В настоящее время в число направлений ИИ включают рабо ты от исследования принципов восприятия (моделирование ор ганов зрения, осязания и т.п.) и моделирования функций мозга до специальных методов доказательства теорем, диагностики за болеваний, игры в шахматы, написания стихотворений и музы кальных произведений, сказок и т.п. Теория искусственного интеллекта имеет достаточно длитель ную предысторию. Идея создания искусственного подобия человека для реше ния сложных задач и моделирования человеческого разума воз никла еще в древние времена (искусственные люди, логическая машина Р. Луллия и т.п.). Однако формирование ИИ как научного направления начи нается после создания ЭВМ (в 40-х гг. XX в.) и кибернетики (см.) Н. Винера, частью которой первоначально считались и работы по ИИ. А оформление ИИ в самостоятельную область знаний произошло в 50-60-е гг. XX в. Термин «искусственный интеллект» - Artificial Intelligence (AI) - был предложен в 1956 г. на семинаре с аналогичным названием в Дартсмудском колледже (США). В переводе с английского термин Intelligence буквально озна чает «умение рассуждать разумно», а не «интеллект» (Intellect), но он вполне отражает задачи этого научного направления. 301 Работы в области ИИ начинались с моделирования элемен тарных игр в кубики, крестики-нолики и т.п., с создания интел лектуальных роботов и планирования их поведения. Эти задачи являются классическими при обучении теоретическим основам ИИ. На идеях их решения разработаны основные модели пред ставления знаний: продукционные, семантические сети, фреймы. Но первыми работами, которые внесли существенный вклад в становление ИИ как науки, считают работы Ф. Розенблата и У. Мак-Каллока, создавших в 1956-1965 гг. первые нейронные сети и устройство, получившее название «персептрон» (perceptron) [14, 22]; А. Ньюэлла, Дж. Шоу, Г. Саймона, создавших машину «Логик-теоретик», и других создателей «решателей задач» [7]; М. Минского (автора модели фрейма и фреймового представле ния знаний) [15]. Примерно в те же 50-60-е гг. XX в. началось становление ИИ и в нашей стране. Но в отличие от зарубежных исследователей, которые шли от моделирования игр, создания устройств восприя тия типа «персептрон» и интеллектуальных роботов (т.е. от прак тики, экспериментов), только в 90-е гг. XX в. появились их теоре тические работы. В СССР пытались в первую очередь решить проблему методологически, концептуально. В 1954 г. в МГУ под руководством А.А. Ляпунова начал работать семинар «Автоматы и мышление». В этом семинаре принимали участие физиологи, лингвисты, психологи, матема тики. На различных семинарах и в печати в течение длительного периода обсуждались проблемы «Может ли машина мыслить?», «Можно ли создать электронный мозг, подобный мозгу челове ка?», «Почему невозможен искусственный интеллект» и т.п. По добные дискуссии продолжались до 80-х гг. XX в. [12]. Предлагались различные концепции моделирования мозга - нейронная (А.В. Напалков), вероятностная (А.Б. Коган), поле вая (В.В. Налимов) и т.п. Проводились исследования закономерностей мышления и разумного поведения (В.Н. Пушкин [18, 21], Н.М. Амосов [3]), принципов и моделей творчества (Г.С. Альтшуллер [2 и др.], А.И. Половинкин [16]), эвристических решений ([1] и др.), рабо ты по распознаванию образов (М.М. Бонгард [6], который в 60-е гг. XX в. разработал алгоритм «Кора», моделирующий деятель ность человеческого мозга при распознавании образов), по со- 302 зданию лексических и семиотических основ моделирования за дач ИИ (Ю.Д. Апресян [4] и др.). Большой вклад в становление отечественной школы ИИ внесли М.Л. Цетлин, М.А. Гаврилов. Параллельно в 60-70-х гг. XX в. разрабатывались отдельные программы и проводились исследования в области поиска реше ния логических задач, доказательства теорем. Такие работы проводились в Ленинграде (Ленинградское отделение математи ческого института им. В.А. Стеклова), в Киеве (в Институте ки бернетики АН УССР под руководством В.М. Глушкова) и неко торых других научных центрах. В качестве особого этапа в развитии ИИ необходимо отме тить создание школы ситуационного управления, или ситуацион ного моделирования. Эта школа первоначально возникла в Мос ковском энергетическом институте. Основателем школы является Д.А. Поспелов [18-20], который в последующем работал в ВЦ АН СССР. Идеи Д.А. Поспелова развивали его ученики - В.А. Вагин, создавший в последующем самостоятельное направ ление в рамках ИИ, Ю.И. Клыков, Л.С. Загадская (Болотова) и др., разрабатывавшие лингвистические средства моделирования ситуаций и представления знаний [5, 13 и др.], явившиеся в после дующем хорошей основой для развития ИИ. Немаловажную роль в развитии ИИ сыграл в начале 70-х гг. XX в. семинар, проводимый при кафедре Кибернетики Московс кого инженерно-физического института (зав. кафедрой и руко водитель семинара Л.Т. Кузин). На этом семинаре обсуждались первые работы В.Ф. Хорошев ского, внесшего в последующем значительный вклад в разра ботку интеллектуальных систем [9 и др.]. Под влиянием идей, об суждаемых на семинаре, был разработан первый язык сентенци ального типа РЕФАЛ (автор - В.Ф. Турчин, 1968 г.), ориентиро ванный на символьное представление знаний. Способствовали развитию отечественной школы ИИ между народные конференции, проводимые в середине 70-х гг. XX в. в Тбилиси по инициативе В.В. Чавчанидзе. После признания ИИ отдельной областью науки произошло разделение его на два основных направления: нейрокибернетика и кибернетика «черного ящика» (см.), являющаяся основой техни ческой кибернетики. Эти направления развивались, различаясь как в методологии, так и в технологии. 303 На их основе возникали самостоятельные подходы и ответв ления: модели лабиринтного поиска (конец 50-х гг. XX в.); эври стическое программирование (начало 60-х гг.); модели, базиру ющиеся на математической логике; системы, основанные на знаниях (начало 80-х гг.), или экспертные системы (см.); когни тивный подход (см.); логистическое направление ИИ [10]; концеп ция структурированной неопределенности и голономных систем ИИ [И]. В последнее время все большее распространение для обобщен ного наименования систем искусственного интеллекта получает термин интеллектуальные системы. Значительную роль в сближении различных направлений и объединении ученых, их развивающих, сыграли Научный совет по проблеме «Искусственный интеллект», созданный в 1974 г. при Комитете по системному анализу при Президиуме Академии наук СССР (председатель Г.С. Поспелов), и учрежденная в 1988 г. Ас социация искусственного интеллекта (президент Д.А. Поспелов). В современном представлении ИИ определяют как научное направление, целью которого является разработка аппаратно- программных средств, позволяющих пользователю-непрограм мисту ставить и решать свои, традиционно считающиеся ин теллектуальными задачи, общаясь с ЭВМ на ограниченном под множестве естественного языка [9]. Такое определение охватывает практически все направления работ, проводимых в обширной области знаний, называемой ис кусственным интеллектом. И в такой трактовке результаты ис следований в области ИИ наиболее интересны для исследования развивающихся систем и решения задач системного анализа.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»