Социальная организация - это сложная, открытая, управляе мая, динамическая система с целенаправленным действием, со здаваемая людьми, объединяющая людей, в функционировании которой люди играют активную роль. Социальные организации создаются людьми для достижения определенных общественных и личных целей (см.). В этом заклю чается смысл их существования. Таким образом, социальная орга низация является элементом общественной системы. Но в рам ках таких организаций объединены интересы большого числа людей, сосредоточены материальные ресурсы. В организации в процессе ее работы создается определенная информационная среда, определяющая коммуникационные свя зи внутри нее и с внешней средой, складывается свой социально- психологический климат, также определяющий отношения меж ду людьми. Особенности социальных организаций: реализация потенци альных возможностей и способностей человека, формирование единства интересов людей (личных, коллективных, обществен ных), сложность, динамизм, высокий уровень неопределенности. Социальные организации имеют многообразные формы. Это предприятия, больницы, вузы, политические партии, спортивные общества и т.д. Термин «организация» применяется часто как обобщающее наименование предприятий, учреждений, научно- исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро и т.д. Например, «предприятия и другие организации», «на учно-исследовательские и проектные организации» и т.п. В дея тельности этих организаций важную роль играют отношения 555 между людьми, поэтому социальная организация является пред метом исследования многих общественных наук. Существует несколько подходов к квалификации социальных организаций. Рассмотрим некоторые из них. 1. Классификация по принципам объединения людей. Это добровольные организации, члены которых объединены на добровольной основе (например, религиозные общины, по литические партии, клубы), и принудительные организации, чле нами которых становятся принудительным путем (например, ме ста заключения). 2. Классификация по способу создания 1) Искусственные (или формальные). Создаются преднамерен но: они проектируются, затем строятся и реализуются на практи ке. Например, предприятия, школы, больницы. 2) Естественные (или неформальные). Возникают спонтанно, без предварительного проектирования и других заранее намечен ных действий. Например, стихийные поселения людей, группы сотрудников, объединенные общими личными интересами внут ри формальной организации. 3. Классификация по характеру деятельности 1) Технологические организации реализуют технологию из готовления определенной продукции или предоставления услуг. 2) Программно-целевые организации реализуют заранее оп ределенную программу работ по осуществлению некоторой со циальной проблемы. 3) Непрограммные организации. Реализуют сложную и гиб кую систему действий, которую четко определить заранее невоз можно. 4. Классификация по общественным функциям '1) Хозяйственные (деловые или коммерческие) организации создаются отдельными предпринимателями, коллективами и со циальными институтами для реализации коммерческой идеи. Один из основных стимулов деятельности таких организаций - прибыль. 2) Некоммерческие организации создаются для реализации какой-либо общественной или личной цели. Среди показателей деятельности таких организаций прибыль отсутствует. Их мож но подразделить на: общественные организации, которые являются союзами ин дивидуальных участников, объединенных общей некоммерческой идеей; 556 ассоциированные организации: семья, научная школа, нефор мальные группы. Более подробно рассмотрим хозяйственные организации из последней классификации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности и классификации социальных организаци» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»