ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ)
В настоящее время в число направлений ИИ включают рабо­
ты от исследования принципов восприятия (моделирование ор­
ганов зрения, осязания и т.п.) и моделирования функций мозга
до специальных методов доказательства теорем, диагностики за­
болеваний, игры в шахматы, написания стихотворений и музы­
кальных произведений, сказок и т.п.
Теория искусственного интеллекта имеет достаточно длитель­
ную предысторию.
Идея создания искусственного подобия человека для реше­
ния сложных задач и моделирования человеческого разума воз­
никла еще в древние времена (искусственные люди, логическая
машина Р. Луллия и т.п.).
Однако формирование ИИ как научного направления начи­
нается после создания ЭВМ (в 40-х гг. XX в.) и кибернетики (см.)
Н. Винера, частью которой первоначально считались и работы
по ИИ. А оформление ИИ в самостоятельную область знаний
произошло в 50-60-е гг. XX в.
Термин «искусственный интеллект» - Artificial Intelligence (AI)
- был предложен в 1956 г. на семинаре с аналогичным названием
в Дартсмудском колледже (США).
В переводе с английского термин Intelligence буквально озна­
чает «умение рассуждать разумно», а не «интеллект» (Intellect),
но он вполне отражает задачи этого научного направления.
301 Работы в области ИИ начинались с моделирования элемен­
тарных игр в кубики, крестики-нолики и т.п., с создания интел­
лектуальных роботов и планирования их поведения. Эти задачи
являются классическими при обучении теоретическим основам
ИИ. На идеях их решения разработаны основные модели пред­
ставления знаний: продукционные, семантические сети, фреймы.
Но первыми работами, которые внесли существенный вклад
в становление ИИ как науки, считают работы Ф. Розенблата и
У. Мак-Каллока, создавших в 1956-1965 гг. первые нейронные
сети и устройство, получившее название «персептрон» (perceptron)
[14, 22]; А. Ньюэлла, Дж. Шоу, Г. Саймона, создавших машину
«Логик-теоретик», и других создателей «решателей задач» [7];
М. Минского (автора модели фрейма и фреймового представле­
ния знаний) [15].
Примерно в те же 50-60-е гг. XX в. началось становление ИИ
и в нашей стране. Но в отличие от зарубежных исследователей,
которые шли от моделирования игр, создания устройств восприя­
тия типа «персептрон» и интеллектуальных роботов (т.е. от прак­
тики, экспериментов), только в 90-е гг. XX в. появились их теоре­
тические работы. В СССР пытались в первую очередь решить
проблему методологически, концептуально.
В 1954 г. в МГУ под руководством А.А. Ляпунова начал
работать семинар «Автоматы и мышление». В этом семинаре
принимали участие физиологи, лингвисты, психологи, матема­
тики.
На различных семинарах и в печати в течение длительного
периода обсуждались проблемы «Может ли машина мыслить?»,
«Можно ли создать электронный мозг, подобный мозгу челове­
ка?», «Почему невозможен искусственный интеллект» и т.п. По­
добные дискуссии продолжались до 80-х гг. XX в. [12].
Предлагались различные концепции моделирования мозга -
нейронная (А.В. Напалков), вероятностная (А.Б. Коган), поле­
вая (В.В. Налимов) и т.п.
Проводились исследования закономерностей мышления и
разумного поведения (В.Н. Пушкин [18, 21], Н.М. Амосов [3]),
принципов и моделей творчества (Г.С. Альтшуллер [2 и др.],
А.И. Половинкин [16]), эвристических решений ([1] и др.), рабо­
ты по распознаванию образов (М.М. Бонгард [6], который в 60-е
гг. XX в. разработал алгоритм «Кора», моделирующий деятель­
ность человеческого мозга при распознавании образов), по со-
302 зданию лексических и семиотических основ моделирования за­
дач ИИ (Ю.Д. Апресян [4] и др.). Большой вклад в становление
отечественной школы ИИ внесли М.Л. Цетлин, М.А. Гаврилов.
Параллельно в 60-70-х гг. XX в. разрабатывались отдельные
программы и проводились исследования в области поиска реше­
ния логических задач, доказательства теорем. Такие работы
проводились в Ленинграде (Ленинградское отделение математи­
ческого института им. В.А. Стеклова), в Киеве (в Институте ки­
бернетики АН УССР под руководством В.М. Глушкова) и неко­
торых других научных центрах.
В качестве особого этапа в развитии ИИ необходимо отме­
тить создание школы ситуационного управления, или ситуацион­
ного моделирования. Эта школа первоначально возникла в Мос­
ковском энергетическом институте. Основателем школы является
Д.А. Поспелов [18-20], который в последующем работал в
ВЦ АН СССР. Идеи Д.А. Поспелова развивали его ученики -
В.А. Вагин, создавший в последующем самостоятельное направ­
ление в рамках ИИ, Ю.И. Клыков, Л.С. Загадская (Болотова) и
др., разрабатывавшие лингвистические средства моделирования
ситуаций и представления знаний [5, 13 и др.], явившиеся в после­
дующем хорошей основой для развития ИИ.
Немаловажную роль в развитии ИИ сыграл в начале 70-х гг.
XX в. семинар, проводимый при кафедре Кибернетики Московс­
кого инженерно-физического института (зав. кафедрой и руко­
водитель семинара Л.Т. Кузин).
На этом семинаре обсуждались первые работы В.Ф. Хорошев­
ского, внесшего в последующем значительный вклад в разра­
ботку интеллектуальных систем [9 и др.]. Под влиянием идей, об­
суждаемых на семинаре, был разработан первый язык сентенци­
ального типа РЕФАЛ (автор - В.Ф. Турчин, 1968 г.), ориентиро­
ванный на символьное представление знаний.
Способствовали развитию отечественной школы ИИ между­
народные конференции, проводимые в середине 70-х гг. XX в. в
Тбилиси по инициативе В.В. Чавчанидзе.
После признания ИИ отдельной областью науки произошло
разделение его на два основных направления: нейрокибернетика
и кибернетика «черного ящика» (см.), являющаяся основой техни­
ческой кибернетики. Эти направления развивались, различаясь
как в методологии, так и в технологии.
303 На их основе возникали самостоятельные подходы и ответв­
ления: модели лабиринтного поиска (конец 50-х гг. XX в.); эври­
стическое программирование (начало 60-х гг.); модели, базиру­
ющиеся на математической логике; системы, основанные на
знаниях (начало 80-х гг.), или экспертные системы (см.); когни­
тивный подход (см.); логистическое направление ИИ [10]; концеп­
ция структурированной неопределенности и голономных систем
ИИ [И].
В последнее время все большее распространение для обобщен­
ного наименования систем искусственного интеллекта получает
термин интеллектуальные системы.
Значительную роль в сближении различных направлений и
объединении ученых, их развивающих, сыграли Научный совет
по проблеме «Искусственный интеллект», созданный в 1974 г. при
Комитете по системному анализу при Президиуме Академии наук
СССР (председатель Г.С. Поспелов), и учрежденная в 1988 г. Ас­
социация искусственного интеллекта (президент Д.А. Поспелов).
В современном представлении ИИ определяют как научное
направление, целью которого является разработка аппаратно-
программных средств, позволяющих пользователю-непрограм­
мисту ставить и решать свои, традиционно считающиеся ин­
теллектуальными задачи, общаясь с ЭВМ на ограниченном под­
множестве естественного языка [9].
Такое определение охватывает практически все направления
работ, проводимых в обширной области знаний, называемой ис­
кусственным интеллектом. И в такой трактовке результаты ис­
следований в области ИИ наиболее интересны для исследования
развивающихся систем и решения задач системного анализа.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Омоніми, омофони, оморфми і омографи
АУДИТОРСЬКИЙ ЗВІТ ТА ВИСНОВОК
АКТИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
Аудит витрат на виробництво продукції тваринництва
Поняття і класифікація модемів


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (20.10.2011)
Переглядів: 701 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП