ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ (РАЗВИВАЮЩАЯСЯ) СИС­ТЕМА
Термин этот трактуется в разных работах неоднозначно. На­
пример, Г. Ферстер [3, 5] самоорганизующуюся систему характе­
ризует тем, что ее избыточность по Шеннону растет с течением
времени. Если избыточность определить соотношением
LJ
R = 1 , где Н - энтропия (см.), Н^ - максимально возможная
энтропия, то для самоорганизующейся системы должно выпол­
няться условие // ^ > Я — • ^' Паск [3, 4] называет самоор-
ганизующимися такие кибернетические системы, в отношении
элементов которых можно утверждать, что они способны само­
стоятельно принимать решения. При этом между элементами-
игроками могут возникать коалиции, дающие им определенные
преимущества, т.е. формируется структура, организация систе­
мы. Г. Хакен [9] называет систему самоорганизующейся, «если
она без специфического воздействия извне обретает какую-то про­
странственную, временную и функциональную структуру».
В классификации, предложенной в [2, 6, 8], самоорганизую­
щимися, или развивающимися, системами названы такие, ко­
торые характеризуются рядом признаков, особенностей, прибли­
жающих их к реальным развивающимся объектам. Эти особен­
ности, как правило, обусловлены наличием в системе активных
элементов и носят двойственный характер: они являются новы-ми свойствами, полезными для существования системы, при-
спосабливаемости ее к изменяющимся условиям среды, но в то
же время вызывают неопределенность, затрудняют управление
системой.
Основные из этих особенностей:
• нестационарность (изменчивость, нестабильность) отдель­
ных параметров и стохастичность поведения; эта особенность
легко интерпретируется для любых систем с активными элемен­
тами (живых организмов, социальных организаций и т.п.);
• уникальность и непредсказуемость поведения системы в
конкретных условиях; эти свойства возникают у системы благо­
даря наличию в ней активных элементов, в результате чего у нее
как бы проявляется «свобода воли», но в то же время имеет место
и наличие предельных возможностей, определяемых ресурсами
(элементами, их свойствами) и характерными для определенного
типа систем структурными связями;
• способность адаптироваться к изменяющимся условиям сре­
ды и помехам (причем как к внешним, так и к внутренним), что,
казалось бы, является весьма полезным свойством, однако адап­
тивность может проявляться не только по отношению к помехам,
но и по отношению к управляющим воздействиям, что весьма
затрудняет управление системой;
• принципиальная неравновесность; при исследовании отли­
чий живых, развивающихся объектов от неживых биолог Эрвин
Бауэр [1] высказал гипотезу о том, что живое принципиально на­
ходится в неустойчивом, неравновесном состоянии и, более того,
использует свою энергию для поддержания себя в неравновесном
состоянии (которое и является собственно жизнью). Эта гипоте­
за находит все большее подтверждение в современных исследо­
ваниях (см., например, [7]). При этом возникают проблемы со­
хранения устойчивости (см.) системы;
• способность противостоять энтропийным (разрушающим
систему) тенденциям и проявлять негэнтропийные, обусловлен­
ная наличием активных элементов, стимулирующих обмен мате­
риальными, энергетическими и инфомационными продуктами со
средой и проявляющих собственные «инициативы», благодаря
чему в таких системах нарушается закономерность возрастания
энтропии (аналогичная второму закону термодинамики, действу­
ющему в закрытых системах, так называемому «второму нача-
609 лу») и даже наблюдаются негэнтропийные тенденции, т.е. соб­
ственно самоорганизация, развитие, в том числе «свобода воли»;
• способность вырабатывать варианты поведения и изменять
свою структуру, выходить на новый уровень эквифинальносты
(см.), сохраняя при этом целостность и основные свойства; это
свойство может обеспечиваться с помощью различных методов,
позволяющих формировать разнообразные модели вариантов
принятия решений;
• способность и стремление к целеобразованию; в отличие
от закрытых (технических) систем, которым цели задаются из­
вне, в системах с активными элементами цели формируются внут­
ри системы (впервые эта особенность применительно к экономи­
ческим системам была сформулирована Ю.И. Черняком [10]);
целеобразование - основа негэнтропийных процессов в социаль­
но-экономических системах;
• неоднозначность использования понятий; например, «цель»
- «средство», «система» - «подсистема» и т.п. Эта особенность
проявляется при формировании структур целей, при разработке
проектов сложных автоматизированных комплексов, когда лица,
формирующие структуру системы, назвав какую-то ее часть под­
системой, через некоторое время начинают говорить о ней, как о
системе, не добавляя приставки «под», или подцели начинают
называть средствами достижения вышестоящих целей, что часто
вызывает затяжные дискуссии, которые легко разрешаются с по­
мощью свойства «двуликого Януса» (см. Иерархичность),
Рассмотренные особенности противоречивы. Они в большин­
стве случаев являются и положительными, и отрицательными,
желательными и нежелательными для создаваемой системы. Их
не сразу можно понять и объяснить для того, чтобы выбрать и
создать требуемую степень их проявления. Исследованием при­
чин проявления подобных особенностей сложных объектов с
активными элементами занимаются философы, психологи, спе­
циалисты по теории систем, которые для объяснения этих осо­
бенностей предлагают и исследуют закономерности систем (см.
Введение).
Противоречивые особенности развивающихся систем и объяс­
няющие их закономерности в реальных объектах необходимо
изучать, постоянно контролировать, отражать в моделях и ис­
кать методы и средства, позволяющие регулировать степень их
проявления.
610 При этом следует иметь в виду важное отличие открытых (см.)
развивающихся систем с активными элементами от закрытых
(см.): пытаясь понять принципиальные особенности моделиро­
вания таких систем, уже первые исследователи отмечали, что,
начиная с некоторого уровня сложности, систему легче изгото­
вить и ввести в действие, преобразовать и изменить, чем отобра­
зить формальной моделью.
По мере накопления опыта исследования, разработки или
преобразования (реконструкции, реструктуризации) таких систем
это наблюдение подтверждалось, и была осознана его основная
особенность - принципиальная ограниченность формализован­
ного описания развивающихся, самоорганизующихся систем. Эта
особенность, т.е. необходимость сочетания формальных методов
и методов качественного анализа, и положена в основу большин­
ства моделей и методик системного анализа. При формировании
таких моделей меняется привычное о них представление, харак­
терное для математического моделирования и прикладной мате­
матики. Изменяется представление и о доказательстве адекват­
ности таких моделей.
Основную конструктивную идею моделирования при отобра­
жении объекта классом самоорганизующихся систем можно сфор­
мулировать следующим образом [2, 6, 8]: разрабатывается знако­
вая система, с помощью которой фиксируют известные на данный
момент компоненты и связи между ними, а затем путем преобра­
зования полученного отображения с помощью установленных
(принятых) правил - правила структуризации (см.), или декомпо­
зиции', правила композиции, поиска мер близости на пространстве
состояний и т.п. - получают новые, не известные ранее компо­
ненты, взаимоотношения, зависимости, которые могут либо по­
служить основой для принятия решений, либо подсказать после­
дующие шаги на пути подготовки решения.
Таким образом можно накапливать информацию об объекте,
фиксируя при этом все новые компоненты и связи (правила взаи­
модействия компонентов), и получать отображения последователь­
ных состояний развивающейся системы, постепенно создавая все
более адекватную модель реального, изучаемого или создаваемо­
го объекта. При этом в процессе познания объекта информация
может поступать от специалистов различных областей знаний и
накапливаться во времени по мере ее возникновения.
611 Адекватность модели также доказывается как бы последова­
тельно (по мере ее формирования), путем оценки правильности
отражения в каждой последующей модели компонентов и связей,
необходимых для достижения поставленных целей.
Иными словами, такое моделирование становится как бы свое­
образным «механизмом» развития системы. Практическая реа­
лизация такого «механизма» связана с необходимостью разра­
ботки языка моделирования процесса принятия решения.
В основу такого языка (знаковой системы) может быть по­
ложен один из методов моделирования систем. Например, тео-
ретико-мноэ1сественные представления (см.), математическая
логика (см.), математическая лингвистика (см.), имитационное
динамическое моделирование (см.), информационный подход к
анализу систем (см.) и т.д. По мере развития модели методы мо­
гут меняться.
При моделировании наиболее сложных процессов (например,
процессов целеобразования, совершенствования организацион­
ных структур и т.п.) «механизм» развития (самоорганизации)
может быть реализован в форме соответствующей методики сис­
темного анализа (см.).
При создании и организации управления предприятиями и
другими социально-экономическими объектами часто пытаются
отобразить их, используя теорию автоматического регулирова­
ния и управления, разрабатывавшуюся для закрытых (см.), тех­
нических систем и не учитывающую полезную роль активных эле­
ментов в системе, что способно нанести вред предприятию,
сделать его неживым «механизмом», не способным адаптировать­
ся к среде и формировать механизмы самоорганизации.
В случае представления объекта классом самоорганизующихся
систем задачи определения целей и выбора средств, как правило,
разделяются. При этом указанные задачи, в свою очередь, могут
быть описаны в виде самоорганизующихся систем.
Рассматриваемый класс систем можно разбить на подклассы,
выделив адаптивные, или самоприспосабливающиеся, системы, са­
мообучающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовоспро­
изводящиеся и другие аналогичные классы, в которых в различ­
ной степени реализуются рассмотренные выше и еще не изученные
(например, для самовоспроизводящихся систем) особенности.
612 Отображение объектов в виде самоорганизующихся систем
позволяет исследовать наименее изученные объекты и процессы
с большой неопределенностью на начальном этапе постановки
задачи.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ (РАЗВИВАЮЩАЯСЯ) СИС­ТЕМА» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Програмне забезпечення для захисту інформації персональних комп’ю...
Умови кредитної угоди
Правила вживання апострофа
Ложный путь изобретательства
МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ. ГРОШОВІ ПОТОКИ ТА ЇХ БАЛАН-СУВАННЯ


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (26.10.2011)
Переглядів: 1458 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП