ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ
Обобщение результатов исследований процессов целеобразо-
вания, проводимых философами, психологами, кибернетиками,
и наблюдение процессов обоснования и структуризации целей в
конкретных условиях позволили сформулировать некоторые об­
щие принципы, закономерности, которые полезно использовать
на практике.
182 Основными закономерностями целеобразования являются
следующие.
1. Зависимость представления о цели и формулировки цели от
стадии познатт объекта (процесса) и от времени*. Анализ опре­
делений понятия «цель» позволяет сделать вывод о том, что, фор­
мулируя ее, нужно стремиться отразить в формулировке или в
способе представления цели основное противоречие: ее активную
роль в познании, в управлении, и в то же время необходимость
сделать ее реалистичной, направить с ее помощью деятельность
на получение определенного полезного результата. При этом
формулировка цели и представление о ней зависят от стадии по­
знания объекта, и по мере развития представления о нем цель
может переформулироваться.
При формулировании и пересмотре цели коллектив, выполня­
ющий эту работу, должен определить, в каком смысле на данном
этапе рассмотрения объекта и развития наших представлений о
нем употребляется понятие цели (см.), к какой точке условной шка­
лы «идеальные устремления в будущее - реальный конечный ре­
зультат деятельности» ближе принимаемая формулировка цели.
По мере углубления исследований, познания объекта цель
может сдвигаться в одну или другую сторону на шкале, а соот­
ветственно должна изменяться и ее формулировка.
2. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. При
анализе причин возникновения и формулирования цели нужно
учитывать, что на нее влияют как внешние по отношению к сис­
теме факторы (внешние требования, потребности, мотивы, про­
граммы), так и внутренние факторы (потребности, мотивы, про­
граммы самой системы и ее элементов, исполнителей цели); при
этом последние являются такими же объективно влияющими на
процесс целеобразования факторами, как и внешние (особенно
при использовании в системах управления понятия цели как сред­
ства побуждения к действию).
Цели могут возникать на основе взаимодействия противоре­
чий (или, напротив, коалиций) как между внешними и внутрен­
ними факторами, так и между внутренними факторами, уже
существующими и вновь возникающими в целостности, находя­
щейся в постоянном самодвижении.
* Две первые закономерности сформулированы Л.А. Растригиным и
П.С. Граве [7].
183 Эта закономерность характеризует очень важное отличие
открытых систем (см.), развивающихся систем с активными эле­
ментами от технических систем, отображаемых обычно замкну­
тыми, или закрытыми моделями. Теория управления последни­
ми оперирует обычно понятием цели, как внешним по отношению
к системе, а в открытых, развивающихся системах цели не зада­
ются извне, а формируются внутри системы* на основе рассмат­
риваемой закономерности.
3. Возмоэ/сность (и необходимость) сведения задачи формули­
рования обобщающей {общей, глобальной) цели к задаче ее струк­
туризации'^'^. Анализ процессов формулирования обобщенной
(глобальной) цели в сложных системах показывает, что эта цель
первоначально возникает в сознании руководителя или иного
лица, принимающего решение (ЛПР), не как единичное понятие,
а как некоторая достаточно «размытая» область.
Исследования психологов показывают, что цель на любом
уровне управления вначале возникает в виде некоторого «обра­
за» или «области» цели. В наибольшей степени это проявляется
на уровне глобальной цели. При этом достичь одинакового по­
нимания этой области цели всеми ЛПР, видимо, принципиально
невозможно без ее детализации в виде неупорядоченного или упо­
рядоченного (в структуре) набора одновременно возникающих
взаимосвязанных подцелей, которые делают ее более конкретной
и понятной для всех участников процесса целеобразования.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что задача фор­
мулирования обобщающей цели в сложных системах не только мо­
жет, но и должна сводиться к задаче структуризации или декомпо­
зиции цели. Коллективно формируемая структура цели помогает
достичь одинакового понимания общей цели всеми ЛПР и испол­
нителями.
4. Закономерности формирования структур целей. Следующие
три закономерности развивают рассмотренные закономерности
применительно к структурам целей.
З а в и с и м о с т ь с п о с о б а п р е д с т а в л е н и я ц е л е й
от с т а д и и п о з н а н и я о б ъ е к т а . Цели могут представлять-
* Впервые эту мысль высказал Ю.И. Черняк, и она вначале вызвала
резкое непонимание, но впоследствии была учтена при проведении реформ
70-х гг. XX в.
** Закономерность сформулирована автором данного раздела в 1974 г.
([6, С. 39] и др.).
184 ся в форме различных структур (см.): сетевых (декомпозиция во
времени); иерархических (см.) различного вида (декомпозиция в
пространстве) - древовидных (см. Дерево целей), со «слс1былш свя­
зями», в виде «страт» (см.) и «эшелонов» (см.) М. Месаровича; в
матричной (табличной) форме.
На начальных этапах моделирования системы, как правило,
удобнее применять декомпозицию в пространстве, предпочти­
тельнее - древовидные иерархические структуры. Возникновение
«слабых» иерархий можно объяснить тем, что цели вышестоящих
уровней иерархии сформулированы слишком «близко» к идеаль­
ным устремлениям в будущее, а представление исполнителей о
целях-задачах и подцелях-функциях не может обеспечить эти ус­
тремления.
Представление развернутой последовательности подцелей
(функций) в виде сетевой модели требует хорошего знания объек­
та, законов его функционирования, технологии производства и
т.п. Иногда сетевая структура может быть сформирована не сра­
зу, а последующие подцели могут выдвигаться по мере достиже­
ния предыдущих, т.е. пространство между обобщающей целью и
исходным первоначальным пониманием первой подцели будет
заполняться как бы постепенно.
Такое представление может быть использовано и как сред­
ство управления, когда руководитель хорошо представляет себе
конечную цель и ее декомпозицию во времени, но не уверен, что
конечную цель сразу поймут исполнители; тогда он может вы­
двигать перед ними подцели постепенно, по мере достижения пре­
дыдущих, корректируя их с учетом мнений и возможностей ис­
полнителей*.
Перспективным представляется развертывание во времени
иерархических структур целей, т.е. сочетание декомпозиции цели
в пространстве и во времени.
П р о я в л е н и е в с т р у к т у р е ц е л е й з а к о н о м е р н о ­
сти ц е л о с т н о с т и . В иерархической структуре закономер­
ность целостности, или эмерджентности (см. Закономерность
целостности), проявляется на любом уровне иерархии. Приме­
нительно к структуре целей это означает, что, с одной стороны,
достижение цели вышестоящего уровня не может быть полнос­
тью обеспечено осуществлением подчиненных ей подцелей, хотя и
зависит от них, а с другой - потребности, программы (как внеш-
* Такое «расщепление» цели предложил Л.А. Растригин [7 и др.].
185 ние, так и внутренние) нужно исследовать на каждом уровне
структур|1зации. При этом получаемые разными ЛПР расчле­
нения подцелей в силу различного раскрытия неопределеннос­
ти могут оказаться различными, т.е. разные ЛПР могут предло­
жить разные иерархические структуры целей и функций даже
при использовании одних и тех же принципов структуризации
и методик.
Иными словами, эффект целеобразования проявляется на каж­
дом уровне иерархии, но при этом большая неопределенность как
бы расчленяется на более мелкие. Соответственно и задача ана­
лиза потребностей, мотивов, программ, влияющих на формиро­
вание обобщенной цели, тоже расчленяется на подзадачи анали­
за более частных потребностей, мотивов, программ на каждом
уровне, что становится более реальным, и в результате появляет­
ся возможность согласования мнений ЛПР на каждом шаге струк­
туризации.
З а к о н о м е р н о с т и ф о р м и р о в а н и я и е р а р х и ч е с ­
ких с т р у к т у р ц е л е й . Учитывая, что наиболее распрост­
раненным способом представления целей в системах организа­
ционного управления является древовидная иерархическая
структура, или дерево целей (см.), рассмотрим основные рекомен­
дации по ее формированию:
приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерархий
целей, можно свести к двум подходам (см. Подходы к анализу и проектиро­
ванию систем): а) формирование структуры «сверху» - методы структури­
зации, декомпозиции, целевой, или целенаправленный, подход; б) форми­
рование структуры целей «снизу» - морфологический, лингвистический,
тезаурусный, терминальный подход; на практике обычно они сочетаются;
цели нижележащего уровня иерархии можно рассматривать как сред­
ства для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они же явля­
ются целями для уровня нижележащего по отношению к ним (свойство
«двуликого Януса»); поэтому в реальных условиях одновременно с ис­
пользованием философских понятий «цель», «подцель» удобно разным
уровням иерархической структуры присваивать различные названия
типа «направления», «программы», «задания», «задачи» и т.п.);
в иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на
нижний происходит как бы смещение «шкалы» цели - от цели-направле­
ния (цели-идеала, цели-мечты) к конкретным целям и функциям, которые
на нижних уровнях структуры могут выражаться в виде ожидаемых ре­
зультатов конкретной работы с указанием критериев оценки ее выполне­
ния, в то время как на верхних уровнях иерархии указание критериев мо­
жет быть либо выражено в общих требованиях (например, «повысить
эффективность»), либо вообще не приводится в формулировке цели;
186 для того чтобы структура целей была удобной для анализа и организа­
ции управления, к ней рекомендуется предъявлять некоторые требования:
расчленение на каждом уровне должно быть соразмерным, а выделенные
части - логически независимыми; признаки декомпозиции (структуриза­
ции) в пределах одного уровня должны быть едиными; число уровней иерар­
хии и число компонентов в каждом узле должно (в силу гипотезы Миллера
или числа Колмогорова) не превышать К = 7 ± 2. Эти требования не всегда
совместимы, и на практике нужно искать компромиссы;
процесс развертывания обобщенной цели в иерархической структу­
ре в принципе может быть бесконечным, однако на практике ситуация
иная: во-первых, в силу гипотезы Миллера число уровней иерархии сле­
дует ограничить 5-7, а во-вторых, на каком-то уровне возникает потреб­
ность изменить «язык» описания подцелей, и для того, чтобы не созда­
вать сложностей при восприятии структуры, целесообразно считать
одним «деревом цели» ту часть структуры, которая может быть сфор­
мирована в терминах одного «языка» (политического, экономического,
инженерного, технологического и т.п.); иными словами, возникает по­
требность в стратифицированном представлении структуры целей.
Рассмотренные закономерности необходимо учитывать при
разработке методик структуризации и структур целей (см. Ме­
тодика структуризации целей и функций).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ І МІСЦЕ В НЬОМУ ФІСКАЛЬНО-...
Аудит розрахунків з оплати праці
Аэродинамическая труба
Планування діяльності аудиторських фірм
ТОВАРНИЙ АСОРТИМЕНТ І ЙОГО ПОКАЗНИКИ


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (20.10.2011)
Переглядів: 1596 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП