• Важнейшая идея метода - формирование семиотической
модели объекта путем обучения принятию решений. При этом
рассматривались два режима обучения: экспертом, хорошо зна­
ющим исследуемую предметную область, либо на основе анали­
за множества конкретных ситуаций и решений по управлению.
Очевидно, что последний случай более длителен, не гарантирует
полноту описания, требует наличия статистики ситуаций и при­
нятых в них решений, что далеко не всегда возможно. Поэтому
всеобщей практикой стало в основном использование первого
подхода к обучению. Тем не менее наличие в ЯСУ средств обоб­
щения и классификации ситуаций обеспечивает принципиальную
возможность создания моделей, способных к усовершенствова­
нию функций принятия решений в изменяющихся условиях ра­
боты объекта управления. Другими словами, создается возмож­
ность «выращивания» модели объекта для заданных условий
функционирования.
Развитие ситуационного моделирования. В 1973 г. Л.С. Загад-
ская (Болотова) [1, 7-18] разработала еще один, новый тип сис­
тем ситуационного управления, рассматривавший класс систем
управления, в котором мощности множеств возможных ситуаций
и решений по управлению сопоставимы или неизвестны. Пред­
лагалось все множество ситуаций разбивать на классы таким об­
разом, чтобы каждому классу в соответствие ставилась струк­
тура типового решения. На следующем этапе решения эта
структура доопределялась в процессе интерпретации и конкре­
тизации решения и с учетом имеющихся ограничений на ресур­
сы. Таким образом, каждому типовому решению по управлению
и. в соответствие ставится его структура М., и, следовательно,
кроме множества С/ = {t/p U2,...UJ, строится множество струк­
тур типовых решений М = {Мр М2,...М^}.
664 Затем для каждой структуры выявлялся необходимый кон­
текст-пласт знаний, имеющий фреймовую структуру и включаю­
щий правила интерпретации ситуаций в пределах данной струк­
туры и множество процедур для их трансформации и имитации.
Была разработана также логико-семиотическая модель вывода
решений на иерархии структур принятия решений [14, 15].
Очевидно, что во втором случае существенно усложняется
проблема построения модели предметной области (МПО). Раз­
работка МПО до сих пор является искусством, требует примене­
ния высочайшей квалификации системных аналитиков. Необхо­
димо ответить на ряд вопросов:
• Каким образом задаются границы выделенной предметной
области?
• Каким образом формируется непротиворечивый язык опи­
сания всех множеств ситуаций и процессов для МПО со слож­
ной, иерархической и распределенной структурой?
• Каким образом формируется система знаний о МПО, дос­
таточная для достижения поставленных целей?
• Каким образом «проявляются» необходимые взаимодей­
ствия между участниками процессов управления и принятия ре­
шений, как они описываются?
• Каким образом принимаются решения в условиях непол­
ноты, неопределенности и неоднозначности?
В результате исследования и разработки прикладных систем
ситуационного управления была создана сквозная методология
и технология проектирования систем ситуационного управления
большими системами, включая необходимые инструментальные
средства и системы на базе языков РЕФАЛ и ЛИСП [18].
Как следует из описания языка ситуационного управления (см.) и
организации ситуационной модели управления, уже тогда, в 70-е гг.
XX в., системы ситуационного управления (ССУ) имели все при­
знаки современных экспертных систем (ЭС) по меньшей мере
2-го поколения, т.е. динамических ЭС. Это и наличие семиоти­
ческой модели объекта управления и процессов его функциони­
рования в виде системы правил продукционного типа, и естествен­
но-языковый интерфейс с разработчиками и пользователями, и
наличие встроенной логики времени, обеспечивающей работу
ССУ в режиме реального времени и моделирования. Это и инст­
рументальные программные средства реализации ССУ на базе
языков ЛИСП и РЕФАЛ. Более того, отечественные специалис-
665 ты создавали большие системы и даже внедряли их в практику в
составе промышленных АСУ.
Примеры.
• Система ситуационного управления «Авиаремонт», выпол­
ненная Одесским отделением Института экономики АН УССР как
часть АСУ «Авиаремонт» для ЦНИИАСУ (Рига).
• Система ситуационного диспетчерского управления взле­
том и посадкой самолетов, разработанная для ВНИИРА (Ленин­
град).
• Система планирования сеансов спутниковой связи.
• Ряд систем специального назначения и др. [18-22].
На Западе, а затем и в нашей стране, развивались эвристичес­
кое программирование (60-е гг. XX в.), искусственный интеллект
(см.) - ИИ (70-е гг. XX в.), но у нас в стране, за занавесом, плохо
представляли, что делается за рубежом. Те, кто имел доступ к аме­
риканским и западным источникам, не понимали данного направ­
ления и считали, что ИИ - это что-то совсем другое и никакого
отношения к ситуационному управлению не имеет. Все измени­
лось в 1975 г., когда в Тбилиси состоялась IV Международная
конференция по ИИ, на которую приехали практически все круп­
ные ученые мира в области искусственного интеллекта. Вот тог­
да стало ясно, что и наши специалисты, и зарубежные практичес­
ки занимаются одним и тем же, но с разных точек зрения.
Отечественные специалисты шли «сверху» и пытались решить
проблемы, методологически и концептуально ясные, но еще не
обеспеченные базовыми средствами - ни теоретическими, ни ин­
струментальными. Конференция многим помогла осознать и оп­
ределить свое место в международном процессе движения к ис­
кусственному разуму. На последующих школах, семинарах,
всесоюзных симпозиумах по ситуационному управлению уже в
1975 г. были четко сформулированы проблемы, тормозящие раз­
витие ситуационного управления. Это в первую очередь разра­
ботка моделей представления знаний и инструментальных сис­
тем программной поддержки ССУ.
К 1980 г. существовали десятки ССУ разной степени разрабо­
танности. Большинство из них - демонстрационные и исследова­
тельские образцы. Коммерческих образцов не было вообще. До
промышленных образцов доводились немногие по ряду причин:
отсутствие инструментальных программных систем, доведенных
до стадии коммерческих образцов; отсутствие культуры доведе-
666 ния своих программных средств до коммерческой стадии; отсут­
ствие понимания новой парадигмы в широкой среде разработчи­
ков АСУ; недофинансирование возможности и выгодности со­
здания коммерческих инструментальных систем-оболочек.
Ученые-западники шли к ИИ «снизу», от игр в кубики, крес­
тики-нолики и т.п. Их интересовали интеллектуальные роботы и
планирование их поведения. Поэтому эти задачи и сегодня явля­
ются классическими при обучении теоретическим основам ИИ.
Именно на них были разработаны все основные модели представ­
ления знаний: продукционные, семантические сети, фреймы.
С 1977 г. началось расслоение в рядах «ситуационщиков».
Школы Д.А. Поспелова, В.А. Вагина, Л.Т. Кузина и некоторые
другие, ближе стоявшие к теоретическим исследованиям по роду
своего положения (АН СССР, вузы), быстро перестроились на
зарубежную терминологию и освоили достижения Запада. Это
было легко сделать, поскольку разница была в основном терми­
нологическая.
В начале 80-х гг. появились экспертные системы (см.), и тут
выяснилось, что по своей сути они вроде бы совпадают с ССУ,
как у нас их и представляли. И термин этот показался более удач­
ным, быстро вошел в моду. В результате уже к началу 90-х гг.
XX в. почти все «ситуационщики» занимались ЭС.
Таким образом, получилось, что ситуационное управление
сыграло в нашей стране роль основы для большого числа специ­
алистов по искусственному интеллекту (см.).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, ИЛИ СИТУАЦИОН­НОЕ УПРАВЛЕНИЕ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит документального оформлення операцій з обліку витрат і виход...
Формування і використання резерву для відшко-дування можливих втр...
Визначення грошових потоків з неопрацьованих первин-них даних
ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...
Реки, текущие в гору


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (27.10.2011)
Переглядів: 2404 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП