Обобщение результатов исследований процессов целеобразо- вания, проводимых философами, психологами, кибернетиками, и наблюдение процессов обоснования и структуризации целей в конкретных условиях позволили сформулировать некоторые об щие принципы, закономерности, которые полезно использовать на практике. 182 Основными закономерностями целеобразования являются следующие. 1. Зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии познатт объекта (процесса) и от времени*. Анализ опре делений понятия «цель» позволяет сделать вывод о том, что, фор мулируя ее, нужно стремиться отразить в формулировке или в способе представления цели основное противоречие: ее активную роль в познании, в управлении, и в то же время необходимость сделать ее реалистичной, направить с ее помощью деятельность на получение определенного полезного результата. При этом формулировка цели и представление о ней зависят от стадии по знания объекта, и по мере развития представления о нем цель может переформулироваться. При формулировании и пересмотре цели коллектив, выполня ющий эту работу, должен определить, в каком смысле на данном этапе рассмотрения объекта и развития наших представлений о нем употребляется понятие цели (см.), к какой точке условной шка лы «идеальные устремления в будущее - реальный конечный ре зультат деятельности» ближе принимаемая формулировка цели. По мере углубления исследований, познания объекта цель может сдвигаться в одну или другую сторону на шкале, а соот ветственно должна изменяться и ее формулировка. 2. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. При анализе причин возникновения и формулирования цели нужно учитывать, что на нее влияют как внешние по отношению к сис теме факторы (внешние требования, потребности, мотивы, про граммы), так и внутренние факторы (потребности, мотивы, про граммы самой системы и ее элементов, исполнителей цели); при этом последние являются такими же объективно влияющими на процесс целеобразования факторами, как и внешние (особенно при использовании в системах управления понятия цели как сред ства побуждения к действию). Цели могут возникать на основе взаимодействия противоре чий (или, напротив, коалиций) как между внешними и внутрен ними факторами, так и между внутренними факторами, уже существующими и вновь возникающими в целостности, находя щейся в постоянном самодвижении. * Две первые закономерности сформулированы Л.А. Растригиным и П.С. Граве [7]. 183 Эта закономерность характеризует очень важное отличие открытых систем (см.), развивающихся систем с активными эле ментами от технических систем, отображаемых обычно замкну тыми, или закрытыми моделями. Теория управления последни ми оперирует обычно понятием цели, как внешним по отношению к системе, а в открытых, развивающихся системах цели не зада ются извне, а формируются внутри системы* на основе рассмат риваемой закономерности. 3. Возмоэ/сность (и необходимость) сведения задачи формули рования обобщающей {общей, глобальной) цели к задаче ее струк туризации'^'^. Анализ процессов формулирования обобщенной (глобальной) цели в сложных системах показывает, что эта цель первоначально возникает в сознании руководителя или иного лица, принимающего решение (ЛПР), не как единичное понятие, а как некоторая достаточно «размытая» область. Исследования психологов показывают, что цель на любом уровне управления вначале возникает в виде некоторого «обра за» или «области» цели. В наибольшей степени это проявляется на уровне глобальной цели. При этом достичь одинакового по нимания этой области цели всеми ЛПР, видимо, принципиально невозможно без ее детализации в виде неупорядоченного или упо рядоченного (в структуре) набора одновременно возникающих взаимосвязанных подцелей, которые делают ее более конкретной и понятной для всех участников процесса целеобразования. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что задача фор мулирования обобщающей цели в сложных системах не только мо жет, но и должна сводиться к задаче структуризации или декомпо зиции цели. Коллективно формируемая структура цели помогает достичь одинакового понимания общей цели всеми ЛПР и испол нителями. 4. Закономерности формирования структур целей. Следующие три закономерности развивают рассмотренные закономерности применительно к структурам целей. З а в и с и м о с т ь с п о с о б а п р е д с т а в л е н и я ц е л е й от с т а д и и п о з н а н и я о б ъ е к т а . Цели могут представлять- * Впервые эту мысль высказал Ю.И. Черняк, и она вначале вызвала резкое непонимание, но впоследствии была учтена при проведении реформ 70-х гг. XX в. ** Закономерность сформулирована автором данного раздела в 1974 г. ([6, С. 39] и др.). 184 ся в форме различных структур (см.): сетевых (декомпозиция во времени); иерархических (см.) различного вида (декомпозиция в пространстве) - древовидных (см. Дерево целей), со «слс1былш свя зями», в виде «страт» (см.) и «эшелонов» (см.) М. Месаровича; в матричной (табличной) форме. На начальных этапах моделирования системы, как правило, удобнее применять декомпозицию в пространстве, предпочти тельнее - древовидные иерархические структуры. Возникновение «слабых» иерархий можно объяснить тем, что цели вышестоящих уровней иерархии сформулированы слишком «близко» к идеаль ным устремлениям в будущее, а представление исполнителей о целях-задачах и подцелях-функциях не может обеспечить эти ус тремления. Представление развернутой последовательности подцелей (функций) в виде сетевой модели требует хорошего знания объек та, законов его функционирования, технологии производства и т.п. Иногда сетевая структура может быть сформирована не сра зу, а последующие подцели могут выдвигаться по мере достиже ния предыдущих, т.е. пространство между обобщающей целью и исходным первоначальным пониманием первой подцели будет заполняться как бы постепенно. Такое представление может быть использовано и как сред ство управления, когда руководитель хорошо представляет себе конечную цель и ее декомпозицию во времени, но не уверен, что конечную цель сразу поймут исполнители; тогда он может вы двигать перед ними подцели постепенно, по мере достижения пре дыдущих, корректируя их с учетом мнений и возможностей ис полнителей*. Перспективным представляется развертывание во времени иерархических структур целей, т.е. сочетание декомпозиции цели в пространстве и во времени. П р о я в л е н и е в с т р у к т у р е ц е л е й з а к о н о м е р н о сти ц е л о с т н о с т и . В иерархической структуре закономер ность целостности, или эмерджентности (см. Закономерность целостности), проявляется на любом уровне иерархии. Приме нительно к структуре целей это означает, что, с одной стороны, достижение цели вышестоящего уровня не может быть полнос тью обеспечено осуществлением подчиненных ей подцелей, хотя и зависит от них, а с другой - потребности, программы (как внеш- * Такое «расщепление» цели предложил Л.А. Растригин [7 и др.]. 185 ние, так и внутренние) нужно исследовать на каждом уровне структур|1зации. При этом получаемые разными ЛПР расчле нения подцелей в силу различного раскрытия неопределеннос ти могут оказаться различными, т.е. разные ЛПР могут предло жить разные иерархические структуры целей и функций даже при использовании одних и тех же принципов структуризации и методик. Иными словами, эффект целеобразования проявляется на каж дом уровне иерархии, но при этом большая неопределенность как бы расчленяется на более мелкие. Соответственно и задача ана лиза потребностей, мотивов, программ, влияющих на формиро вание обобщенной цели, тоже расчленяется на подзадачи анали за более частных потребностей, мотивов, программ на каждом уровне, что становится более реальным, и в результате появляет ся возможность согласования мнений ЛПР на каждом шаге струк туризации. З а к о н о м е р н о с т и ф о р м и р о в а н и я и е р а р х и ч е с ких с т р у к т у р ц е л е й . Учитывая, что наиболее распрост раненным способом представления целей в системах организа ционного управления является древовидная иерархическая структура, или дерево целей (см.), рассмотрим основные рекомен дации по ее формированию: приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерархий целей, можно свести к двум подходам (см. Подходы к анализу и проектиро ванию систем): а) формирование структуры «сверху» - методы структури зации, декомпозиции, целевой, или целенаправленный, подход; б) форми рование структуры целей «снизу» - морфологический, лингвистический, тезаурусный, терминальный подход; на практике обычно они сочетаются; цели нижележащего уровня иерархии можно рассматривать как сред ства для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они же явля ются целями для уровня нижележащего по отношению к ним (свойство «двуликого Януса»); поэтому в реальных условиях одновременно с ис пользованием философских понятий «цель», «подцель» удобно разным уровням иерархической структуры присваивать различные названия типа «направления», «программы», «задания», «задачи» и т.п.); в иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как бы смещение «шкалы» цели - от цели-направле ния (цели-идеала, цели-мечты) к конкретным целям и функциям, которые на нижних уровнях структуры могут выражаться в виде ожидаемых ре зультатов конкретной работы с указанием критериев оценки ее выполне ния, в то время как на верхних уровнях иерархии указание критериев мо жет быть либо выражено в общих требованиях (например, «повысить эффективность»), либо вообще не приводится в формулировке цели; 186 для того чтобы структура целей была удобной для анализа и организа ции управления, к ней рекомендуется предъявлять некоторые требования: расчленение на каждом уровне должно быть соразмерным, а выделенные части - логически независимыми; признаки декомпозиции (структуриза ции) в пределах одного уровня должны быть едиными; число уровней иерар хии и число компонентов в каждом узле должно (в силу гипотезы Миллера или числа Колмогорова) не превышать К = 7 ± 2. Эти требования не всегда совместимы, и на практике нужно искать компромиссы; процесс развертывания обобщенной цели в иерархической структу ре в принципе может быть бесконечным, однако на практике ситуация иная: во-первых, в силу гипотезы Миллера число уровней иерархии сле дует ограничить 5-7, а во-вторых, на каком-то уровне возникает потреб ность изменить «язык» описания подцелей, и для того, чтобы не созда вать сложностей при восприятии структуры, целесообразно считать одним «деревом цели» ту часть структуры, которая может быть сфор мирована в терминах одного «языка» (политического, экономического, инженерного, технологического и т.п.); иными словами, возникает по требность в стратифицированном представлении структуры целей. Рассмотренные закономерности необходимо учитывать при разработке методик структуризации и структур целей (см. Ме тодика структуризации целей и функций).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»