Основное назначение КИС заключается, с одной сто роны, в отражении целостной и максимально объективной картины состояния дел на предприятии в реальном масштабе вре мени, а с другой - в постоянной поддержке организационно-тех нологической модели управления предприятием. Существуют три основных класса КИС, которые, тесно взаи модействуя между собой, образуют информационное простран ство современного предприятия: 1) ERP (Enterprise Resource Planning) - системы планиро вания ресурсов предприятия, ядром которых является MRPH (Manufacturing Resource Planning) - планирование производствен ных ресурсов; 2)CRM (Customer Relationship Management) - системы управления взаимоотношениями с клиентами, состоящие из • MA (Marketing Automation) - автоматизация маркетинга; • CS (Customer Service) - обслуживание клиентов; • SFA (Sales Force Automation) - автоматизация продвиже ния продаж; 3) SCM (Supply Chain Management) - системы управления це почкой поставок. Эти системы создавались в развитых странах последова тельно и опираясь на потребности растущего бизнеса. Системы класса CRM и SCM относятся к сфере коммуникаций между предприятиями. Они возникли и развивались как средство взаи модействия между предприятиями и автоматизировали по обще принятым стандартам свои внутренние функции. В связи с про цессами глобализации мировой экономики и распределения производства продукции между большим числом предприятий возникла необходимость в построении логистических цепочек взаимодействия между контрагентами (SCM). В силу возрастаю щего числа взаимосвязей по большой номенклатуре продукции с различными контрагентами далее стал интенсивно развиваться подход, нацеленный на поддержку жизненного цикла изделий от этапа разработки до утилизации - так называемые CALS- или ИПИ-технологии. Для создания таких полнофункциональных систем разработаны стандартизованные форматы хранения дан ных, протоколы обмена данными между различными системами. Возникли новые интегрированные информационные системы - PDM (Product Data Management). К началу XXI в. в мире сформировалось ясное понимание функциональных возможностей и сфер применения каждого клас са корпоративных систем как для уровня предприятия, так и выше (концерн, корпорация, отрасль). Наиболее востребованными из современных корпоративных систем на российском рынке информационных технологий явля ются системы планирования ресурсов предприятия и системы планирования производственных ресурсов. В основу любой базовой системы автоматизации промышлен ного предприятия (ERP, MRP1I, MRPI) включен блок планиро вания. Поэтому все они строятся исходя из подробного описа ния производимых на предприятии изделий, технологии их изготовления, необходимых для этого ресурсов. На основе соот ветствующей информации, а также поступающих заказов или име ющегося спроса на товары формируются производственные пла- 323 ны предприятия, определяются загрузка оборудования, потреб ность в рабочей силе, строится сбытовая и финансовая политика по заложенным в систему математическим моделям. В свою очередь,учетные функции реализуются в целях анализа сложив шейся ситуации, корректировки плановых заданий и создания адекватной для дальнейшего стратегического и тактического пла нирования управленческой и финансовой отчетности. В условиях постоянно изменяющегося рынка, ориентации производства товаров на индивидуальные потребности заказчи ков, непрерывного совершенствования технологии и возрастаю щей конкуренции в системах управления предприятиями проис ходит смещение акцентов с управления функциональными подразделениями на управление сквозными бизнес-процессами, связывающими воедино деятельность этих подразделений. В от личие от автоматизации отдельных функций управления внедре ние КИС предполагает трансформацию действующей системы на основе автоматизации усовершенствованных взаимосвязанных бизнес-процессов. Создаваемая на основе реинжиниринга бизнес-процессов КИС обеспечивает: • на оперативном уровне - ускорение движения информаци онных потоков, связывающих участников деловых процессов, и повышение синхронизации одновременно выполняемых опе раций; • на тактическом уровне - повышение качества принимаемых управленческих решений, позволяющих адаптировать управлен ческие функции к изменяющейся внешней среде; • на стратегическом уровне - принятие решений относитель но разработки новых и модернизации существующих бизнес-про цессов. С целью упрощения организации и улучшения управляемос ти бизнес-процессов используются принципы горизонтального и вертикального сжатия процессов, а также централизации (де централизации). Г о р и з о н т а л ь н о е с ж а т и е п р о ц е с с а заключается в том, что несколько управленческих процедур объединяются в одном многофункциональном автоматизированном рабочем ме сте (АРМ), входящем в состав КИС. Автоматизация множества операций в одном АРМ позволяет концентрировать выполнение различных функций одним работником. 324 В е р т и к а л ь н о е с ж а т и е п р о ц е с с а включает органи зацию и контроль выполнения бизнес-процессов со стороны ме неджеров на основе использования локальных вычислительных сетей с архитектурой «клиент-сервер», систем управления пото ками работ и распределенных баз данных. В частности, через рас пределенную базу данных сотрудники предприятия обмениваются между собой информацией, в которой все изменения отражают ся в реальном масштабе времени и становятся доступными одно временно для всех заинтересованных участников системы управ ления. Электронная связь менеджеров позволяет посредством технологии управления потоками работ оперативно доставлять результаты выполненных операций следующим исполнителям. Ц е н т р а л и з о в а н н о е ( д е ц е н т р а л и з о в а н н о е ) у п р а в л е н и е п р о ц е с с о м представляет собой координацию выполнения составных частей процесса территориально-распре- деленными структурными подразделениями предприятия или фирмами-партнерами на основе использования глобальной ин формационной сети Intranet/Internet, стандартов электронного обмена данными (EDI - Electronic Data Interchange) и компонен тной технологии программных интерфейсов DCOM, COBRA. Реализация этого последнего принципа приводит к созданию виртуальных компонентов организационной структуры системы управления. Для разработки КИС широко используются CASE-средства автоматизации проектирования информационных систем или средства создания комплексных систем управления ресурсами предприятия. Современные версии таких систем обеспечивают управление всеми ресурсами предприятия и поэтому получили название ERP-систем (Enterprise Resource Planning). Основой адаптируемой ERP-системы является базовая систе ма, которая включает в себя пакеты прикладных программ для решения задач управления, средства комплексирования задач в требуемые конфигурации, средства сопряжения с другими систе мами, например с САПР. Базовая система позволяет создавать для предприятия гибкую модифицируемую АСУ, в которой со четаются типовые подходы к решению задач управления и спе цифические особенности предприятия. Стандарты MRP-ERP развивались эволюционно. С целью оптимизации системы управления производством APICS сфор мулировались принципы управления материальными запасами 325 предприятия. Эти принципы легли в основу концепции MRP (Material Requirement Planning - планирование материальных потребностей), основными положениями которой являются сле дующие: • производственная деятельность описывается как поток вза имосвязанных заказов; • при выполнении заказов учитываются ограничения ре сурсов; • обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов; • заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков; • движение заказов увязывается с экономическими показате лями; • выполнение заказа завершается к тому моменту, когда он необходим. Развитие вычислительных средств привело к тому, что в 70-х гг. стали появляться первые автоматизированные системы, реали зующие MRP-концепцию. Методика MRP декларирует, какие процессы учета и управ ления производством должны быть реализованы на предприятии, в какой последовательности они должны выполняться, и содер жит рекомендации о том, как они должны выполняться. Затем появилась концепция MRPII (планирование производ ственных ресурсов - Manufacturing Resource Planning), основная суть которой сводится к тому, что прогнозирование, планирова ние и контроль производства осуществляются по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потре бителю. MRPII представляет собой методологию, направленную на эффективное управление ресурсами предприятия. Она обеспечи вает решение задач планирования в натуральных единицах и финансовое планирование в денежном выражении. Эта методо логия представляет собой набор проверенных на практике прин ципов, моделей, процедур управления и контроля, выполнение которых должно способствовать улучшению показателей деятель ности предприятия. Для каждого уровня планирования MRPII характерны такие параметры, как степень детализации плана, горизонт планиро- 326 вания, вид условий и ограничений. В зависимости от характера производственного процесса возможно применение на каждом отдельном предприятии определенного набора функциональных модулей MRP1I. Из всего этого следует, что MRPII является гиб кой и многофункциональной системой, применение которой воз можно в широком спектре условий. Дальнейшее развитие систем MRP1I связано с их перераста нием в системы нового класса - «Планирование ресурсов пред приятия» (Enterprise Resource Planning - ERP). Системы этого класса ориентированы на работу с финансовой информацией для решения задач управления большими корпорациями с террито риально разнесенными ресурсами. К ERP-системам предъявля ются новые требования по применению графики, использованию реляционных баз данных, CASE-технологий для их развития, ар хитектуры вычислительных систем типа «клиент-сервер» и реа лизации их как открытых систем. В связи с ростом мощностей вычислительных систем, поис ком новых более эффективных методов управления в условиях конкуренции создаются с середины 90-х гг. на базе систем MRP1I/ ERP системы нового класса, которые получили название «Разви тые системы планирования» (Advanced Planning/Scheduling - APS). Для этих систем характерно применение экономико-мате матических методов с целью решения задач планирования, с по степенным снижением роли календарно-плановых нормативов. Следующее направление в развитии компьютеризации пред приятий состоит в интеграции систем MRPII/ERP с другими ав томатизированными системами, имеющимися на предприятиях, такими, как системы CAD/CAM, управления технологическими процессами, финансового анализа и т.п. Системы такого класса получили название «Компьютерные интегрированные системы» (Computer Integrated Manufacturing - CIM). На рисунке представлена взаимосвязь стандартов управления и информационно-программных платформ, на которые они опи раются. При этом каждый последующий в цепочке эволюции стан дарт полностью поглощает платформу предыдущего и требует дополнительного информационного обеспечения. Информационная платформа КИС, изображенная на рисун ке в виде последовательных слоев, представляет собой иерархи- 327 Стандарт, система Автоматизированные функции управления Расширение информационной базы CSRP ERP MRPII MRP Управление ресурсами на всех стадиях жизненного цикла изделия: от проектирования до гарантийного и сервисного обслуживания Управление материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами предприятия Формирование плана основного производства, оперативное управление Планирование потребности в материалах для производства Все виды ресурсов, потребляемые на стадии маркетинга, текущей работы с клиентами, послепродажного обслуживания Финансовые операции (бухучет, коммерческая деятельность, сбыт и распределение) Технологические операции, оборудование, средства технологического оснащения, трудовые и календарно-плановые нормативы Конструкторские спецификации. Материальные нормативы ческую структуру, в которой выделяются источники первичной информации, впоследствии формирующие единую интегрирован ную базу данных. Точность данных в таких системах обеспечивается, наряду с технологическими процедурами контроля и обработки информа ции, установлением единого источника и ответственных лиц за оперативность и достоверность этих данных. Наличие только одного источника каждого вида данных значительно повышает их корректность, так как в этом случае они будут вводиться в систему только один раз и все пользователи смогут использовать в своей работе информацию, отражающую текущее состояние дел. Перечень наиболее известных зарубежных и российских КИС и фирм-разработчиков представлен в таблице. 328 Наименование корпоративных информационных систем 1 Зарубежные системы SAP R/3 Ваап IV Scala Oracle Application Platinum SQL Axapta 2.1 Concorde XAL J.D. Edwards [Renaissance CS Syte Line Российские системы Галактика 1С: Предприятие 1С: Парус Парус-Корпорация БОСС-Корпорация NS2000 Эверест БЭСТ Аккорд Альфа Дельфин Фирма-разработчик SAP AG Ваап Scala Oracle Epicor Software Damgaard Damgaard J.D. Edwards ROSS Systems Symix Systems «Галактика» 1С 1С: Парус «Парус» Ай-Ти «Никос-Софт» «Бит» «Интеллект-Сервис» «Атлант-И нформ» « И нформ контакт» «Светон» Одну часть из перечисленных систем составляют функцио нально-управленческие, а другую - производственные. Первые предназначены для ведения учета по одному или нескольким на правлениям (бухгалтерский учет, сбыт готовой продукции, склад ское хозяйство, учет кадров и т.д.)- Системами этой группы мо жет воспользоваться практически любое предприятие, которому необходимы управление финансовыми потоками и автоматиза ция учетных функций. Производственные системы предназначены для управления производственными процессами. Учетные функции хотя в них и глубоко проработаны, выполняют вспомогательную роль, и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в него поступает автоматически из других модулей. Производственные системы значительно более сложны в про цессе внедрения. Причина в том, что они покрывают потребнос ти в информационном обеспечении всего предприятия. 329 Современные КИС должны обладать следующими свойствами. 1. Корпоративность предполагает модульность построения системы и работу управляющего персонала в информационном пространстве единой базы данных; охват всего спектра произ водственно-экономических функций; обеспечение гибкой на стройки на специфику и сферу деятельности конкретного пред приятия; предоставление пользователям инструментальных средств для самостоятельного развития возможностей системы; поддержка распределенных баз данных для информационного взаимодействия подразделений и территориально удаленных филиалов. 2. Масштабируемость обеспечивает возможность адаптиро ваться к любым структурным изменениям предприятия и внеш ней среды, в частности система должна обладать способностью к наращиванию числа АРМ без снижения эффективности ее работы. 3. Двух- или трехуровневая архитектура («клиент-сервер») позволяет оптимально распределить работу между клиентской и серверной частями системы. 4. Интегрируемость и модульность дают возможность фор мировать систему необходимой конфигурации и функциональ ности. 5. Интеграция с программными продуктами других разработ чиков гарантируется выполнением требований принятых стан дартов. 6. Интеграция с Web-технологиями обеспечивает свободный выход в Интернет, открывая новые возможности для ведения предпринимательской деятельности. 7. Открытость системы обеспечивает одновременную эксп луатацию программных продуктов разных разработчиков. 8. Многоплатформенность дает возможность поддерживать большинство наиболее распространенных серверных платформ: MS SQL Server, Btrieve, Oracle, Progress, Fox Pro и др. 9. Возмоэ/сность глубокого анализа данных обеспечивает: • применение экономико-математических методов и мо делей; • использование средств эффективной обработки и защиты данных; • независимость от операционных сред и используемых ком пьютерных платформ, интеграцию с другими приложениями.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (КИС)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»