ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (ОРГСТРУКТУРА)
Звеном может быть как отдельное подразделение (отдел, бюро,
сектор и др.), так и отдельный руководитель (директор, его заме­
стители и т.д.).
Эффективность работы предприятия существенно зависит от
организационной формы, выбранной для управления им. Этот
выбор влияет на число уровней управления предприятием, число
звеньев управления на каждом уровне, трудоемкость выполне­
ния функций управления, затраты на управление.
Проблема совершенствования организационных структур -
одна из самых сложных. При ее решении необходимо обеспечить
соответствие проблемы конкретному объекту управления (пред­
приятия, учреждения и т.д.) и его целям, а также условиям, в ко­
торых осуществляются управленческие функции.
Исследованиям форм и методов проектирования оргструктур
посвящено много работ. При представлении оргструктур для
предприятий различных объемов, использующих разные прин­
ципы управления, могут быть применены любые из форм струк­
тур (см. Структура). В теории и практике оргструктур для ха­
рактеристики этих форм и их комбинаций введена специальная
терминология.
Виды организационных структур. Исходными организацион­
ными формами управления являются [1, 3-5 и др.] линейная (см.)
и функциональная (см.), которые соответствуют древовидной иерар­
хической структуре и предельному случаю иерархии со «слабы­
ми» связями (см. Иерархические системы).
В настоящее время в чистом виде эти исходные формы орг­
структур не применяются. Однако принципы линейного и функ­
ционального управления используются в любой организацион­
ной структуре.
Линейная структура - исторически первый и самый простой
вид организационной структуры предприятия (рис. 1).
Такая организационная структура представляет собой древо­
видную иерархическую структуру, т.е. такую, в которой любой
элемент нижележащего уровня подчинен только одному элементу
525 Директор
Начальник
производства 1
Начальник
производства 2
I I . . . I
Начальник
производства п
Начальник
цеха /
т
I I '... I
Начальник
цеха /+ 1
1
Начальник
участка;
I I ... I
Начальник
участка j + 1
Мастер Мастер
Рис. 1
вышестоящего, что позволяет реализовать в системе управления
только отношения «руководство - подчинение».
В линейной структуре руководитель выполняет все функции
по управлению подразделениями - от управления собственно
производственным процессом до управления всеми видами обес­
печивающей деятельности (материально-техническое снабжение,
распределение финансов, учет труда и заработной платы сотруд­
ников, вплоть до подбора кадров). Поэтому он должен обладать
разнообразными знаниями и опытом управления, а структура
создает реальные условия для единоначалия, обеспечивает един­
ство распорядительства в системе управления. Такие свойства
линейной структуры ориентируют руководителей в основном на
решение оперативных задач.
Линейное управление строится на основе производственной
структуры предприятия и используется для управления органи­
зацией в целом (предприятие - цех - участок), а также его под­
разделениями (начальник цеха - начальник участка - мастер).
526 Отношение «руководство - подчинение» строится на основе ли­
нейной структуры и в управленческих подразделениях (началь­
ник отдела - начальник бюро - начальник сектора - руководи­
тель группы).
Линейные структуры были распространены в конце XIX -
начале XX в., а в настоящее время в нашей стране встречаются
на малых предприятиях.
На крупных предприятиях линейная организационная форма
управления в чистом виде не применяется. Однако такое свой­
ство линейной структуры, как принцип единоначалия и отноше­
ний «руководство - подчинение», являются обязательным элемен­
том всех видов организационных структур.
Функциональная структура появилась в результате разделения
управленческого труда по принципу его функциональной специа­
лизации, введенному Альфредом Слоуном по аналогии с разделе­
нием труда в производстве, предложенным Адамом Смитом.
При такой структуре управление предприятием осуществля­
ется по каждой функции в отдельности. Для этого в системе со­
здаются специализированные подразделения, деятельность кото­
рых направлена на решение специфического круга своих задач.
При этом каждое из функциональных подразделений имеет оди­
наковые права, и ему подчинены все производственные подраз­
деления (рис. 2).
Директор
Функциональный
руководитель 1
Функциональный
руководитель 2
Функциональный
руководитель п
Первичные производственные подразделения
Рис. 2
527 функциональные подразделения обеспечивают единую поли­
тику и централизацию управления по основным укрупненным
функциям организации производственного процесса (техничес­
кая и технологическая подготовка производства, материально-
техническое обеспечение процесса производства, финансовое,
кадровое и другие виды обеспечения предприятия).
Функциональная структура создает условия для повышения
профессиональной квалификации работников аппарата управ­
ления.
Однако такая схема управления приводит к тому, что для каж­
дого управленческого звена на первый план выступают его спе­
цифические интересы. В этих условиях руководители нередко
переоценивают значение своих подразделений, которые приоб­
ретают тенденцию к самосохранению и самосовершенствованию
даже тогда, когда надобность в этих подразделениях отпадает,
что может быть в ущерб интересам предприятия в целом.
Строго функциональная схема управления требует от руко­
водителя предприятия большой работы по координации деятель­
ности всех управленческих подразделений. Это приводит к тому,
что решение задач стратегического характера отодвигается на
второй план. Следовательно, ухудшаются адаптивные свойства
предприятия к изменяющимся внешним условиям.
Кроме того, есть еще один сильный недостаток функциональ­
ной организационной структуры - производственные подразде­
ления получают распоряжения от разных управленческих звень­
ев, причем без учета загруженности подразделений, а иногда и
противоречивые. В результате они не справляются со всеми эти­
ми распоряжениями, нарушается принцип единоначалия, порож­
дается безответственность как производственных, так и управ­
ленческих работников.
Функциональная структура в чистом виде практически не
получила распространения на производственных предприятиях.
Иногда такая форма управления применяется в научно-исследо­
вательских организациях в сфере проведения собственно науч­
ных исследований по проектам, и в этом случае такую структуру
называют проектной.
Проектные структуры бывают разными.
Возможна организация всей работы НИИ по проектам, воз­
главляемым соответствующими научными руководителями,
обычно в ранге заместителя директора. При этом опытно-конст­
рукторские подразделения получают заказы от этих проектных
528 групп и выполняют их в соответствии с составляемыми ими пла­
нами по согласованию с проектными подразделениями. Такая
форма подобна функциональной структуре.
Другая форма проектной структуры предполагает создание
проектных групп, состоящих из специалистов разных подразде­
лений предприятия и возглавляемых руководителями проектов.
Такие группы создаются и наделяются необходимыми для этого
полномочиями на период выполнения проектов, т.е. фактически
являются временными коллективами. Такой вид проектных струк­
тур относят к виду программно-целевых организационных струк­
тур (см. Организационная структура).
Линейно-функциональная структура (рис. 3) сочетает принци­
пы линейной и функциональной формы управления.
Директор
Линейное руководство
\
Зам. директора
по производству
Функциональное управление
_1 . L_
Главный
инженер
Начальники п роизводств
• • •
Зам. директора
по экономике
Отдел
главного
механика
Т7::1ГТ77Л гутп
Начальники цехов
Отдел
главного
технолога
Планово-
производ­
ственный
отдел
:ir
Начальники участков
• • •
Рис.3
529 Линейное управление строится на основе производственной
структуры предприятия (организации). Функциональные подраз­
деления обеспечивают единую политику и централизацию уп­
равления по основным укрупненным функциям организации
производственного процесса. В то же время отношения внутри
функциональных подразделений также строятся по линейному
принципу (заместитель директора по соответствующему виду де­
ятельности - отдел - бюро).
В линейно-функциональной структуре принято такое разде­
ление труда, при котором линейные звенья управления наделены
принципами единоначалия и выполняют функции распорядитель­
ства, а функциональные оказывают помощь линейным, но свое
непосредственное воздействие на нижележащие звенья осуществ­
ляют только после согласования технического, экономического
и других видов политики и планов ремонта помещений, техники,
распределения ресурсов (финансовых, кадровых, ЭВМ и т.д.) на
директорате (или научно-техническом совете) предприятия либо
организации, что отражено на рис. 3 пунктирной линией, т.е. ос­
лабленной связью, откуда и произошел термин «иерархия со «сла­
быми» связями».
Однако повышение динамичности изменений внешних и внут­
ренних условий деятельности предприятия (организации) выяви­
ло недостатки лршейно-функциональных структур, которые яв­
ляются основной организационной формой управления на
большинстве предприятий и в организациях непромышленной сфе­
ры. Такая структура обеспечивает эффективное управление в ста­
бильных условиях. Когда же перед предприятием (организацией)
возникают не обычные, связанные с выполнением плана, задачи, а
новые, крупные, в том числе единовременные проблемы, эта струк­
тура оказывается недостаточной. Причем чем лучше отлажена
линейно-функциональная структура, тем больше она будет про­
тивостоять нововведениям (техническому перевооружению, рекон­
струкции предприятия, введению новых методов управления и т.п.).
Поэтому возникла новая организационная форма - программно-
целевая структура.
Программно-целевые структуры возникли для преодоления
недостатков линейно-функциональных структур, которые явля­
ются основной организационной формой управления на боль­
шинстве предприятий и в организациях непромышленной сфе­
ры. Такая структура обеспечивает эффективное управление в
530 стабильных условиях. Когда же перед предприятием (организа­
цией) возникают не обычные, связанные с выполнением плана
задачи, а новые, крупные, единовременные проблемы, эта струк­
тура оказывается недостаточной.
Существуют различные программно-целевые структуры [на­
пример 2-4, 5].
Вначале на предприятиях возникла форма функциональной
координации, при которой в оргструктуру вводится дополнитель­
ная структурная единица (обычно в ранге заместителя главного
инженера, со слабыми правами распорядительства и без выделе­
ния дополнительных штатов), осуществляющая координацию
функциональных и линейных подразделений для решения новой
научно-технической задачи.
Элементами слабой формы программно-целевого управления
можно считать также конструкторские бюро (КБ), создаваемые
на предприятиях для разработки новых видов продукции, обнов­
ления технологий.
Форма жесткой программно-целевой структуры возникла в
космической отрасли, в которой в качестве особого подразделе­
ния создавались специальные конструкторские бюро.
При этом пока КБ работало над проектом, производственное
предприятие (или объединение из нескольких предприятий) про­
должало функционировать, выпуская какую-либо продукцию, со­
ответствующую его профилю. После разработки и утверждения
проекта его руководитель (главный конструктор) наделялся всеми
необходимыми полномочиями для выполнения проекта и приоб­
ретал статус более приоритетного распорядительства по срав­
нению с генеральным директором предприятия (объединения).
Такую форму организационной структуры, которая первона­
чально считалась собственно программно-целевой структурой,
в последующем стали называть проектной, или программной.
Между крайними формами - функциональная координация
и программная оргструктура - постепенно сформировался спектр
организационно-правовых форм с различной степенью влияния
программно-целевых принципов на организацию производства
и управления.
Промежуточные формы отличаются различной степенью при­
оритетности линейных, функциональных и программно-целевых
сфер управления.
531 Распространенной организационной формой программно-
целевого управления в 80-е гг. XX в. были разработка и реализа­
ция целевых и комплексных программ.
Статус программ определялся Государственным комитетом
по науке и технике при Совете Министров СССР. Наиболее зна­
чимым программам придавался статус целевых государственных
программ, а программы отраслевые и инициативные назывались
комплексными.
В последующем наиболее распространенной формой на пред­
приятиях стала форма, при которой программно-целевые под­
разделения создаются для внедрения нововведений в различных
областях: в технике, технологии, управлении. При этом обычно
вводится должность заместителя директора по развитию пред­
приятия, создается служба перспективного развития и т.п.
Пример программно-целевой организационной структуры
такого вида приведен на рис. 4.
На малых и средних предприятиях функция программно-це­
левого управления обычно реализуется в форме введения долж­
ности заместителя директора по развитию или по информации.
Программно-целевые органы могут создаваться на время
выполнения комплексных программ или на какой-то период дея­
тельности предприятия (организации), могут быть созданы по­
стоянно действующие или временные программно-целевые груп­
пы, изменяющие тематику исследований или разработок в рамках
какой-то специализации (например, для создания гибких произ­
водственных комплексов и других нововведений в технике, тех­
нологии и т.п.).
В случае создания программно-целевых органов в оргструк­
туре предприятия (организации) возможны ситуации, когда им
не предоставляется особый приоритет, а осуществляется распре­
деление ресурсов, прав и ответственности между программно-
целевой и линейно-функциональной сферами управления с уче­
том конкретных программ и ситуаций. Решения принимаются на
научно-техническом совете предприятия.
Такие оргструктуры с сочетанием как равноправных трех сфер -
линейной, функциональной и программно-целевой - представ­
ляют собой наиболее гибкую форму управления, и в практике
управления предприятиями они получили название трехмерных
матричных структур (см.).
532 Линейное руководство
Зам. директора
по производству
Директор
I
Функциональное управление
Главный
инженер
Программно-целевое
управление
Зам. директора
по экономике
Начальники производств
• • •
Отдел
главного
механика
Отдел
главного
технолога
7
Планово-
производственный
отдел
гтглггтл qr::!
Начальники цехов
1X7711X771 I р
Начальники участков
Зам. директора по
программно-целевому
управлению
Отдел технического
перевооружения
и реконструкции
Временные научно-
исследовательские
и конструкторские
подразделения
Служба (отдел)
перспективного
развития
предприятия
Рис.4 По мере развития предприятий и научно-производственных
объединений и выделения в них, наряду с основными рассмот­
ренными сферами, в качестве самостоятельных таких сфер, как
информационная, социальная и т.п., возник'лют многомерные мат­
ричные структуры [например, 3, 5-7], которые иногда называют
тензорными [10].
Пример четырехмерной матричной структуры приведен на рис. 5,
где приняты следующие обозначения подразделений организационной
структуры:
в сфере функционального управления главному инженеру подчине­
ны отделы (службы) технической подготовки производства (ТПП), вклю­
чая конструкторскую, технологическую, инструментальную подготов­
ку производства и управление технической подготовкой производства;
отдел технико-экономического планирования (ТЭГТ); оперативного уп­
равления основным производством (ОУОП) (иногда этот отдел включа­
ют в сферу линейного управления); отдел труда и заработной платы
(ТиЗП); отдел управления техническим уровнем и качеством продукции
(УТУиКП); заместителю директора по обеспечению производства под­
чинены отдел технического обеспечения, включая техническое обслужи­
вание и ремонт оборудования (ТОиРО), отдел, выполняющий погрузоч-
но-разгрузочные транспортно-складские операции (ПРТСО), отделы
материально-технического обеспечения (МТО); сбыта продукции (СбП),
координации и кооперирования (КиК) и энергоснабжения (ЭнС); замес­
тителю директора по административно-хозяйственным вопросам под­
чинены отдел финансового обеспечения и бухгалтерского учета (ФиБУ)
(этот отдел обычно параллельно подчинен непосредственно директору
предприятия), службы административно-хозяйственного обеспечения
(АХО), включая обеспечение текущих административно-хозяйственных
работ разного рода; отделы обеспечения капитального строительства
(ОКС), обеспечения кадрами (ОК), отделы юридического обеспечения
(ЮрО), бюро охраны окружающей среды (БООС);
в сфере программно-целевого управления выделены: отдел управле­
ния производственной специализацией и производственными мощностя­
ми (ПСиПМ) (включая определение перспективной специализации пред­
приятия); отдел технического перевооружения и реконструкции
предприятия (ТПиРП) (включая управление техническим перевооруже­
нием и реконструкцией предприятия, разработку проектов технического
перевооружения и реконструкции предприятия); отдел проектирования
(совершенствования, преобразования) производственной и организаци­
онной структуры предприятия (ППСиОС) (включая анализ целей и функ­
ций АЦФ); отдел научной организации производства и производствен­
ной структуры (НОПиПС); служба разработки целевых и комплексных
программ (ЦиКП) (включая управление выполнением целевых программ,
534 Директор
in
in
Линейное
руководство
X
Заместитель
директора
по производству
X
п—\ ттт
Начальники
производств
I—\—I—ттт
Начальники цехов
ОП и ВП и началь-,
НИКИ секторов ТПП
I — I — ! — Г 7 Г "
Начальники участ­
ков ОП и бП,
ведущий инженер
отдела ТПП
I—\—I—ГТГП
Мастера, стар­
шие инженеры,
бригадиры
Функциональные службы
Главный
инженер
Т
Отдел
ТПП
Отдел
ТЭУ
Отдел
ОУОП
(ПДО)
Отдел
ТиЭП
Отдел
УУТУ
иКП
X
Зам. директора
по обеспечению!
производства
N Отдел ТОиРО
Т
Отдел ПРТСО
Отдел МТО
И Отдел СбП
Отдел КиК
Ч Отдел ЭнС
X
Зам. директора по
административно-
хозяйственным
вопросам
Финансовый
отдел
и бухгалтерия
АХО
ЮрБ
БООС
ОКО
ОК
Служба
перспективного
развития
X
Зам. директора по
программно-целе­
вому управлению
Отдел ПСиПМ
Отдел ТПиРП
Отдел ППСиОС
Отдел НОПиПС
Отдел ЦиКП
Н Отдел СРКП
Ч Отдел НМИиСт
Рис.5
Служба
информационного
обеспечения
X
Зам. директора по
информационному
обеспечению
U Отдел СтО
Отдел ПиНСИ
ОНТИ
БРИЗ
Отдел ПО
и эксплуатации
ЭВМ формирование целевых групп или других времерп1ых подразделений, уп­
равление участием предприятия в выполнении отраслевых, межотрасле­
вых и тому подобных комплексных программ); отдел социального разви­
тия коллектива предприятия (СРКП); отдел нормативно-методического
обеспечения управления и стандартизации (НМОиСТ) (включая обеспе­
чение предприятия стандартами, необходимыми для организации произ­
водства, и нормативно-методическое обеспечение системы организаци­
онного управления предприятием).
В качестве четвертой сферы на рис. 5 приведена возможная структура
сферы информационного обеспечения: отдел производственной и норма­
тивно-справочной информации (ПиНСИ), отдел статистической отчет­
ности (СтО), отдел научно-технической информации (ОНТИ), бюро (или
отдел) рационализаторской и изобретательской деятельности (БРИЗ),
отдел программного обеспечения (ПО) и эксплуатации ЭВМ.
Сфера информационного обеспечения предприятием должна взаи­
модействовать со всеми другими сферами, организуя сбор, хранение,
обработку и представление соответствующей производственной, нор­
мативно-справочной, науч1ю-технической информации в документаль­
ной и фактографической формах. Поэтому для удобства иллюстрации
взаимодействия сфер иногда информационную сферу помещают под
изображением оргструктуры.
В крупных объединениях, включающих несколько предприя­
тий и организаций и делегирующих значительную самостоятель­
ность этим предприятиям, а иногда и отдельным производствам,
используется стратифицированное представление оргструктур
(см. Страты).
В условиях рыночной экономики используются э ш е л о н и ­
р о в а н н ы е оргструктуры (см. «Эшелоны»), в которых входящим
в объединение структурным единицам предоставляется различ­
ная степень самостоятельности и имеют место различная степень
координируемости предприятий и организаций, входящих в кон­
церн, акционерное общество и т.п., и различная степень вмеша­
тельства в деятельность структурных единиц, находящихся на
нижележащих уровнях иерархии такого вида. Этот вид оргструк­
тур используется, например, в холдингах.
В теории человеческих отношений принято, что идеальная
организация должна состоять из пересекающихся рабочих групп,
в которых определенные специалисты играют роль соединитель­
ных звеньев - «булавочная цепь».
Структура такого вида (рис. 6) состоит из пересекающихся
рабочих групп. Здесь каждый руководитель принадлежит к группах
двух различных уровней: к группе, состоящей из его подчиненных,
и к группе, которая включает его начальника.
536 Рис.6
Эта система управления принимает типичную форму посто­
янных комитетов, составленных из представителей подразделе­
ний, временных целевых коллективов, периодических совеща­
ний представителей «заинтересованных» подразделений. Однако
такая организация может оказаться расточительной и медли­
тельной. При этом возникают противоречия между глобальной
целью организации и локальными целями рабочих групп. Ос­
новным механизмом согласования целей подразделений (рабо­
чих групп) с целями компаний является участие рабочих в уп­
равлении.
Подходы к проектированию оргструктур. Сложность пробле­
мы проектирования (совершенствования) оргструктуры конкрет­
ного предприятия потребовала применения при ее решении ме­
тодов и моделей системного анализа.
Накопленный опыт проектирования организационных струк­
тур позволяет выделить три подхода к решению этой проблемы:
нормативно-функциональный (см.), функционально-технологичес­
кий (см.) и системно-целевой (см.) [2, 4]. Они не являются взаимо­
исключающими, но имеют ряд принципиальных особенностей.
В [2, 4] предлагается также выделять ряд основных методов:
метод аналогий, основанный на использовании опыта в органи­
зации управления различными предприятиями; экспертный ме­
тод, слабой стороной которого является правомерность сомне­
ний в надежности и объективности экспертных оценок (повысить
ее могут методы организации сложных экспертиз); метод струк­
туризации целей, для реализации которого в настоящее время есть
методики, позволяющие обеспечивать полноту анализа целей и
функций, необходимую для конкретных условий; метод задач,
537 который, в отличие от метода структуризации («сверху»), пред­
полагает определение задач с помощью обследования системы
управления и объединение их в более крупные комплексы на ос­
нове вводимых мер близости (подход «снизу»), вследствие чего
он является более трудоемким и сложным в реализации (что свя­
зано с проблемой введения «мер близости»); метод организаци­
онного моделирования, основу которого составляет использова­
ние математических моделей, позволяющих учитывать большее
число различных факторов и взаимосвязей между ними.
В [1, 3] дана классификация математических моделей орг­
структур, в которой выделены две группы: модели, в которых
критерий эффективности оргструктуры отражает конечные ре­
зультаты деятельности предприятия, и модели, основанные на
использовании косвенных критериев эффективности.
Разработанные разными авторами методики совершенство­
вания оргструктур отличаются принятыми подходами и исполь­
зуемыми методами.
Из трех названных подходов к проектированию оргструктур
наибольшее распространение в условиях централизованной сис­
темы управления страной, на основе типизации организационных
структур предприятий получил нормативно-функциональный под­
ход, разработанный под руководством Г.Э. Слезингера [8]. Подход
был положен в основу методических рекомендаций НИИТруда.
Однако данный подход не содержит метода проектирования соб­
ственно оргструктуры (ее вариантов) для новых условий деятель­
ности предприятия и не связывает решение задачи формирования
оргструктуры с целями предприятия (организации).
Функционально-технологический подход, основанный на при­
менении метода структуризации задач и исследовании процедур
их решения, удобен в условиях действующего предприятия, по­
зволяет лучше других сохранить конкретные особенности функ­
ционирования системы управления, но из-за трудоемкости счи­
тался неприемлемым для проектирования новых предприятий.
Преимущества функционально-технологического и систем­
но-целевого подходов объединены в работах С.А. Валуева и
В.И. Самофалова [7 и др.].
Применительно к проектированию принципиально новых пред­
приятий при существенном изменении требований среды в новых
экономических условиях и появлении новых прав и функций уп­
равления (таких, например, как маркетинг, мониторинг, функции
538 преобразования оргструктуры и т.п.) системно-целевой подход, раз­
работанный под руководством Б.З. Мильнера [2, 3, 5 и др.], пред­
почтительнее нормативно-функционального и функционально-
технологического. Этот подход был положен в основу общеотрас­
левых научно-методических рекомендаций по формированию орг­
структур, действовавших в нашей стране в 70-80-е гг. XX в.
Для проектирования (корректировки) оргструктуры разраба­
тывают методику системного анализа (см.).
Сравнительный анализ оргструктур. При формировании орг­
структуры - линейной, функциональной, программно-целевой - в
любой сфере присутствует иерархическая подчиненность древо­
видного типа. Поэтому особой задачей при проектировании орг­
структур является задача выбора формы древовидной иерархии.
В теории организационного проектирования различают «плос­
кие» и «высокие» организационные структуры управления.
В «плоской» относительно немного уровней, поэтому у каж­
дого руководителя меньше координаторов и больше подчинен­
ных (рис. 7). Плоские структуры обладают рядом достоинств:
децентрализация; более простые коммуникации; менее формали­
зованные взаимосвязи между руководителями и подчиненными.
К недостатку данной структуры следует отнести перегрузку ру­
ководителей.
ТТЛ ГТТ M i l l ГТТ ТТЛ
Рис.7
«Высокая» структура отличается большим числом уровней
(координаторов) по отношению к числу работников (рис. 8).
r h г1п гтп Н~1 гТй ГГ1 гтп r h r h r h r h r h r h r h r h r h r h r h
Рис.8
539 «Высокие» структуры обладают следующими недостатками:
с дополнительным увеличением уровня становится труднее
добиваться единства руководства и взаимопонимания; каждый
дополнительный уровень искажает цели и направленность вни­
мания; каждое звено в цепи создает дополнительное организаци­
онное напряжение и становится еще одним источником инерции,
трений и бездействия. Однако в этих структурах на каждого ру­
ководителя приходится меньше подчиненных, что и определяет
их достоинство.
Считается, что в компаниях с числом служащих до 5 тыс. че­
ловек работа в условиях плоской структуры приносит управляю­
щим больше удовлетворения, а с числом более 5 тыс. работников
высокие структуры обеспечивают более высокий уровень безо­
пасности и удовлетворения социальных потребностей.
Важным является принцип распределения подразделений по
подчиненности вышестоящим руководителям.
Чрезмерная специализация (рис. 9, а) ограничивает возмож­
ности не только одного человека, но и подразделений. Здесь цели
подразделения или группы могут войти в противоречие с целями
компании. Для эффективного функционирования такой структу­
ры необходимо тщательно координировать деятельность всех ее
структурных подразделений. Альтернативное построение орга­
низационной структуры показано на рис. 9, б.
. 1
1 ^
i
X
А
1
А
. 1
В
, 1
А
X
В
1
С
1
А
Y
В
а
У
В
, 1
1 В
1
С
Z
с
1
с
1
С
1
А
Z
в
1 ,
с 1
б
Рис.9
540 с помощью такой организации можно добиться лучшей ин­
теграции различных видов деятельности, но она может привести
также и к потерям, возникающим из-за уменьшения специализа­
ции и небольших объемов деятельности.
В некоторых организациях используется ромбовидная струк­
тура, которая характеризуется небольшим числом рабочих в про­
изводстве и является смешением обоих видов структур.
При выборе формы структуры следует также иметь в виду,
что форма влияет на реализацию принципов целостности и
свободы структурных подразделений.
Основная проблема повышения эффективности управления в
условиях многоукладной экономики - поиск путей достижения
компромисса между саморегулирующимися рыночными механиз­
мами и централизованным регулированием - имеет место на лю­
бом уровне управления (общегосударственном, региональном).
Аналогичная проблема централизации-децентрализации управ­
ления усложняет управление любым предприятием, любой науч­
но-исследовательской или иной организацией. Поэтому при
формировании оргструктуры полезно предусмотреть информа­
ционные оценки степени целостности а и коэффициента исполь­
зования компонентов системы (3 (см. Информационный подход к
анализу систем), которые могут интерпретироваться как оценки
устойчивости оргструктуры при предоставлении свободы субъек­
там деятельности или как оценки степени централизации-децен­
трализации управления.
Эти оценки получены из соотношения, определяющего взаи­
мосвязь системной С , собственной С и взаимной С сложности
с' о в
системы:
Сс = С„ + С,. (1)
Собственная слоэ/сность С^ характеризует суммарную слож­
ность (содержание) элементов системы вне связи их между собой
(в случае прагматической информации - суммарную сложность
элементов, влияющих на достижение цели). Системная слоэ/сность
С^ отражает содержание системы как целого (например, слож­
ность ее использования). Взаимная слоэ/сность С^ есть степень
взаимосвязи элементов в системе (т.е. сложность ее устройства,
схемы, структуры).
541 ь'азделив члены выражения (1) на С^, получим две важные со­
пряженные оценки:
« = - С / С „ , (2)
3 = с/с,, (3)
причем (3 = 1 - а, т.е. Р + а = 1.
Первая (2) из них характеризует степень целостности, связно­
сти, взаимозависимости элементов системы; для организацион­
ных систем оценка а может быть интерпретирована как характе­
ристика устойчивости, управляемости, степени централизации
управления. Вторая (3) есть самостоятельность, автономность
частей в целом, степень использования возможностей элементов.
Для организационных систем оценку Р удобно называть коэф­
фициентом использования элементов в системе.
Знак минус в выражении (2) введен для того, чтобы а было по­
ложительным, поскольку Cg в устойчивых системах, для которых
характерно С^ > С^, формально имеет отрицательный знак. Свя­
занное (остающееся как бы внутри системы) содержание С^ харак­
теризует работу системы на себя, а не на выполнение стоящей пе­
ред ней цели (чем и объясняется отрицательный знак CJ, что важно
учитывать при формировании оргструктур предприятий.
Для пояснения принципов оценки структур приведем уп­
рощенный пример сравнительного анализа структур (рис. 10),
которые отображают варианты организационной структуры си­
стемы управления, включающие разное число заместителей ди­
ректора (второй сверху уровень иерархии) и подчиненных им уп­
равленческих подразделений.
Предположим, что целью всех этих структур является управление
деятельностью элементов самого нижнего уровня структуры, т.е. реше­
ние задач выбора, какому из 14 элементов нижнего уровня структур по­
ручить новую работу или какое из этих подразделений нуждается в до­
полнительном финансировании и т.п.
В изображении иерархических структур способ вычленения элемен­
тов не определен, и их «читать» можно неодинаково:
а) элементами можно считать каждую ветвь иерархической структу­
ры (каждое положение ключа или каждое структурное подразделение),
полагая, что ветвь имеет два возможных состояния («участвует» - «не
участвует» в принятии решения по выбору), т.е. АА = 1 ветвь, а мини­
мальная единица информации / = 1 бит;
542 Директор
X
Главный
инженер
X
Зам. директора
по ОВД
Зам. директора
поАХР
iiiiidcSHbiiiii
Главный
инженер
Директор
I
Зам. директора
по ОВД
iiiiddiiiiiiii
Директор
Главный
инженер
I
Зам. директора
по развитию
I
Зам. директора
по ОВД
I
Зам. директора
поАХР
iii icSoiiiiii ii
Рис. 10
б) можно разделить структуру на элементы с учетом того, что ос­
новной функциональный элемент, осуществляющий выбор, - узел, и
тогда элементами будут наборы узлов, т.е. ^Л = 1 узел, а каждый такой
элемент также будет оцениваться минимальным значением / = 1 бит, но
с разными «способностями», которые оцениваются числом ветвей, под-
чинернгых узлу и отражаемых в оценке Н.
Примем второй способ выделения элементов. Тогда при равноверо­
ятном выборе для узлов с двумя состояниями Н = 1о§22 = 1 бит, для уз­
лов с 4 состояниями Н = log^4 = 2 бита и т.д.
543 Сравнивая варианты, приведенные на рис. 10, получим следующие
результаты. При одинаковом числе подразделений нижнего уровня для
всех вариантов системная сложность одинакова: С^. = log, 14 = 3,82. Оцен­
ки собственной и взаимной сложности и степени целостности и свободы
элементов приведены в таблице.
Вариант
оргструктуры
рис. 10, а
рис. 10, б
рис. 10, в
Собственная ложность
с ; = 2 log^ 3 + log, 6 +
+ log. 5 = 8,14
с ; = log, 2 + 2 log, 7 = 6,6
C;=21og,4 + log,2 +
+ log, 3 + log, 5 = 8,94
Взаимная
сложность
с ; = - 4,32
с ; = - 2,78
с ; = -5,12
Степень целост­
ности и свободы
а ' = 4,32/8,14 =
= 0,53, р" = 0,47
а = 2,78/6,6 =
= 0,42, р'= 0,58
а^ = 5,12/8,94 =
= 0,57, р" = 0,43 1
Количественные различия коэффициентов целостности а и
степени использования элементов Р в данном примере неболь­
шие, поскольку обе структуры двухуровневые и мало отличают­
ся одна от другой. Однако оценки а и Р являются основой для
сравнительного анализа, и даже небольшие различия со време­
нем могут существенно повлиять на результаты деятельности
предприятия. Поэтому можно сделать вывод, что третья струк­
тура (рис. 10, в) обеспечивает по сравнению с остальными боль­
шую централизацию управления, а преобразованная структура
(см. рис. 10, б) предоставляет большую свободу структурным под­
разделениям.
Соответственно в ситуации, когда руководитель хочет ввести
более демократичные принципы управления, следует выбрать
вторую структуру (см. рис. 10, б). Напротив, если начался распад
предприятия и необходимо повысить его устойчивость, то следу­
ет выбрать исходную структуру (см. рис. 10, в), хотя она и требу­
ет введения должности еще одного заместителя директора.
Исследования структур с различным числом уровней иерар­
хии показали, что по мере их увеличения степень целостности
существенно возрастает: в двухуровневых структурах а колеблет­
ся вокруг значения 0,5, а в структурах с числом уровней 5-6 и
более а приближается к 0,9, т.е. существенно возрастает связан­
ное, остающееся как бы внутри системы С^, характеризующее
работу системы «на себя», что важно учитывать при формирова­
нии оргструктур систем.
544 Чем более сложной и многоуровневой становится организа­
ционная структура предприятия, тем в большей мере она будет
работать «сама на себя». В конце 80-х гг. XX в. для характерис­
тики этого свойства, которое проявилось к тому времени на прак­
тике, использовался термин «вязкая прослойка».
Возрастает степень целостности а и при увеличении числа
составляющих второго сверху уровня иерархической структуры.
Например, возрастание а имеет место в организационных
структурах при увеличении числа заместителей директора, что
также подтверждается практикой.
Наименьшая централизация характерна для неравномерных
структур. Однако у подобных структур, когда одной из вершин
подчинено существенно большее число составляющих, чем дру­
гой, есть важный недостаток: малая разница в оценках Я, кото­
рые в данном случае удобно трактовать как потенциал, значи­
мость, характеризующие влияние соответствующей вершины на
принятие решений.
Так, если одному из заместителей директора предприятия,
обычно главному инженеру, подчинено слишком большое число
подразделений, то это приводит к тому, что главный инженер
начинает действовать практически независимо от директора. Этот
недостаток довольно часто проявлялся на практике, но его пыта­
лись объяснить квалификацией и авторитетом соответствующих
руководителей, в то время как информационный анализ струк­
тур показывает, что это характеристика структуры, а не конкрет­
ного лица.
Наряду с рассмотренными оценками, характеризующими
структурные особенности систем, взаимоотношения частей и це­
лого, часто бывает полезно оценить систему и ее структуру в
отношении затрат труда на принятие решения в процессе функ­
ционирования системы. В частности, большинство управленчес­
ких решений связано с выбором исполнителя или адресата со­
ответствующей научно-технической информации из числа
структурных единиц, подчиненных той или иной вершине орг­
структуры.
Так, определяя, до сведения каких из подразделений или от­
дельных сотрудников нужно довести соответствующую директив­
ную или отчетную информацию, ЛПР затрачивает труд на про­
чтение заголовков распределяемых документов, на сопоставление
их с наименованиями подчиненных подразделений (или с тема-
545 тикой работы подчиненных ему сотрудников), т.е. на переработ­
ку определенной информации (которую можно оценить в симво­
лах, словах, абзацах).
Таким образом, реальные затраты управленческого труда, т.е.
фактический смысл (сложность) задачи С. превосходят ее струк­
турный смысл во столько раз, во сколько ее фактически перера­
батываемая для принятия решения информация У. превосходит
структурную У:
Сф = 1:-/фЯ/, (4)
где //. - сущность (потенциал) 1-го элемента структуры;
Уф - информация, перерабатываемая тем же элементом: при этом У.
определяется с учетом числа состояний элемента, т.е. числа под­
чиненных ему составляющих и числа выполняемых заданий.
Для оценки оргструктур можно ввести коэффициент полез­
ного действия г\ структуры, определяя его с учетом полных воз­
можностей структуры С^ и используемых ее возможностей С в
отношении конкретной цели:
г] = С/С^^. (5)
Дело в том, что с помощью приведенных на рис. 10 структур
можно осуществлять выбор не только из элементов самого ниж­
него уровня иерархии, но и из элементов любого другого уровня,
тогда С^ будет больше уже приведенных оценок, и можно опре­
делять Г| соответствующей структуры.
Заметим, что оценки С^, С^, С^ и другие информационные
оценки применимы лишь для сравнительного, а не нормативно­
го анализа структур. Следует также отметить, что оценки Я, С,
а, Р зависят не только от вариантов структуры системы, но и
от индивидуальных особенностей руководителя, принятых им
принципов «вмешательства» в дела нижележащих уровней управ­
ления.
Если директор распределяет задания только между своими
заместителями, не вникая в то, имеют ли они в своем подчинении
подразделения, способные выполнить эти задания, то его вклад
в принятие управленческих решений следует оценивать исходя
не из 14 элементов нижнего уровня, а из числа подчиненных ему
546 непосредственно заместителей. Соответственно изменятся и оцен­
ки С, а, (3.
От выбранного подхода к управлению зависит также относи­
тельный вклад верхнего узла в затраты труда на принятие реше­
ний (на «один проход» по структуре сверху вниз), который
может использоваться как еще одна характеристика для сравни­
тельной оценки структур.
Так, при влиянии только на непосредственных подчиненных
вклад руководителя (директора, президента компании и т.п.) во
всех вариантах будет меньше по сравнению с первоначальным
подходом к оценке структуры, при котором предполагалось, что
директор хорошо знает возможности всех контролируемых им
подразделений (или даже всех подчиненных сотрудников), т.е.
возможности элементов самого нижнего уровня структур, и ис­
пользует эти знания при принятии решений.
Анализ проблемы проектирования оргструктур, подходов и
методов, предлагаемых разными авторами для ее решения,
позволяет сделать вывод о том, что задача проектирования (со­
вершенствования) оргструктуры не может быть полностью фор­
мализована. Это качественно-количественная проблема, для ре­
шения которой следует сочетать методы формализованного
представления систем (см.) и методы активизации интуиции и
опыта специалистов (см.), что обусловлено сложностью задачи,
необходимостью учета большого числа разнородных факторов,
в числе которых много трудноформализуемых.
Для полноты учета этих факторов целесообразно сочетать
методы структуризации целей и методы организационного мо­
делирования, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивая воз­
можность анализа качественных и количественных характерис­
тик: метод структуризации целей позволяет определить состав и
содержание функций управления с учетом внешних и внутренних
условий деятельности предприятия, а также обеспечить полноту
анализа факторов, характеризующих эти условия и влияющих на
объем работ по управлению; с помощью метода организацион­
ного моделирования можно количественно оценить степень это­
го влияния и перейти от структуры целей и функций к структуре
органов управления.
Анализ большого числа факторов, влияющих на оргструк­
туру, и изменение этого влияния во времени позволяют осуще­
ствить метод имитационного динамического моделирования (см.).
547 Возможности применения имитационного динамического
моделирования при проектировании оргструктур исследовались
в работах [6, 7].
В случае преобразования оргструктур действующих предпри­
ятий полезно использовать подход, предложенный в [11], основу
которого составляет представление первоначального варианта
преобразуемой структуры в тензорной (многомерной) форме, с
выделением в качестве самостоятельных сфер новых областей
деятельности предприятия, которые определяются на основе пред­
варительного анализа структуры его целей и выявления наибо­
лее значимых новых функций.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (ОРГСТРУКТУРА)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: . Аудит калькуляції собівартості продукції рослинництва
Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
Робота з проблемними кредитами і заходи впливу на них
ЕТАПИ ПЛАНУВАННЯ НОВОГО ПРОДУКТУ
АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ. СУТТЄВІСТЬ ПОМИЛОК


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (26.10.2011)
Переглядів: 2138 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП