ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ
Обобщение результатов исследований процессов целеобразо-
вания, проводимых философами, психологами, кибернетиками,
и наблюдение процессов обоснования и структуризации целей в
конкретных условиях позволили сформулировать некоторые об­
щие принципы, закономерности, которые полезно использовать
на практике.
182 Основными закономерностями целеобразования являются
следующие.
1. Зависимость представления о цели и формулировки цели от
стадии познатт объекта (процесса) и от времени*. Анализ опре­
делений понятия «цель» позволяет сделать вывод о том, что, фор­
мулируя ее, нужно стремиться отразить в формулировке или в
способе представления цели основное противоречие: ее активную
роль в познании, в управлении, и в то же время необходимость
сделать ее реалистичной, направить с ее помощью деятельность
на получение определенного полезного результата. При этом
формулировка цели и представление о ней зависят от стадии по­
знания объекта, и по мере развития представления о нем цель
может переформулироваться.
При формулировании и пересмотре цели коллектив, выполня­
ющий эту работу, должен определить, в каком смысле на данном
этапе рассмотрения объекта и развития наших представлений о
нем употребляется понятие цели (см.), к какой точке условной шка­
лы «идеальные устремления в будущее - реальный конечный ре­
зультат деятельности» ближе принимаемая формулировка цели.
По мере углубления исследований, познания объекта цель
может сдвигаться в одну или другую сторону на шкале, а соот­
ветственно должна изменяться и ее формулировка.
2. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. При
анализе причин возникновения и формулирования цели нужно
учитывать, что на нее влияют как внешние по отношению к сис­
теме факторы (внешние требования, потребности, мотивы, про­
граммы), так и внутренние факторы (потребности, мотивы, про­
граммы самой системы и ее элементов, исполнителей цели); при
этом последние являются такими же объективно влияющими на
процесс целеобразования факторами, как и внешние (особенно
при использовании в системах управления понятия цели как сред­
ства побуждения к действию).
Цели могут возникать на основе взаимодействия противоре­
чий (или, напротив, коалиций) как между внешними и внутрен­
ними факторами, так и между внутренними факторами, уже
существующими и вновь возникающими в целостности, находя­
щейся в постоянном самодвижении.
* Две первые закономерности сформулированы Л.А. Растригиным и
П.С. Граве [7].
183 Эта закономерность характеризует очень важное отличие
открытых систем (см.), развивающихся систем с активными эле­
ментами от технических систем, отображаемых обычно замкну­
тыми, или закрытыми моделями. Теория управления последни­
ми оперирует обычно понятием цели, как внешним по отношению
к системе, а в открытых, развивающихся системах цели не зада­
ются извне, а формируются внутри системы* на основе рассмат­
риваемой закономерности.
3. Возмоэ/сность (и необходимость) сведения задачи формули­
рования обобщающей {общей, глобальной) цели к задаче ее струк­
туризации'^'^. Анализ процессов формулирования обобщенной
(глобальной) цели в сложных системах показывает, что эта цель
первоначально возникает в сознании руководителя или иного
лица, принимающего решение (ЛПР), не как единичное понятие,
а как некоторая достаточно «размытая» область.
Исследования психологов показывают, что цель на любом
уровне управления вначале возникает в виде некоторого «обра­
за» или «области» цели. В наибольшей степени это проявляется
на уровне глобальной цели. При этом достичь одинакового по­
нимания этой области цели всеми ЛПР, видимо, принципиально
невозможно без ее детализации в виде неупорядоченного или упо­
рядоченного (в структуре) набора одновременно возникающих
взаимосвязанных подцелей, которые делают ее более конкретной
и понятной для всех участников процесса целеобразования.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что задача фор­
мулирования обобщающей цели в сложных системах не только мо­
жет, но и должна сводиться к задаче структуризации или декомпо­
зиции цели. Коллективно формируемая структура цели помогает
достичь одинакового понимания общей цели всеми ЛПР и испол­
нителями.
4. Закономерности формирования структур целей. Следующие
три закономерности развивают рассмотренные закономерности
применительно к структурам целей.
З а в и с и м о с т ь с п о с о б а п р е д с т а в л е н и я ц е л е й
от с т а д и и п о з н а н и я о б ъ е к т а . Цели могут представлять-
* Впервые эту мысль высказал Ю.И. Черняк, и она вначале вызвала
резкое непонимание, но впоследствии была учтена при проведении реформ
70-х гг. XX в.
** Закономерность сформулирована автором данного раздела в 1974 г.
([6, С. 39] и др.).
184 ся в форме различных структур (см.): сетевых (декомпозиция во
времени); иерархических (см.) различного вида (декомпозиция в
пространстве) - древовидных (см. Дерево целей), со «слс1былш свя­
зями», в виде «страт» (см.) и «эшелонов» (см.) М. Месаровича; в
матричной (табличной) форме.
На начальных этапах моделирования системы, как правило,
удобнее применять декомпозицию в пространстве, предпочти­
тельнее - древовидные иерархические структуры. Возникновение
«слабых» иерархий можно объяснить тем, что цели вышестоящих
уровней иерархии сформулированы слишком «близко» к идеаль­
ным устремлениям в будущее, а представление исполнителей о
целях-задачах и подцелях-функциях не может обеспечить эти ус­
тремления.
Представление развернутой последовательности подцелей
(функций) в виде сетевой модели требует хорошего знания объек­
та, законов его функционирования, технологии производства и
т.п. Иногда сетевая структура может быть сформирована не сра­
зу, а последующие подцели могут выдвигаться по мере достиже­
ния предыдущих, т.е. пространство между обобщающей целью и
исходным первоначальным пониманием первой подцели будет
заполняться как бы постепенно.
Такое представление может быть использовано и как сред­
ство управления, когда руководитель хорошо представляет себе
конечную цель и ее декомпозицию во времени, но не уверен, что
конечную цель сразу поймут исполнители; тогда он может вы­
двигать перед ними подцели постепенно, по мере достижения пре­
дыдущих, корректируя их с учетом мнений и возможностей ис­
полнителей*.
Перспективным представляется развертывание во времени
иерархических структур целей, т.е. сочетание декомпозиции цели
в пространстве и во времени.
П р о я в л е н и е в с т р у к т у р е ц е л е й з а к о н о м е р н о ­
сти ц е л о с т н о с т и . В иерархической структуре закономер­
ность целостности, или эмерджентности (см. Закономерность
целостности), проявляется на любом уровне иерархии. Приме­
нительно к структуре целей это означает, что, с одной стороны,
достижение цели вышестоящего уровня не может быть полнос­
тью обеспечено осуществлением подчиненных ей подцелей, хотя и
зависит от них, а с другой - потребности, программы (как внеш-
* Такое «расщепление» цели предложил Л.А. Растригин [7 и др.].
185 ние, так и внутренние) нужно исследовать на каждом уровне
структур|1зации. При этом получаемые разными ЛПР расчле­
нения подцелей в силу различного раскрытия неопределеннос­
ти могут оказаться различными, т.е. разные ЛПР могут предло­
жить разные иерархические структуры целей и функций даже
при использовании одних и тех же принципов структуризации
и методик.
Иными словами, эффект целеобразования проявляется на каж­
дом уровне иерархии, но при этом большая неопределенность как
бы расчленяется на более мелкие. Соответственно и задача ана­
лиза потребностей, мотивов, программ, влияющих на формиро­
вание обобщенной цели, тоже расчленяется на подзадачи анали­
за более частных потребностей, мотивов, программ на каждом
уровне, что становится более реальным, и в результате появляет­
ся возможность согласования мнений ЛПР на каждом шаге струк­
туризации.
З а к о н о м е р н о с т и ф о р м и р о в а н и я и е р а р х и ч е с ­
ких с т р у к т у р ц е л е й . Учитывая, что наиболее распрост­
раненным способом представления целей в системах организа­
ционного управления является древовидная иерархическая
структура, или дерево целей (см.), рассмотрим основные рекомен­
дации по ее формированию:
приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерархий
целей, можно свести к двум подходам (см. Подходы к анализу и проектиро­
ванию систем): а) формирование структуры «сверху» - методы структури­
зации, декомпозиции, целевой, или целенаправленный, подход; б) форми­
рование структуры целей «снизу» - морфологический, лингвистический,
тезаурусный, терминальный подход; на практике обычно они сочетаются;
цели нижележащего уровня иерархии можно рассматривать как сред­
ства для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они же явля­
ются целями для уровня нижележащего по отношению к ним (свойство
«двуликого Януса»); поэтому в реальных условиях одновременно с ис­
пользованием философских понятий «цель», «подцель» удобно разным
уровням иерархической структуры присваивать различные названия
типа «направления», «программы», «задания», «задачи» и т.п.);
в иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на
нижний происходит как бы смещение «шкалы» цели - от цели-направле­
ния (цели-идеала, цели-мечты) к конкретным целям и функциям, которые
на нижних уровнях структуры могут выражаться в виде ожидаемых ре­
зультатов конкретной работы с указанием критериев оценки ее выполне­
ния, в то время как на верхних уровнях иерархии указание критериев мо­
жет быть либо выражено в общих требованиях (например, «повысить
эффективность»), либо вообще не приводится в формулировке цели;
186 для того чтобы структура целей была удобной для анализа и организа­
ции управления, к ней рекомендуется предъявлять некоторые требования:
расчленение на каждом уровне должно быть соразмерным, а выделенные
части - логически независимыми; признаки декомпозиции (структуриза­
ции) в пределах одного уровня должны быть едиными; число уровней иерар­
хии и число компонентов в каждом узле должно (в силу гипотезы Миллера
или числа Колмогорова) не превышать К = 7 ± 2. Эти требования не всегда
совместимы, и на практике нужно искать компромиссы;
процесс развертывания обобщенной цели в иерархической структу­
ре в принципе может быть бесконечным, однако на практике ситуация
иная: во-первых, в силу гипотезы Миллера число уровней иерархии сле­
дует ограничить 5-7, а во-вторых, на каком-то уровне возникает потреб­
ность изменить «язык» описания подцелей, и для того, чтобы не созда­
вать сложностей при восприятии структуры, целесообразно считать
одним «деревом цели» ту часть структуры, которая может быть сфор­
мирована в терминах одного «языка» (политического, экономического,
инженерного, технологического и т.п.); иными словами, возникает по­
требность в стратифицированном представлении структуры целей.
Рассмотренные закономерности необходимо учитывать при
разработке методик структуризации и структур целей (см. Ме­
тодика структуризации целей и функций).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПЕРЕТВОРЕННЯ ЯК ОКРЕМИЙ ВИПАДОК РЕОРГАНІЗАЦІЇ ПІДПРИЄМСТВ
Цілі та методи зменшення статутного фонду підприємств
Зміст та необхідність державної санаційної підтримки підприємств
БАНКИ ЯК ПРОВІДНІ СУБ’ЄКТИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА. ФУНКЦІЇ БАН...
Основні поняття системи супутникового зв’язку


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (20.10.2011)
Переглядів: 1623 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП