Понятия, характеризующие строение и функционирование систем
Обыденная трактовка рассматриваемых далее понятий (эле мент, связь и др.) не всегда совпадает с их значением как специ альных терминов системного описания и анализа объектов. Поэтому кратко рассмотрим основные понятия, помогающие уточнять представление о системе. Понятия, входящие в определение системы, тесно связаны между собой и, по мнению Л. фон Берталанфи, не могут быть определены независимо, а определяются, как правило, одно че рез другое, уточняя друг друга, и поэтому принятую здесь после довательность их изложения следует считать условной. Элемент - простейшая, неделимая часть системы. Однако ответ на вопрос, что является такой частью, может быть неоднозначным. Например, в системе управления предприятием элементами мож но считать подразделения аппарата управления, а можно - каждо го сотрудника или каждую операцию, которую он выполняет. Поэтому необходимо уточнить определение: элемент - это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели. Определить предел членения системы не всегда легко. Систему можно расчленять на элементы различными способами в зависи мости от формулировки задачи, цели и ее уточнения в процессе проведения системного исследования. При необходимости можно изменять принцип расчленения, выделять другие элементы и по- 19 лучать с помощью нового расчленения более адекватное представ ление об анализируемом объекте или проблемной ситуации. Определяя элемент, пришлось употребить понятие цель, ко торое будет охарактеризовано далее (понятия, входящие в опре деление системы, как было уже отмечено, не могут быть опреде лены независимо одно от другого), поэтому была сделана попытка не использовать понятие цели, а поставить рядом с ним понятия аспекта рассмотрения, задачи, хотя точнее использовать поня тие цель. Компоненты и подсистемы. Иногда термин элемент исполь зуют в более широком смысле, даже в тех случаях, когда система не может быть сразу разделена на составляющие, являющиеся пределом ее членения. Однако при многоуровневом расчленении системы лучше использовать другие термины, предусмотренные в теории систем: сложные системы принято вначале делить на подсистемы, или на компоненты. Понятие подсистема подразумевает, что выделяется относи тельно независимая часть системы, обладающая свойствами сис темы и, в частности, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другие свойства - свойство целостности, коммуникативности и т.п., определяемые закономер ностями систем. Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупности однородных элемен тов, то такие части принято называть компонентами. Расчленяя систему на подсистемы, следует иметь в виду, что так же, как и при расчленении на элементы, выделение подсис тем зависит от цели и может меняться по мере ее уточнения и развития представлений исследователя об анализируемом объекте или проблемной ситуации. Связь - понятие, входящее в любое определение системы и обес печивающее возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяют как ограничение степени свободы элемен тов. Действительно, элементы, вступая во взаимодействие (связь) между собой, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии. В определениях системы термины связь и отношение обычно используются как синонимы. Однако существуют разные точки 20 зрения: одни исследователи считают связь частным случаем от ношения; другие, напротив, отношение рассматривают как част ный случай связи; третьи предлагают понятие связь применять для описания статики системы, ее структуры, а понятием отно шение характеризовать некоторые действия в процессе функцио нирования (динамики) системы. Связи в конкретных системах могут быть одновременно оха рактеризованы несколькими признаками: направлением, силой, характером (или видом). Важную роль в моделировании систем играет понятие обрат ная связь. Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования. Предлагались многоконтурные модели управления экономи ческими системами. При разработке моделей функционирования сложных саморегулирующихся, самоорганизующихся систем в них, как правило, одновременно присутствуют и отрицательные, и положительные обратные связи. На использовании этих поня тий базируется, в частности, имитационное динамическое модели рование. Цель и связанные с ней понятия целесообразности, целенап равленности лежат в основе развития системы. Процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен. На протяжении всего периода развития философии и теории по знания происходило развитие представлений о цели. Анализ оп ределений цели и связанных с ней понятий показывает, что в за висимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа в понятие цель вкладывают различные оттенки - о т и д е а л ь н ы х у с т р е м л е н и й до конкретных целей - к о н е ч н ы х р е з у л ь т а т о в , достижимых в пределах некоторого интервала времени и формулируемых иногда в терминах к о н е ч н о г о п р о д у к - т а деятельности. В некоторых определениях цель как бы транс формируется, принимая различные оттенки в пределах условной «шкалы» - от идеальных устремлений к материальному вопло щению, конечному результату деятельности. Противоречие, заключенное в понятии цель, - необходимость быть побуждением к действию, «опережающим отражением» (тер мин введен П.К. Анохиным), или «опережающей идеей», и одно временно материальным воплощением этой идеи, т.е. быть дос- 21 тижимои, проявлялось с момента возникновения этого понятия: так, древнеиндийское «артха» означало одновременно «мотив», «причину», «желание», «цель» и даже - «способ». Для того чтобы отразить диалектическое противоречие, зак люченное в понятии цель, в БСЭ дается следующее определение: цель - «заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей»* («заранее мыслимый», но все же «ре зультат», воплощение замысла; подчеркивается также, что поня тие цели связано с человеком, его «сознательной деятельностью», т.е. с наличием сознания, а для характеристики целеустремлен ных, негэнтропийных тенденций на более низких ступенях раз вития материи принято использовать другие термины). Диалектико-материалистическое понимание цели очень важ но при организации процессов коллективного принятия решений в системах управления. В реальных ситуациях необходимо огова ривать, в каком смысле на данном этапе рассмотрения системы используется понятие цель, что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - и д е а л ь н ы е у с т р е м л е н и я , которые помогут коллективу ЛПР увидеть перспективы, или р е а л ь н ы е в о з м о ж н о с т и , обеспечивающие своевременность за вершения очередного этапа на пути к желаемому будущему. При формулировании целей нужно учитывать закономерное- ты целеобразования и применять методики структуризации целей и функций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятия, характеризующие строение и функционирование систем» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»